Разговорчики в струю

6 Травня 2004
622
6 Травня 2004
15:22

Разговорчики в струю

622
Прошедший месяц, наконец, ознаменовался выходом в эфир обновленного «Шоу Иванны Найды» на «Новом канале», сменившего сошедшее с дистанции «Життя прекрасне!» Як ми вже повідомляли, вийшло друком четверте число часопису "Детектор медіа". Протягом найближчого часу ми будемо публікувати на сайті кращі матеріали з нього. Розповсюджується часопис безкоштовною адресною розсилкою. Замовити друковану "Детектор медіа" можна, написавши нам за адресою info@telekritika. kiev. ua або 04112, Київ, вул.
Разговорчики в струю
Ризька, 15, ГО "Детектор медіа".

Прошедший месяц, наконец, ознаменовался выходом в эфир обновленного «Шоу Иванны Найды» на «Новом канале», сменившего сошедшее с дистанции «Життя прекрасне!»

Неисчерпаемость тем и проблем облегченного содержания в нашем телеэфире подчас просто обескураживает. Вкупе с обилием всезнающих дневных красавиц, населяющих «страны советов» по «принципу домино», в которых, несмотря на «короткое замыкание», «про вас все знают», «хотят и будут». Кажется, количество дневных ток-шоу в наших телевизорах скоро превысит количество продвинутых домохозяек, которые днем не спят, ночью не кушают, все смотрят, кто и о чем еще с ними поболтает «за жизнь».

Вот и прошедший месяц, наконец, ознаменовался выходом в эфир обновленного «Шоу Иванны Найды» на «Новом канале», сменившего сошедшее с дистанции «Життя прекрасне!».

Сохраняя все видовые черты дневного сценарного ток-шоу, ставшего едва ли не обязательным атрибутом программной сетки уважающего себя и зрителя телеканала, эта выходящая по будням программа обладает рядом небудничных особенностей.

Уже сама структура передачи свидетельствует о намерении творческого коллектива собрать воедино как можно больше жанровых наработок, существующих в данном формате.

Три основных блока этого студийного мероприятия, кроме блиц-парада подлинных историй подлинных героев, включают в себя также обязательного VIP-гостя, привносящего свой звездный нюанс в главную тему. А также своеобразное ноу-хау под условным названием «выбор»: специальный гость студии пытается при помощи аудитории разрешить некую насущную дилемму здесь и сейчас. К тому же, в небольших антрактах между тремя актами шоу зрители могут поучаствовать в аттракционе а-ля «Поле чудес»: передать приветы своим близким, обратиться с жалобами в различные инстанции, назначить свидание, словом, воспользоваться эфиром на свое усмотрение. Все эти собранные с миру по нитке драматургические изыски плотно упакованы в один час эфирного времени минус рекламные паузы. То есть, темп, в котором ведущая Иванна Найда вынуждена преодолевать эту дистанцию по телевизионному многоборью, – просто-таки олимпийский.

К тому же, в отличие от форматных собратьев по дневному эфиру, шоу «Нового канала» позиционируется как информационно-развлекательное и социально направленное. Темы ежедневных выпусков проекта говорят сами за себя: «врачебная ошибка», «жертвы контролеров», экстремальные роды, украинские миротворцы в горячих точках и т.д. При этом основная смысловая тематическая нагрузка, фактически, сосредоточена на первом блоке, за минут пятнадцать которого нужно представить заявленный предмет обсуждения, разговорить нескольких героев тематических историй, добыть из них «показания», дать слово экспертам в аудитории, предложить варианты разрешения ситуации.

Закономерно, что чаще всего от программы остается ощущение немотивированной спешки. Ведущая вынуждена поторапливать гостей, подчас довольно жестко направлять, а порой и резко перебивать собеседников. А ведь гости программы, опять-таки, в отличие от привычных завсегдатаев дневных теле-салонов, люди, мягко говоря, не публичные, то есть те, кого принято называть простыми. В отличие от записных самопиарщиков, они, как правило, достаточно косноязычны, да и истории их – не о богемных похождениях с гламурными подробностями.

Как раз именно социальная ориентация программы на подлинные жизненные ситуации приводит в студию «Нового канала» людей социально травмированных. Подчас оказавшихся в действительно тяжелых жизненных обстоятельствах. К тому же, довольно часто это отнюдь не столичные жители.

Сама мысль о том, какую титаническую работу проворачивают редакторские группы проекта, а их – пять, по количеству еженедельных выпусков программы, вызывает восхищение, граничащее с ужасом. На самом деле, «нарытое» ими – это во всех отношениях драгоценный и особо деликатный телевизионный материал. Речь даже не столько об элементарной человеческой деликатности в студийном общении. Речь о технологической деликатности, которая необходима для получения из подобного материала действительно качественного телепродукта. Как, например, «Без табу» с Ольгой Герасимьюк, безусловно, не единственно возможный, но так же, безусловно, единственный существующий удачный социальный студийный проект.

Что же касается «Иванны Найды» как шоу – ее оптимальный технологический режим еще впереди.

Впрочем, это не вполне корректное сопоставление. «Без табу» рассматривает ситуации вопиющие, сюжеты выдающиеся, выходящие за рамки ординарных житейских коллизий. Здесь каждый выпуск – добротная документальная эпопея.

«Шоу Иванны Найды» – наоборот, выбирает ситуации стрессовые, экстремальные, но все же обыденные, оказаться в которых, не дай Бог, может каждый. Как любому может упасть кирпич на голову (тема одного из первых выпусков). Здесь важны не так собственно перипетии конкретных событий и индивидуальные особенности их участников, как некий обобщающий срез социальных ловушек, в которые есть шанс не угодить, посмотрев программу. И герои с их историями здесь представлены лишь в качестве ряда прецедентов. Это понятно, логично, нормально с точки зрения функциональных задач программы. Но, по сути, довольно бестактно по отношению к живым людям и, в сущности, не технологично по отношению к ежедневному формату. Собственно, в этом и состоит уже упомянутая мною «неделикатность» данной телетехнологии по отношению к сверхценному человеческому материалу.

То есть, создатели «Шоу» ставят перед собой, перед ведущей, перед ни в чем не повинными нормальными героями задачу априори невыполнимую: вживую, в режиме реального времени, отработать в студии все то, чему, по идее, место в совсем ином телевизионном виде и жанре. Документальный репортаж, внятный журналистский сюжет по определению, по всем своим видовым, жанровым, стилистическим и прочим параметрам как раз и является тем «велосипедом», который на глазах у зрителей впопыхах пытается монтировать из «подручных средств» Иванна Найда в студии одноименного шоу. И коль скоро хронометраж программы может позволить себе роскошь человеческого общения лишь в минимальных дозах, то и героям хорошо бы появляться перед зрителем уже в качестве реальных персонажей показанного сюжета. Когда уже нет необходимости нервно, путано и по-быстрому выкладывать все от и до, а есть возможность уделить внимание тем важным и поучительным подробностям, которые и представляют собой ценность индивидуального опыта для широкой аудитории.

Не случайно одной из самых удачных стала программа под названием «Стоит ли отправлять сына на войну?», главной темой и главными героями которой были украинские миротворцы. Именно информационная разработанность темы, которая в связи с последними событиями в Ираке подробно и часто освещалась всеми украинскими СМИ, позволила всем участникам шоу: и ведущей, и гостям, и экспертам, и зрителям органично и насыщенно вести дискуссию.

Впрочем, как уже было сказано, тематическая подача занимает лишь первую треть «Шоу с Иванной Найдой». Далее следует вполне автономная, и, как правило, ничем не примечательная беседа со знаменитостью со стандартным набором «А что вы?», «А как вы?», «А с кем вы?». Самым ярким исключением стал, пожалуй, Константин Райкин, который оказался действительно уникальным и универсальным собеседником, дающим интересные ответы на любые вопросы.

В третьей части «Шоу» еще один герой, прибегнув к советам студийных зрителей, пытается принять судьбоносное решение. Можно сказать, что эта идея сама по себе кажется интересной, хотя и несколько умозрительной. Собственно, эта умозрительность и оказывается, в конечном счете, непреодолимым препятствием. Не то чтобы вызывает сомнения подлинность героев и насущная неразрешимость их ситуаций. Как раз наоборот. Но, выслушав очередное сбивчивое, но темпоритмичное повествование и в ответ на него ряд бойких и порой довольно дельных и душевных советов, как-то поневоле начинаешь прицениваться к рейтинговому эквиваленту собственных житейских неурядиц. И с каким-то особым умиротворением отмечаешь: слава Богу – не формат…
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
622
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду