Даешь наш секс в нашем городе!
На «НТВ-мир» начался показ нового русского сериала «Бальзаковский возраст, или Все мужчины сво…»
Как любая попытка подражания, свежеиспеченная женская эпопея по-русски грешит прямолинейным заимствованием формальных приемов, которые сами по себе отнюдь не гарантируют успеха по существу.
А потому, предвосхищая как всегда запоздалые, но, хочется верить, неотвратимые шаги отечественных мыловаров на пути освоения телевизионной гендерной целины, попробуем понять: в чем, собственно, секрет непреодолимой притягательности «Секса и города»? Думаю, прежде всего – в безошибочной точности психологических нюансов, которая проявляется буквально во всем: в блеске рискованных острот, неожиданной сентиментальности, в сочности типажей, в шарме героинь. А главное – в тонкости сюжетных ходов и отсутствии художественной халтуры и дешевки. Ведь как ни печально, но именно эти составляющие зрительского успеха при создании телесериала принято игнорировать прежде всего: принято думать, что средний потребитель не клюет на изощренную художественною форму… И московские телевизионные деятели искусств, увы, исключением из этого правила не оказались.
В отличие от «Секса и города», который насыщен отсылками к американским культурным, бытовым и социальным реалиям, «Бальзаковский возраст…» изобилует в основном унифицированными интерьерами сплошь двухуровневых еврохором (очевидно, самая характерная особенность нынешней московской жизни) и прочими гламурными псевдоприметами повседневности исполненной любовного томления «среднестатистической» москвички. Правда, во вчерашней серии одна из, ну конечно, четырех героинь испытывала затруднения материального характера и даже плакала по этому поводу.
Впрочем, тут следует сказать о еще одном принципиальном моменте, касающемся непосредственно способа актерского существования. В отличие от изящной психологической нюансировки исполнительниц бравой четверки «Секса и города», российские артистки, представляющие четверку «Бальзаковского возраста», вне сомнения, в согласии с режиссерской концепцией, существуют в подчеркнуто утрированной острохарактерной стилистике. В итоге уже сама по себе скабрезная ходульность анекдотоподобных эпизодов не вызывает ни доверия, ни сочувствия, ни понимания, так еще и постоянное комикование, уместное, скорее, в ситкоме, давит в зародыше едва возникающее зрительское участие. Собственно, в этом месте желательно подробнее остановиться на личностных характеристиках российских героинь и их исполнительниц. Вот что сообщает о них интернет-страничка сериала на сайте НТВ: «Они знакомы не первый год. Вера, Алла, Юля и Соня – четыре подруги. Они так не похожи: разные характеры и разные судьбы, но их объединяет одно – им слегка за тридцать и они живут в большом городе.
Подруги многое повидали на своем веку. В их жизни были ссоры и расставания, новые знакомства и любовь, мужья и поклонники. Но, несмотря на разочарование и обман, крушение надежд и иллюзий, каждая из них не перестает верить в то, что однажды на широких проспектах большого города она встретит того единственного, который останется с ней навсегда, который полюбит ее такой, какая есть.
Вера (Юлия Меньшова)
Психолог. Мать-одиночка. Она вышла замуж рано, чтобы насолить матери, забеременела и родила дочку. Но семейное счастье Веры продолжалось недолго – очень скоро она развелась. Вера живет с мамой и дочерью, которой уже исполнилось шестнадцать.
Алла (Лада Дэнс)
Адвокат по уголовным делам. Красивая, умная, самостоятельная женщина. Она никогда не унывает и находит выход из самых сложных жизненных ситуаций.
Соня (Алика Смехова)
Уже два раза была замужем. Несмотря на заботу и бережное отношение, оба Сониных мужа отошли в мир иной. Теперь вдова находится в поисках очередного достойного "старика".
Юля (Жанна Эппле)
Самая влюбчивая из подруг. Нежная, эмоциональная и нерешительная. В личной жизни ей не везет – "она из тех, кто ныряет к мужику в постель на первом же свидании, а потом удивляется, почему еще ни один мужчина не прожил с ней больше двух недель"…»
Намеренно прибегаю к столь развернутому цитированию: героини не только выглядят исключительно функциональными сюжетными «фишками», но и позиционируюся создателями именно в таком качестве. Любопытно, впрочем, не это. А то, что сами по себе актрисы-исполнительницы, ставшие по случаю премьеры гостьями промо-выпуска ток-шоу «Принцип домино» (НТВ) «Чего хочет мужчина?», являются просто идеальными и – натуральными (!) персонажами, отражающими и судьбами, и характерами, и убеждениями, и рассуждениями культурно-социальную палитру реалий сегодняшней тусовочной Москвы. Их эмоциональные студийные разглагольствования, во многом основанные на личном, подчас драматичном, но не драматизируемом опыте, а во многом на «продвинутых» и имеющих хождение в определенных кругах стереотипах, были помножены на азарт ведущих программы Ханги и Ищеевой – того же поля ягодок. Тут и возник тот телевизионный эликсир жизни, ради которого хотелось смотреть «Секс и город» и который пока (впереди еще больше половины сериала) не ощутим в «Бальзаковском возрасте…»
«Секс и город» — это комментарий, порой сатирический, а порой лирический, на нравы и быт Манхэттена, изображаемые в связи с частной жизнью четырех героинь — журналистки Кэрри (Сара Джессика Паркер), галерейщицы Шарлотты (Кристин Дэйвис), специалистки по пиару Саманты (Ким Кэттролл) и юристки Миранды (Синтия Никсон). Истории и разговоры четырех подруг касаются близости — в частности, физической близости — с мужчинами. Но при этом главным в сериале остается стилизованный и опоэтизированный Нью-Йорк. Он изображен царством моды и красоты — модели, дизайнеры, вечеринки — праздник, который всегда с тобой. Героини только и представимы в таком Нью-Йорке, с его искусственностью и искусством, шумом и суетой его уличной жизни, скученностью, дискомфортом, энергией, винегретом культур и профессиональных тусовок.
Здесь сюжет предусматривает прямое соучастие телеаудитории в судьбах героинь — в которых фиксируется «здесь и сейчас» американской городской культуры. Возможно, создатели московского сериала не ставили перед собой такой задачи. Но очень хочется, чтобы киевский «секс и город» появился именно таким. А значит единственным и неповторимым.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ