Театр уж полон… чего?

31 Березня 2003
810
31 Березня 2003
10:55

Театр уж полон… чего?

810
Международный день театра канал «1+1» отметил специальным выпуском программы «Я так думаю» с изначально конфликтным названием «Почему я ушел из театра».
Театр уж полон… чего?
Сложно сказать, где еще в мире – и с таким размахом – отмечается Международный день театра 27 марта, объявленный таковым 40 лет назад по инициативе International Theatre Institute.

У нас же он – во всяком случае, среди театральных людей – прижился.

Уже 10 лет именно 27 марта вручается премия «Киевская пектораль» в многочисленных номинациях по итогам предыдущего года.

В этот раз к театралам присоединился канал «1+1», отметивший праздник специальным выпуском программы «Я так думаю» с изначально конфликтным названием «Почему я ушел из театра».

С церемонией награждения «Пекторалями», в принципе, все ясно: в который уже раз – невнятные видеофрагменты спектаклей, танцующие дети, народные хоры, в общем – сборный концерт, не несущий в себе подлинной театральности. Да и в определении победителей особой интриги не получилось.

Так что значительная часть коллег (подогретая, вдобавок, анонсами – нарезкой из фрагментов передачи, где дело доходило чуть не до драки) сделала выбор в пользу «1+1» и осталась дома, либо добежала до ближайших «ящиков».

…Вообще телевидение – штука массовая и демократичная. В популярной передаче (тем более – в формате ток-шоу) совсем ни к чему лишние тонкости, интересные и доступные лишь специалистам.

Однако объект разговора все же должен быть достаточно освоен авторами программы. Тем более, что театр относится к тому разряду тем, в которых – как в футболе, медицине и педагогике – якобы разбираются все, хотя это глубоко обманчивая доступность.

Но на сей раз редакторы передачи подвели обычно корректную и компетентную Анну Безулик. А у самой ведущей тоже не оказалось собственного – четкого – понимания предмета.

Все это лишний раз подтверждает хроническое «бомжевание» театра на отечественных телеэкранах. Канули в Лету и прекрасная авторская программа Натальи Грабченко «Весь світ театру» (в нынешнем «Колизее» в рамках «Телемегаполиса» на «Грависе» – лишь ее крупицы), и масштабный проект создания видеоверсий лучших постановок, и «Театр на ладонях» с ТЕТа, и «Арт-афиша» – вместе с ЮТАРом…

Ни одной хотя бы частично посвященной театру программы (лишь новостийные сюжеты, пусть и качественные) не появилось за все годы их существования на крупнейших негосударственных телеканалах – «1+1», «Интере», ICTV, СТБ, Новом (спасибо, хоть «Тонис» упорно показывает каждую неделю «Шедевры мировой сцены» да «Гравис 7» крутит по двадцатому разу киевские спектакли 6-7-летней давности)… Телеверсия (съемки + эфир), когда-то торжественно обещанная Александром Роднянским победителю «Пекторали-98» – спектаклю Театра на Подоле «В степях Украины» – тоже, как водится, не была осуществлена.

Так что кавалерийский наскок, которым в «Я так думаю» попробовали «отработать» проблемы театра, чтобы, скорее всего, вновь благополучно о них забыть, – неудивителен. Странно, если бы было иначе – при таком общем отношении к театру нашего ТВ.

Некорректность в данном случае началась уже с названия выпуска – пускай и эффектного для анонсирования. К кому относится «ушел из театра»? К зрителю? Но он-то – любой специалист подтвердит – сегодня ходит в театр чаще и охотнее, чем лет 7-8 назад. К героям в студии? Но большинство из них никуда не уходили (кроме Снежаны Егоровой и Леся Танюка, причем последний – если вспомнить историю вопроса – не по своей воле; и политикой профессионально занялся позже) и уходить не собираются.

Дальше – больше: вопросы – словно бы с другой планеты плюс навязчивое акцентирование «звездности» и заработков… В результате взвешенные голоса потонули в эмоциях либо в демагогии, и все вылилось в едва ли не сознательно провоцируемую и подогреваемую внутрицеховую «разборку», не очень вразумительную для простого зрителя.

Ему, зрителю, ведь, в сущности, все равно, какие такие спонсоры есть у театра Любови Титаренко, какую глубокую теоретическую базу подводит под деятельность Русской драмы Михаил Резникович или почему, имея достаточно серьезные наработки (прежде всего - в отношении законодательной базы), комиссия Верховной Рады по культуре, возглавляемая Лесем Танюком, на протяжении уже 2,5 парламентских созывов так и не может сдвинуть с мертвой точки неповоротливую бюрократическую махину.

В конце концов, публика просто приходит в театр – и хочет, чтобы ей было интересно. В противном случае – просто «голосует ногами». И все наши выяснения отношений для нее – экзотика, не более.

С другой стороны, «Я так думаю» – это же не пресловутые «Окна», в конце концов!

Впрочем, люди театра отчасти сами виноваты. Конечно, скандальные моменты передачи во многом носили характер игрово-демонстративный: скажем, и активно спорящих Снежану Егорову, Любовь Титаренко, и “лагідних” Анатолия Хостикоева и Алексея Кужельного, и даже Леся Танюка я спокойно могу представить себе в общей театральной работе.

Но очень часто актеры и режиссеры, идя на поводу у публики, обожающей подглядывать за кулисы в малейшую щелочку, презентуют себя, свою жизнь, свои театральные дома именно в соответствии с ожиданиями этой самой публики и бульварных изданий – то есть как стриптиз, террариум, рассадник интриг, разврата, и прочая, и прочая…

Такое вдохновенное самоуничижение очень распространено: достаточно вспомнить увенчанный «Пекторалями» (симптоматично!) хит последних сезонов «Зрители на спектакль не допускаются!» Театра на левом берегу – или самую свежую премьеру Молодого под немудрственным названием «Вистава про театр», где люди театра предстают сплошь напыщенными позерами либо недалекими склочниками.

В этом, конечно, есть доля правды.

Театр по природе своей изначально апеллирует к ситуациям экстремальным, конфликтным, обостренным, запутанным – чем и сам, естественно, «заражается». «Бывают на свете сложные механизмы, но театр сложнее всех», – как говаривал персонаж универсально-типического полотна М.Булгакова «Театральный роман».

И вовсе не зря тайные, скрытые от глаз процессы в политике, экономике и т.п. называют именно закулисными играми.

Но правда – и в другом.

В том, что «театр – это нечто похожее на монастырь. …Здесь молятся своему Богу, повторяя одни и те же молитвы. И еще: все закулисные лестницы во всех театрах мира очень похожи на тюремные…» (Жан Кокто).

И в том, что театр, по большому счету, «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез…» (Борис Пастернак). Его коренные обитатели (конечно, если это не случайные «квартиранты» или самоуверенные проповедники) – на самом деле непостижимы и наивны в своей ежедневном демиургическом конвейере, в создании все новых и новых миров, которыми они так же доверчиво делятся со своим зрителем.

За это можно простить многое. Если не все.

…Последнее впечатление от Международного дня театра – актеры. Обессилевшие, взъерошенные. И счастливые оттого, что в этот – для кого-то праздничный, а для кого-то рабочий день – они успешно отыграли хороший спектакль, а репетиция, закончившаяся в 21-00, получилась удачной – здорово «разбросали» какую-то сцену…

Что, в конце концов, как раз и стало главным достижением, главным смыслом. Подлинным праздником Театра.

И свой бокал вина в тот вечер я лично выпила не в ходе бурных обсуждений и официальных церемоний, а в подвальной гримерке с друзьями-коллегами.

За то, чего никогда не узнает зритель.

За тайну Театра, которая есть мы.

И за то, чтобы «мир ловил нас, и не поймал», - как велел написать на своем могильном камне мудрый шутник Сковорода.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
театровед, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
810
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 597
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду