Когда герой показывает язык
Сохранять профессиональное спокойствие на территории международного фестиваля документального кино «Флаэртиана» довольно сложно. Вот прямо перед вами участник жюри международных фестивалей от Канн до Торонто Лучано Барисоне (Швейцария). Французский кинокритик Анне Брюнсвик, автор первого фильма о Довлатове Валерия Курбатова - уже режиссёр из США; младший из польской династии режиссёров Павел Лозинский, фильм представителя иранской (!) документалистики Араша Лаоти... Благодаря «Флаэртиане» в Пермь ведут все дороги адептов авторского кино, а опыт создателей единственного в России международного форума документалистики изучают авторитетные эксперты.
Польский режиссёр Павел Лозинский представил в Международной конкурсной программе кинофестиваля совместную работу с Лозинкским-старшим «Отец и сын»
«Фестиваль - это разовое событие, пик. Встречаем гостей, делимся с ними опытом, разрабатываем новые проекты, проводим мозговые штурмы и набираем людей в новую команду», - рассказывает в интервью «Детектор медіа» основатель и президент «Флаэртианы» Павел Печёнкин. Работу оргкомитет продолжает целый год. С 2009 года в Пермском крае имплементированы образовательные мероприятия по документалистике. Начиная с детсадовского возраста пермяков знакомят с культурой смотрения документального кино и ведения дискуссий, а школьников и преподавателей привлекают к съёмкам.
Дело молодости
Изначально концепцию фестиваля определил опыт длительного наблюдения Роберта Флаэрти. В противовес экспериментатору Дзиге Вертову он ввёл в документальное кино драматургию «слегка намеченного сюжета» и погружения в повседневную жизнь героя.
Идея принадлежит Павлу Печёнкину и его единомышленникам. «1994 год. Американский режиссёр в центре России. Его именем и назвали фестиваль - только в молодости можно такое сделать», - вспоминает он. Помимо государственного финансирования, для организации первого фестиваля удалось привлечь и спонсора.
Павел Печёнкин. Фото - Festival Flahertiana
Продолжительно время «Флаэртиана» была семинаром, в рамках которого после просмотров документального кино обсуждались проблемы кино, времени, этнографии, визуальной антропологии.
В 2006 году, после смены губернатора и министра культуры Пермского края, фестиваль осваивает международное направление. Определяя свою нишу, основатели «Флаэртианы» развивают платформу для авторского кино, которому, в противовес телефильмам, тема длительного наблюдения близка.
Дискуссии после просмотров фильмов требуют подготовленной аудитории, и с 2009 года «Флаэртиана» начинает активную работу со студентами и школьниками. В конкурсах «ВУЗ Флаэртианы» принимают участие команды студентов и преподавателей. Они снимают сами, работают с документальными архивами Пермской синематеки.
С тех пор фестиваль открывается подведением итогов образовательных проектов «ВУЗ-Флаэртиана», «Флаэртиана-профессионал», «Флаэртиана-территория». А образовательные занятия по документалистике в Пермском крае проводятся, по словам Павла Печёнкина, начиная с детсадовского возраста и охватывают детские дома.
Детское время на «Флаэртиане». Фото Сергея Ефимова, Festival Flahertiana
Помимо поддержки Министерства культуры, фестиваль ведёт поиски альтернативного финансирования. Так, благодаря гранту Европейского союза семинары «Флаэртианы» проходят в десяти районах Пермского края. «Оказалось, что зрители такого кино не видят, - рассказывает Павел Печёнкин. - И помимо интереса, здесь важна культура. Если в телефильмы аудитория не вникает, то документальное кино требует работы. В течение года мы ориентируемся на 10 тысяч зрителей, которые не просто смотрят фильмы».
Режиссёрам метод длительного наблюдения до сих пор близок, и многие избирают его для работы над своими идеями, говорит известный российский кинокритик, член отборочной комиссии международного конкурса «Флаэртианы» Марина Дроздова. «Другое дело, что это род "религиозной" деятельности, не приносящий дохода. Потому что работать над фильмом год, или два, или несколько лет, как снимались многие фильмы в программе, может позволить себе не каждый. За этими 60 минутами, которые мы видим на экране, может быть 100 часов отснятого материала, из которого складывается история. Это род деятельности, ради которого режиссёр из реальности выключается. Или это и есть реальность его жизни - быть тенью других людей, быть тенью других историй или невидимыми персонажами, но жить жизнью своих героев», - отмечает она.
Эффект 24 умных зрителей
Реформировать подход дистрибьюторов России к документальному кино Павел Печёнкин пока не смог. Но один из залов пермского кинотеатра «Премьер» круглый год посвящён документальному кино. Билеты на 24 зрительских места покупают студенты, преподаватели, городская интеллигенция и прогрессивная молодёжь. «Документальное кино в Перми становится модным», - говорит основатель фестиваля.
Камерный «Премьер» во многом определяет атмосферу «Флаэртианы». Здесь нет огромных залов и лишних зевак. Культурные зрители не позволяют себе захватить на сеанс стаканчик кофе, а режиссёры во время дискуссий после просмотра фильма отвечают на вопросы. Количество профи из сферы кино в зрительских рядах впечатляет, чего не скажешь о журналистах.
«Это ещё не самый маленький фестиваль, - делится впечатлениями эстонский режиссёр и продюсер Марианна Каат. - Многое определяет бюджет. А оргкомитет "Флаэртианы" приглашает режиссёров всех фильмов - участников программы. Мировая практика такова, что организаторы готовы тебя принять, но приехать ты должен за свой счёт». Как отмечает госпожа Каат, помимо интересных обсуждений фильмов, «Флаэртиана» стала привычным местом встреч режиссёров и обмена опытом.
Утренние и вечерние показы фильмов конкурсной программы «Флаэртианы» дублируются, так что пропустить нужный сеанс крайне сложно
Гостей «Флаэртианы» на руках не носят. Но это формальность. Помимо гостиничного сервиса и трансфера, режиссёрам и журналистам предлагаются экскурсии и развлечения. Так, можно выбрать знакомство с городом, посетить знаменитый дом Мешкова или галереи, а то и пойти в баню. Многие документалисты выбирают поездку в мемориальный музей «Пермь-36», где до конца 1980-х был лагерь для политзаключённых.
Сама Пермь с её разноплановыми зданиями и широкими проспектами просто создана для прогулок.
В Перми символика Советского Союза и названные в честь коммунистов улицы чередуются с граффити и другими проявлениями современного искусства
В команде «Флаэртианы» случайных людей нет. К примеру, ведущий фотограф, обладатель гран-при пермской биеннале Сергей Ефимов периодически расхаживает в униформе охраны кинотеатра «Премьер», где он работает по совместительству. Примерно в такой последовательности Павел Печёнкин и представляет своего сотрудника гостям фестиваля :)
Господин Ефимов говорит, что работа в «Премьере» не очень опасна. Тем более что за его плечами патриотический клуб «Ратибор» и госслужба судебных приставов. «В 50 лет я решил кардинально изменить свою жизнь и оставшиеся годы провести в своё удовольствие, - рассказывает Сергей Ефимов в перерыве между съёмками. - Мне интересна не столько сама фотография, а то, что с её помощью я могу показать, как я люблю людей. Мне нравятся красивые люди - не в смысле соответствия стандартам гламурных журналов, а люди, которые "светятся". Всегда фотографирую в открытую, находясь внутри процесса. Я улыбаюсь своим героям. А если людям улыбаешься, они улыбаются в ответ».
Сергей Ефимов: «Фотография - отражение автора. Какой снимок ты делаешь,
как ты к нему относишься, такой ты и есть в твоей внутренней сущности»
Flahertiana Workshop
Flahertiana Workshop - образовательная составляющая фестиваля. Её активными участниками, наряду с российскими режиссёрами и профессорами, являются зарубежные эксперты. Проводятся занятия до и во время фестиваля.
«В основном, предлагаются открытые мастер-классы, - рассказывает куратор Flahertiana Workshop Андрей Вилисов. - Но для некоторых занятий предусмотрен предварительный отбор участников, и эксперты фестиваля наряду с преподавателями приглашают наиболее способных, по их мнению, слушателей».
Цель мастер-классов - научить будущих документалистов снимать кино и развивать свои проекты. При формировании программы воркшопов Павел Печёнкин особое внимание уделяет технологиям финансирования фильмов, без знания которых у современного режиссёра нет возможности снимать кино.
На мастер-класс известного российского документалиста Валерия Тимощенко
слушатели готовы идти на костылях
После обучения, которое может продолжаться в течение 10 дней, проводятся питчинги для участников в сотрудничестве с образовательными программами в Кракове, Ереване, куда отправляются победители. «В Краков, к примеру, отправились два режиссёра из Перми. А в Ереван из 10 участников воркшопа поехали восемь, и семь проектов получили дальнейшее развитие», - говорит Андрей Вилисов.
Основной контингент Flahertiana Workshop - начинающие кинематографисты со всей России. Но подход к обмену опытом здесь совершенно творческий, и нередко мастер-классы увлекают и профессиональных режиссёров.
«Здесь можно получить потрясающий опыт, - рассказывает в интервью ТК режиссёр, гендиректор студии «Встреча» и главный режиссёр Дирекции общественно-политического вещания Первого канала Наталья Гугуева. - К примеру, на практические занятия при участии режиссёров приглашаются интересные герои. Мы с ними общаемся, задумываем фильм. А потом есть возможность снять две-три минутки истории и сравнить видение каждого участника».
Команда Flahertiana Workshop трудолюбива и гостеприимна
В этом году открытые занятия Flahertiana Workshop посетило около тысячи участников.
Дискуссии
В основе образовательных программ и формировании культуры дискуссии «Флаэртианы» - индивидуальный подход. «Нам интересны сами аудитории, и документальное кино выступает темой для разговора», - говорит координатор проекта «Флаэртиана-социум», руководитель отдела медиаобразования Государственного краевого киноцентра «Пермькино» Ольга Ахмедзянова.
Обсуждения фильмов - ещё одна причина познакомиться с «Флаэртианой». Ритм фестиваля задаёт, в основном, непродолжительные встречи с режиссёрами - 10-20 минут. Больше всего везёт зрителям последних сеансов, и они не отпускают авторов значительно дольше.
В небольших залах «Премьера» фильмы смотрят и пермяки, и гости фестиваля. Среди первых много людей старшего возраста. Они, как правило, задают вопросы по сути заявленной в фильме темы.
Фильм «Джуниор» бельгийского режиссёра Син Ферстийе половина членов Международного жюри критиковали за непонимание проблемы главного героя
«Как у вас там в Европе с контрацепцией? Что вы себе думаете?» - интересуется зрительница у режиссёра фильма «Джуниор» Син Ферстийе. История бельгийки - о знаменитом 23-летнем боксёре, четверо из семерых братьев и сестёр которого больны аутизмом. Режиссёр объясняет, что аутизм у детей проявляется с возрастом, так что о генетическом заболевании родители Джуниора узнали не сразу.
В следующем ряду - член жюри российской программы. Высказывая своё мнение, он отмечает зрелищность «Джуниора»: «Почти игровое кино!».
Нередко после показов фильмов коллеги авторов тут же делятся отзывами: «Хорошее кино!», «Документальная комедия - редкий жанр! Браво!», или критикуют режиссёра за то, что уступил требованиям Министерства культуры и «вырезал» фрагменты картины.
На встречу с оператором картины «Прибежище» о буддийском монастыре на уральской горе Качканар Павлом Тихоновым приходит один из буддистов. После общения со зрителями они удаляются продолжать разговор о фильме и о том, что случится, когда монастырь закроют.
Некоторые фильмы располагают к дискуссии не в первую очередь. К таким относится, например, лента «Две стороны одной лошади» участницы российской программы Татьяны Соболевой.
Кстати, эту работу и хвалили как редкую документальную комедию. Речь в ней идёт о работе конной полиции, которую, по словам режиссёра, в России боятся.
Лента «Две стороны одной лошади» создавалась не для телевидения, и корректировать прямую речь руководства конной полиции Татьяне Соболевой не пришлось
Не смешивая коней и людей, госпожа Соболева выделила в сюжете вторую категорию, показав будни служащих без пафоса и официоза. Над фильмом хочется просто думать, ставить себя на место людей в униформе, с другой стороны оценить массовые мероприятия. И после краткого выступления автора и нескольких впечатлений зрителей в зале тишина. «Вопрос задайте», - просит автор известной фестивальной публике картины «Франсуа: вид на жительство». А зрители молчат :)
Специально ориентированных на журналистов встреч, пресс-конференций и круглых столов в рамках «Флаэртианы-2013» нет. Форум более ориентирован на профессионалов и профильную прессу. Публикации о фестивале выходят в таких изданиях, как «Сеанс» «Искусство кино».
Местных журналистов более увлекают пресс-клубы, в рамках которых представители местных СМИ, Министерства культуры и режиссёры после просмотра актуальных тематических фильмов обсуждают вопросы самоидентификации пермяков, современного формата Домов культуры. Причём фильмы увлекают и самих представителей отрасли, о которой идёт речь. Они активно делятся своим мнением о том, как отображена проблема в работах режиссёров.
Для российских режиссёров «Флаэртиана» - это не только обмен опытом, но одна из основных и перспективных платформ для презентации фильмов. «С одной стороны, может показаться, что в телеэфире много документалистики, но это документалистика иллюстративна, будь то историческая тема или во многом лукавые, создающие фальшивые образы, формально похожие на реальность, но не имеющие ничего общего с ней ток-шоу, - говорит Марина Дроздова. - С показом авторской документалистики очень большая проблема. И фестивальные площадки - очень важный момент, чем больше будет внимания к ним, тем больше возможностей будет увеличить аудиторию. Ведь авторская документалистика - это фильмы, благодаря которым люди думают и имеют возможность выбирать свои пути в жизни».
Во второй части материала читайте о российской и международной программе «Флаэртианы-2013».
О победителях читайте здесь.
Фото автора и со страницы фестиваля «Флаэртиана» в Facebook