Пятнадцать лет в добровольном рабстве

7 Листопада 2003
806
7 Листопада 2003
14:40

Пятнадцать лет в добровольном рабстве

806
...в октябре 1988-го на экраны Советского Союза были допущены – на пробу – первые пять серий «Рабыни Изауры» в октябре 1988-го на экраны Советского Союза были допущены – на пробу – первые пять серий «Рабыни Изауры»
Пятнадцать лет в добровольном рабстве
Давеча Леонид Парфенов («Намедни», НТВ-мир) напомнил нам о скромном, но знаковом юбилее, который иначе прошел бы незамеченным.

А именно: ровно 15 лет назад, в октябре 1988-го, на экраны Советского Союза были допущены – на пробу – первые пять серий «Рабыни Изауры».

Проба удалась. Как и еще пятнадцатью годами ранее – во время первого показа «Семнадцати мгновений весны», – обезлюдели улицы, под угрозой срыва оказались вечерние смены и дойки…

И понеслось. Несчастную рабыню (оказывается, серий там было всего 30 – помнится же какая-то уходящая вдаль бесконечность) сменили «богатые», исправно «тоже плакавшие» аж 250 серий, еще позже развернулась во всю ширь (или, скорее. «длинь») «Санта Барбара», на которой наше, уже постсоветское телевидение «сломалось», так и не показав до конца (есть большое подозрение, что сами авторы тоже не поняли, случился ли этому конец)…

Девочек стали называть Марианнами, дачи – фазендами, Луис Альберто превратился в героя анекдотов, в квартирах – к месту и не к месту – начали буравить арки в колониальном стиле Западного побережья…

В общем, так или иначе, но с появлением «телемыла» (в первую голову – латиноамериканского) наша жизнь изменилась – явочным порядком, нас об этом не спросив.

Собственно, сериалы стали реанимацией на новом историческом витке мелодрамы – жанра бессмертного благодаря апеллированию к универсальным механизмам зрительского восприятия и народных чаяний.

Как и в классической мелодраме, в них наличествовал обязательный «джентльменский набор» персонажей: страдающая героиня, благородный герой, злодей, комик или комическая (по-опереточному – «каскадная») пара.

Добро – бальзам на исстрадавшиеся души! – в конце концов обязательно торжествовало над злом.

Сильные переживания становились прекрасным эмоциональным раздражителем, компенсирующим, замещающим и отвлекающим одновременно, т.е. налицо было достижение терапевтического эффекта в широких масштабах.

Народ глубоко и на длинной (в отличие от одно-двухсерийного формата) дистанции «внедрялся» в семейные, любовные, производственные и т.п. ситуации, что позволяло анализировать и апробировать разнообразные психологические модели взаимоотношений.

Наконец, происходило всё это – еще один привет классической мелодраме с её готическими замками и далекими островами! – в краях тропически-экзотических для отечественного зрителя, в массе своей дальше Крыма с Кавказом не выезжавшего, да еще и в не менее экзотичных социальных слоях.

Прошли годы. Как язвительно заметила в своем сюжете корреспондент НТВ, теперь за всем вышеперечисленным далеко ходить не надо: сериалы «о трудной судьбе среди богатой обстановки» снимаются уже дома.

И впрямь. Отечественные сериалы нынче штампуют, как пельмени на конвейере, и часто даже трудно отличить их друг от друга, т.к. попавшая «в струю» актерская компания бодро кочует с одной кнопки на другую.

Былого резонанса, правда, сериалы уже не вызывают – разве что появится нечто вовсе из ряда вон выходящее, например «Бригада» про хороших бандитов.

Некоторое оживление возникает, пожалуй, только по поводу экранизаций известных книг – от «Идиота» до Марининой с Донцовой (здесь стимулом для зрительского интереса неминуемо становится постоянное сравнивание с любимым оригиналом).

Жажду экзотики народ теперь свободно может утолить другими способами: на то есть различные вариации «Дискавери» и прочие подводно-воздушно-заповедно-туристические программы.

Потребность в наблюдении пограничных ситуаций и психологических нюансов удовлетворяется с помощью не менее разнообразных реалити-шоу – от невинного «Последнего героя» до анонсированного ТНТ экстремального «Голода»…

Конечно, встречаются еще фанаты «Эсмеральды» или «Влюбленных в танго», но в целом сериалы сейчас заняли в нашем эфире то место, что и во всем мире: они стали зрелищем если и не для домохозяек (у нас этот социальный слой все еще составляет не столь значительный процент телеаудитории), то для «приближающегося» к таковым зрительского сегмента.

И все-таки, оглядываясь назад, нет-нет да и взгрустнется о нас, тогдашних, способных так самозабвенно увлечься нехитрыми святочными историями, в которых все случалось «как лучше» – а не «как всегда».
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
806
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 594
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду