Слезоточивый экран

Слезоточивый экран

31 Серпня 2013
17120
31 Серпня 2013
13:01

Слезоточивый экран

17120
Фильм студии «1+1» «Женщина-банкомат» дал вволю наплакаться постоянной аудитории телеканала, но в причинах острой социальной проблемы так и не разобрался
Слезоточивый экран
Слезоточивый экран

«Детектор медіа» публікує дві точки зору на документальний фільм власного виробництва «1+1» -  «Жінка-банкомат». Автори обох рецензій зазначають, що фільм піднімає гостру для України проблему жінок-заробітчанок за кордоном, але не відповідає на питання про причини її виникнення. Але Марина Бердичевська та Андрій Кокотюха по-різному формулюють «головну правду» «жінок-банкоматів», яка залишилася за кадром.

 

Последний выходной в череде летних отпусков и праздников. 23:00, постоянная аудитория «1+1» наверняка мирно умостилась под одеялом перед телевизором. В этот момент она видит на экране название «Женщина-банкомат» и замирает с пультом в руке. На десятой минуте комок подкатывает к горлу, на пятнадцатой - слезы потоком катятся из глаз. Нам показывают «социальных сирот» - детей, оставленных своими матерями для их же блага. Матери уехали в Италию, чтобы обеспечить достойную ежемесячную ренту для брошенных сыновей и дочек.

 

Эти неуспешные на родине женщины, изрядно битые жизнью, имея за плечами несчастливый брак и ужас перед перспективой в отчаянии наблюдать, как собственные дети голодают, ехали в солнечный Рим, жаркий Неаполь и хмурый Милан за лучшей жизнью. А приехали, как оказалось, «на панщину». Но эту «панщину» они не спешат покидать. По ту сторону «занавеса» - их дети, живущие в квартирах с дорогим ремонтом, дорогой мебелью и изысканными сувенирами, имеющие все то, чего нет у их сверстников в бедных селах Прикарпатья и Закарпатья - ролики, велосипеды, фотоаппараты, квадроциклы. Но дети, как один, говорят о том, что все эти «шмотки» не заменят им материнской любви.

 

Истории нескольких женщин повторяются, переплетаются, перекликаются. Невыносимо смотреть на их слезы, их морщины, их горькие улыбки. Больно слушать их детей, не умеющих выразить, да и не всегда понимающих, как нужна им была мама все эти годы. Комок снова и снова подкатывает к горлу. Фильм давит на слезные железы. Намеренно и планомерно.

 

Интересно, что украинское телевидение (как кажется, вслед за российским) давно усвоило этот трюк и не устает пользоваться им. Смех или слезы. Третьего не дано. И чем больше слез при просмотре ток-шоу, сериала или памятного концерта, тем лучше. Ведь верную его аудиторию - женщин за 40, у которых тоже за плечами история неуспеха, несчастливый брак, неблагодарные дети или горе в семье, - этих хлебом не корми, дай вволю поплакать. В роли психолога - голубой экран.

 

Фильм «Женщина-банкомат» претендует на звание документальной драмы. Он показывает голую правду. Восхищает проделанная за кадром работа - отыскать в Неаполе и Риме украинок, таких разных и таких похожих, уговорить их не только рассказать о себе на камеру, но и снять «в живой обстановке» (а уж чего стоило договориться о съемке в доме 90-летнего итальянского профессора, даже представить сложно), посетить села, где живут их дети и заглянуть буквально в каждый уголок их жилищ. Но этот тщательный нарратив, эти вывернутые наизнанку жизни парадоксальным образом рождают ощущение фальшивки.

 

По крайней мере, такое ощущение должны были испытать люди, привыкшие к тому, что настоящее кино - документальное или нет - побуждает к размышлениям, выдвижению аргументов и контраргументов, выстраиванию новых логических цепочек и, наконец, к формированию убежденности, мнения, точки зрения. Но именно этого, а ведь это главное, «Женщина-банкомат» не обеспечивает зрителю. В сухом остатке после просмотра - омытые слезами глаза, облившееся кровью сердце и много вопросов без ответа.

 

Ни одна из героинь фильма не говорит о том, что легального статуса приходится ждать два-три-четыре года, иногда и больше, как повезет. Этот статус могут получить только те, за которых подали документы в Миграционную службу их работодатели. И работодатели в массе своей радостно пользуются безграничной властью над заробитчанками - либо склоняя их к сожительству, либо выгоняя восвояси. Шантаж выглядит примерно так: «Станешь любовницей - озолочу, статус получишь, детей заберешь. А если нет? Нет секса - нет работы». Делают это солидные пожилые сеньоры за 70. Официальное замужество - редкое и счастливое исключение в среде украинских заробитчанок. Между тем, все они втайне завидуют таким счастливицам и продолжают надеяться на свою удачу. И потом, какой смысл работодателю помогать украинке перейти на легальное положение? Ей же придется сразу повысить зарплату! Понятно, почему героини фильма не посчитали нужным об этом рассказать. Но ведь деликатно спросить их об этом никто не запрещал.

 

Нам показывают брошенных детей и заставляют горевать об их сиротской судьбе, в которой мать выбрала пахать с утра до ночи и обеспечить их качественным жильем, качественной одеждой и обувью, вкусными продуктами. Было бы куда лучше, если бы она оставалась с тремя детьми и мужем-алкоголиком в Украине, в хибарке с покосившимися окнами и протекающей крышей, с двумя тощими курами на заросшем бурьяном дворе. Кормила бы деток черным хлебом и перловой кашей и потихоньку припрятывала бы по десятке на водку.

 

Героини снова не говорят главного: даже на свою нищенскую по меркам Италии зарплату они могут купить себе и детям качественную кожаную обувь, качественную одежду (система скидок там действует постоянно), качественные и вкусные продукты. Маленький пример: 250 граммов ароматного итальянского кофе стоит в период скидок 1-2 евро, брусок самого что ни на есть настоящего пармезана - 4-5 евро. О том, что и по каким ценам предлагают вместо этого потребителям в многочисленных торговых сетях нашей уютной родины, даже говорить не хочется. И они, героини, это прекрасно знают. Они понимают, что даже теперь, когда по Италии разгуливает кризис, любой пенсионер может позволить себе нанять сиделку, она же горничная, она же повар. Они знают, что у каждой престарелой пары есть 10-20 тысяч на счету в банке. И разве не мечтает каждая из них остаться жить в такой стране, забрать туда детей и мирно растить внуков?

 

Они говорят на камеру то, что от них хотят услышать: как тяжело они работают ради своих детей, как им обидно, что брошенные дети отдаляются от них, как они хотят домой. Но молчат о том, что в западных областях Украины работы нет вообще. Способ выжить один - натуральное хозяйство. Но, чтобы его вести, нужно иметь дом в пригодном для проживания состоянии, хозпристройки, инвентарь, корову и прочую живность. Вести такое хозяйство - труд куда более тяжелый, чем мыть современными моющими средствами чужие унитазы, забрасывать в стиральную машинку-автомат чужое грязное белье и готовить в чистой кухне со свежим ремонтом и нормальной кухонной утварью несложную еду.

 

Эти женщины уже прошли через самое страшное - одиночество в чужой стране, привыкание к статусу прислуги, сексуальные домогательства стариков. Так что, грустя об Украине, они лукавят. Пережив все это, любая сильная женщина (а среди них слабых нет, это уж точно) начинает строить далеко идущие планы. Трехэтажные дома в родных селах - это только запасной аэродром. Ну, и достойное вложение кровью и потом заработанных средств. А истинные задачи-минимум в их головах формулируются так: перебраться из Неаполя в Милан (там платят больше), рвануть в Америку (там платят еще больше), выйти замуж за итальянца и забрать к себе детей.

 

Потому что там, где пока что вынужденно растут их дети, жить по-человечески, не считая каждую копейку на базовые для существования вещи, не спиваясь и не теряя человеческий облик от беспрестанной нищеты, просто невозможно. Это - главная правда «женщин-банкоматов», увы, оставленная за кадром.

 

Фото надане прес-службою «1+1»

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
17120
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду