Чудеса в решете

10 Січня 2003
0
863
10 Січня 2003
22:11

Чудеса в решете

0
863
Тонны макаронных изделий, которые производят наши телеменджеры всех звеньев и уровней, пытаясь оправдать убожество отечественного вещания песней о рейтинге - это полная ерунда. На наших улицах не бывает чудес… Эта печальная, но, в сущности, очевидная мысль посетила меня при попытке ответить на вопрос, почему у нас нет собственных рождественских киносказок, на манер тех американских, очаровательную коллекцию которых выдал на этой неделе «1+1».
Чудеса в решете
Сентиментальные и трогательные, комические и фантастические - это изящно скроенные по универсальным голливудовским лекалам модели иллюзий и фасоны утешения. В них богатые становятся добрыми и справедливыми, а бедные становятся богатыми. И порция простого человеческого счастья полагается каждому, как кусочек рождественской индейки. И нет страшнее преступления, чем подорванная вера в настоящего Санта Клауса. Кажется, фильм назывался «Чудо на 34-й улице», в котором девочка- героиня за семейной рождественской трапезой у камина и с индейкой в центре стола произносит сакраментальную фразу о том, что их застолье выглядит точно как в телевизоре. Не хватает только толстой кухарки-негритянки, собачки и парочки братьев и сестер.

Как же должна сегодня выглядеть новогодняя семейная идиллия нашего среднестатистического соотечественника? Каков ее личный состав, имущественный ценз, социальный статус и – главное – антураж и содержимое заветных грез?

На нашем ТВ никто не пытался ответить на вопрос, какое чудо и как именно может произойти с кем-то из нас сегодня. Последнее телевизионное Новогоднее чудо произошло на улице Строителей в известном фильме Рязанова . С тех пор на наших улицах и в наших квартирах чудес не происходит. Мы честно жили этим чудом много-много лет. Сначала – потому что это были наши улицы и наши квартиры. Потом, потому что это были дорогие воспоминания о том, как наши улицы были такими и как на них были возможны чудеса.

Сегодня можно сказать, что срок давности этого чуда истек. Это больше не чудо. Вернее, теперь это чудо – только из прошлого. Теперь это только старая сказка, всего лишь старая сказка. Потому и «пролетело», по всем статьям, нынешнее новогоднее телеменю со своими обоймами советского кино и телеретро. Ностальгия работала, пока зрителю верилось в чудо возвращения в прошлое. И удивительно и горько сознавать, что именно телевидение прошляпило этот исторический момент нашей готовности жить собственным сегодняшним днем.



Технологически настоящее Чудо, которое лежит в основе телевизионного праздника как регламентирующего общественного феномена возникает в пространстве рутинной, узнаваемой повседневности. Чудо взрывает эту рутину фейерверком воплощаемых в реальность надежд. Поэтому здесь так важны предметы и приметы сегодняшней обыденности. Они – залог того, что чудо может произойти здесь и сейчас, со всеми и с каждым, а, значит, и со мной, но со мной - обязательно.

На самом деле, это очень серьезно. Эта непаханная телевизионная целина лежит в сфере общественной идеологии, социальных ориентиров и культурной политики государства. И отсутствие госзаказа на подобную телепродукцию еще несколько лет назад свидетельствовало о недальновидности новейших идеологов, а отсутствие его сегодня уже говорит об их преступном невежестве и дилетантстве.



Теперь непосредственно о маркетинговой политике нашего так называемого коммерческого телевидения. Тонны макаронных изделий, которые производят наши телеменджеры всех звеньев и уровней, пытаясь оправдать убожество отечественного вещания песней о рейтинге - это полная ерунда. Отсутствие новогоднего телечуда на наших улицах и в наших квартирах доказывает это просто с убийственной разоблачительностью.

Почему? Да потому, что те, для кого зрительский рейтинг реально, а не на словах и не для отвода глаз, определяет объем собственного кошелька – как раз и заняты прицельным и с каждым днем все более точным поиском попаданий в систему повседневных упований обывателя-соотечественника. Кто же это? Это наши пресловутые рекламщики. Совсем недавно «Детектор медіа» подробно описывала новейшие эксклюзивные разработки отечественных рекламистов, которые ориентированы на очень конкретные и очень сегодняшние стереотипы благополучия широкого потребителя-покупателя-зрителя.

Так что по злой иронии судьбы сегодня именно в рекламной паузе наш сегодняшний зритель может утешиться рождественской сказкой о бесшабашной мужской техногенной целеустремленности, и о всесильной и спасительной женской преданности на пути к непростой заветной мечте – «не влететь в копейку». Других чудес на наших улицах пока не случается. Очевидно, потому, что телевизионные топ-менеджеры и так сыты собственной «рейтинговой» лапшей. И можно только догадываться, кто за нее платит, а кто расплачивается.
LIKED THE ARTICLE?
СПОДОБАЛАСЯ СТАТТЯ?
Help us do more for you!
Допоможіть нам зробити для вас більше!
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
0
863
Читайте також
20.09.2001 14:25
Наталія Лигачова
«Детектор медіа»
2 842
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду