Свои
«Свої люди все це робили, думаєте, що - Сталін?», «Бога нема, совесті нема, роби, що хочеш», «Радіо кричить - всьо хорошо, весела музика, аж на танці тяне, а люди із голоду мруть», «И не плакала, и не жалко, и не боялась», - так сегодня говорят о гибели родных герои документальных фильмов.
Фильмы о голодоморе были показаны практически в один день. На Первом национальном - специальное программирование. Тех, кто помнит голодомор, остается все меньше. Их рассказы чудовищны - недаром грузинский фильм «Голодомор» из цикла «Оккупация», показанный на «Эспресо TV», начался с предупреждения о том, что его не рекомендуется смотреть детям до 16 лет и людям с неустойчивой психикой.
И самые страшные рассказы даже не о том, что ели лягушек, собак, котов - в деревне тишина - «ніхто не гавкає». Или о том, «що ми їли, з нас і виливалося, бо воно неприродне, вонюче». И не о том, что вначале еще многих детей ясельного возраста подбрасывали в детские дома или оставляли в людном месте на улице - для того, чтобы они выжили. А уже потом - наоборот, стали прятать, но дети всё равно пропадали.
Самое страшное то, что голод, ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ голод - физически приводит к сумасшествию. Фотографию обезумевшей женщины с ножом в руке, которая зарезала своих детей, нашли в архивах СБУ, и она обошла весь мир.
В грузинском фильме «Голодомор» есть рассказы о том, как обезумевшие родители своих детей просто съедали. Сначала старшие по возрасту дети едят младших. А средние - знают, что будет с ними потом. Есть докладные записки ГПУ о том, как расчленяли детей. Есть рассказы об убийствах и о людоедстве. Эти рассказы долгое время были засекречены. Каннибалы по-прежнему жили в своих селах, и соседи знали, что те-то и те съели детей. Или родителей. Ничего личного. Просто голод.
История голодомора, которая замалчивалась вплоть до распада Советского Союза - была по-разному рассказана в разных документальных фильмах. В «Жерновах» Анны Гин больше внимания уделили прямой речи - десяткам свидетельств выживших. В фильме «Геноцид украинского народа» (Первый национальный) взяли за основу дневник Александры Радченко из архивов СБУ. За ведение этого дневника, «контрреволюционного содержания», она была осуждена на 10 лет.
Еще один документальный фильм - о голоде в Украине в двадцатых годах под названием «Американская помощь голодающей Украине» (Первый национальный) - рассказ о помощи благотворительной организации АРА и том, что впоследствии советская власть обвинила ее в шпионаже, а всех, сотрудничавших с АРА, репрессировала. В те годы - в 1921-1923 годах, в Украине погибло, по разным источникам, от 2 до 5 миллионов человек, и если бы не помощь международных благотворительных организаций, жертв могло быть намного больше.
«Коммунистическая звезда принесла не меньше горя, чем свастика, - говорят авторы грузинского документального цикла. - Оба этих режима методично уничтожали политических противников».
В конце 1929 года, когда в СССР шел активный процесс коллективизации, больше всех большевикам сопротивлялась украинское село. И зажиточное крестьянство надо было уничтожить как класс. Служба безопасности Украины рассекретила документы о селянских восстаниях, которые предшествовали голодомору. Архив СБУ совместно с Центром исследований освободительного движения обнародовали уникальные фотографии украинских повстанцев тех времен, а также уголовные дела против их лидеров и фотографии изъятого у них оружия.
Кто не разделял политику партии и не отдавал последний колосок - отправлялся в Сибирь. Приходили за ним, как правило, ночью, и потому в селах всегда по ночам боялись услышать тихий стук. Арестовано и расстреляно было столько людей, что весной 1932 года много земли было попросту не засеяно - некому и нечем было сеять. СССР стоял на грани голода. Самое тяжелое положение - в Украине и на Кубани.
Этот период называют одним из самых тайных периодов СССР. Катастрофическая засуха - так его называли в советских энциклопедиях. Иван Багряный, украинский поэт и публицист, в статье «Почему я не хочу возвращаться в СССР?» после переписи населения, проведенной в стране, спрашивает: «Куда делись в Украине десять миллионов? Что с ними случилось?»
Весь мир знает «Блокадный дневник» Тани Савичевой. «Савичевы умерли, осталась одна Таня». В Украине также умирали семьями - Сиренко, Костенко, один за другим. «Костенко Мария впала, коли йшла в поле на роботу, упала і померла»...
Но в блокадном Ленинграде были внешние враги, а здесь государство убивало своих граждан. Нереальный, убийственный план по хлебозаготовкам - историки называют это террором голодом. Герои фильмов о голодоморе рассказывают о том, что в домах не оставалось ничего - печь, стол и стул. Это называлось «штурмовой декадник». Появилось специальное постановление о хлебозаготовках: те села, которые не дали план, вывешивались на так называемую черную доску. В них запрещали привозить товары. У них забирали всё, что удавалось найти. Сначала зарытые в огороде колоски, потом скатерть, брюки. Потом забирали мертвых - за ними во дворы приходили специальные группы.
Из этих деревень запрещали выезжать. Их охраняли войска, не выпускали никого, так как было постановление, что люди должны вернуться на места постоянного проживания. Отрезанными от внешнего мира оказались пять миллионов человек. Если черный флаг был вывешен на сельсовете, - значит, село полностью вымерло от голода.
Геноцидом называют историки голодомор в Украине - и 16 стран мира признали этот геноцид. «Сталин ставил задачу отнять национальное самосознание, - говорит герой фильма "Геноцид украинского народа" Левко Лукьяненко, - Чтобы в будущем не шла речь и ни об Украине, ни об украинцах».
Но кто же, как не сами украинцы, были среди исполнителей задуманного Сталиным? Ведь те, кто входил в команды «из незаможников» под руководством чекистов, были свои люди. Послушайте свидетелей из фильмов: «Ледарі й непрацюги ходили, шукали хліб»; «Активисты с железными палками искали хлеб, ходили с металлическими щупами, чтобы не спрятали»; «Хтось заявив, що колоски у нас є. А суддя побачив, що мама пухла, і відпустив вмирати додому»; «На чолі бригад ставили класово витриманих, що знають куток»; «Свої люди все це робили, думаєте, що - Сталін?»
Свои люди в годы Второй мировой выдавали евреев фашистам. Свои люди, а не только Янукович, уничтожали Майдан. Свои люди, а не Путин, «знають куток» на территории нынешних военных действий.
Вот и прошел еще один День памяти жертв голодомора. И опять - как минимум на год - эта тема уйдет в небытие.
А ведь стоило бы - не только о жертвах, - но и об этом тоже - помнить.
Фото - www.gazeta.lviv.ua