Итоги «Евровидения»: Россию заколбасило
Как только были объявлены итоги конкурса песни «Евровидения», сразу же стало понятно: что-то на постсоветском пространстве, да начнётся. В России - уж точно. Предполагалось даже: начнётся мощная агитация за уход РФ из конкурсов Евровидения, отказ от участия. И - да, началось! Нетерпимость - она всегда предсказуема и никаких вариантов не знает. А виной всему - «бородатая женщина» Кончита Вюрст; как рассказывал во время комментирования Тимур Мирошниченко: «Wurst по-німецьки - це ковбаса, Кончіта Ковбаса». Вот Россию и заколбасило.
Давным-давно подмечено: монументы чувства юмора не имеют. Столь же давно подмечено: Россия и россияне на глазах превращаются в монумент самим себе - помпезный и величественный. Этакий монумент на самообслуживании: сами себе, к своему собственному постаменту, возлагают цветочки, веночки и прочие знаки почитания, сами стирают пыль, подкрашивают и, как могут, реставрируют, заделывают трещины, коих идёт всё больше.
С момента аннексии Крыма превращение России в железобетонный монумент собственному величию набрало невиданных оборотов и, похоже, вообще вошло в штопор. Российские СМИ живописуют победу над «хохлами» - не особо сопротивлявшимися, кстати говоря - как новую победную веху в российской истории, торжество доблестного российского оружия и вообще чуть ли не продолжение победоносной Великой отечественной войны, которая, как известно, в России никогда не кончается и никогда не окончится. Короче, голова у нашего монумента закружилась (или, всё же, зашаталась?) нешуточно. В тех самых российских СМИ и в выступлениях околопутинских интеллектуалов уже слышны призывы к тому, чтобы «лязг российских танков был далеко слышен», и даже - да, это правда! - к присоединению к России всей Европы: мол, алле-оп - и все европейские высокие технологии станут российскими, а европейцы тоже будут довольны, поскольку и им обломится от непреходящего российского величия. О том, что гипотетическое присоединение Европы к России будет означать не процветание России, а крах и деградацию Европы, наши монументальные соседи предпочитают не задумываться.
В общем, всё бы было хорошо, если бы не Кончита Вюрст - исчадие ада, воплощение сил тьмы и зловещее порождение тлетворного Запада. Её победа - это была очередная наглая провокация Запада против чистой и непорочной России. Очередная попытка разложить Россию и направить её на путь порока и растления.
Страсти по Кончите разгорелись ещё в январе: судя по «АиФ», вознегодовали российские правозащитники (!!!) - анонимные, правда: «Недовольство правозащитников вызвал образ Вурст - трансвестита, который носит женские платья, но при этом не сбривает бороду... Эксперты пролагают, что участие Вурст может навредить детям». И вправду, какой ужас: насмотрятся на Кончиту Вюрст российские дети - и тут же сами кинутся бороды отращивать.
В общем, всё, точка: отныне Россия будет участвовать только в детских утренниках и их же, детские утренники, показывать по телевизору. И - нельзя удержаться от комментариев - просто умиляет фрагмент материала: «...Под петицией, составленной активистом, в настоящее время подписались около 400 человек». Следующее предложение с нового абзаца: «Стоит отметить, что 12 стран уже отказались от участия в музыкальном конкурсе "Евровидение-2014"». Надо понимать, отказались именно по причине Кончиты Вюрст.
А вот и она, петиция граждан: «Популярный международный конкурс, который будут смотреть НАШИ ДЕТИ, с подачи европейских либералов стал рассадником содомии».
А комментарии, комментарии! «...Гомосексуальное лобби у власти в Европе - всё это плоды той самой западной толерантности... Главная цель - разложить общество до животного состояния, где нет морали, нет традиционного устоя, нет достоинств... Запад, нам не нужна твоя толерантность». Что ни говори, а «нет традиционного устоя» - весьма серьёзное обвинение. Только вот какой устой считать традиционным? Домострой? «Да убоится жена мужа своего»? «Разложить общество». Что ни говори, а в годы СССР всё было просто и понятно: тогда зловредный Запад разлагал советское общество, и конкурс «Евровидения» в Совсоюзе считался одним из главных инструментов этого разложения - ввиду чего и замалчивался. Но теперь-то! Зловредный Запад что есть сил разлагает своё собственное общество - так выходит?
И вот ещё что. Хорошо: толерантность - это путь в никуда, в пропасть. А какие антонимы у слова «толерантность», какие понятия противоположны ему? Нетерпимость, агрессивность, самодурство? Вот, оказывается, что поведёт человечество (разумеется, под руководством России) в светлое будущее - нетерпимость, агрессивность и самодурство. Вам хотелось бы в таком будущем жить? Как по мне, так уж лучше хоть каждый день видеть по телевизору Кончиту Вюрст.
Ну, и ещё один комментарий: «Защитить граждан от уничтожения. Восстановить историческую справедливость». Вот так - не более и не менее.
Говорите, смеяться над болезнью и больными - грех? А не смеяться над болезнью и больными - это толерантность. И что же теперь делать?
Ну, а после победы австрийца понеслось по полной: тут тебе и призывы: «Нельзя же терпеть это безумие!», и требования не допустить в России концертов победителя, и угрозы организовать сепаратный конкурс «Голос Евразии»: «Мы проводим такие мощные мероприятия мирового уровня, как Олимпиада, и такой конкурс тем более не сложно организовать». Ну, организовать можно что угодно: «Кинотавр» тоже будет едва ли не пошикарнее каннского фестиваля, вот только как быть с мировым именем, историей, авторитетом? Ах, ну, да: российские СМИ будут сообщать, что «Голос Евразии» - самый-самый песенный конкурс во всей вселенной, вот и всё решение проблемы.
И вот что удивительно. С одной стороны, Россия ненавидит Запад всеми фибрами своей славяно-православной души. А с другой стороны - почитайте всяческие форумы-комментарии - считает себя эталоном Запада и западной культуры: мол, вот как у нас - точно так же и на проклятом Западе, только ещё гораздо хуже. То же самое касается и поп-музыки. Да, сексуальная составляющая в ней значительна. Но дело в том, что на российской сцене она, эта сексуальная составляющая, вообще одна-единственная, кроме неё и нет ничего. Благо, наше телевидение нередко демонстрирует российские поп-концерты: звёзд много, всё новые и новые появляются, а большинство из них - куклы смазливые и ничего больше. Ни петь толком не умеют, ни харизмой не обладают, да и сами песни в основном - в стиле «ты нэ пой, ты ходы, ходы». Песни как повод очередной секс-якобы-бомбе появиться не сцене - и не более того.
Вот именно так россияне и восприняли Кончиту Вюрст - как секс-бомбу для извращенцев. Как сексуальный символ «падшей Гейропы». Ну, вот такие у записных моралистов понятия: сцена - это панель, а певица - всего лишь дамочка, предлагающая себя неопределённо широкой публике. Вот же в чём дело: в России просто отвыкли, что певцы выходят на сцену, чтобы петь, а всё остальное - антураж, дополнение.
Семь лет назад записные моралисты подняли громкий вой: второе место на конкурсе «Евровидения» заняла Верка Сердючка, трансвестит - куда катится мир? И невдомёк было моралистам: толстая скандальная тётка - может, не так уж сильно претендовала она быть секс-символом; может, у этого образа какие-то другие цели и задачи?
Вот так же и здесь: если бы образ Кончиты Вюрст был сугубо сексуальным - хоть для геев, хоть для кого угодно, - не мог ли в таком случае Том Нойвирт сбрить бороду? А то ведь женщина выходит какая-то не слишком привлекательная! Неубедительная, прямо скажем!
Во время трансляции второго полуфинала и финала Тимур Мирошниченко рассказывал: Том Нойвирт родился в Германии, а вот Кончита Вюрст родилась в Испании, и мать у неё тоже была бородатой, и бабка тоже. Иными словами: образ Кончиты Вюрст имеет свою легенду, и Том Нойвирт не отождествляет себя, а дистанцируется от этого образа.
И, наконец: Кончита Колбаса. Не кажется ли вам, что уважающая себя травести-дива могла бы взять и более гламурную фамилию - ну, там, Кончита Милашка?
Всё это говорит об одном: образ Кончиты Вюрст отнюдь не исчерпывается формулировкой «мужик, как баба», а возможно, и не сводится к ней. Образ этот - прежде всего пародийный. Удачный или нет - об этом можно спорить, но воспринимать его надо прежде всего с улыбкой. Только вот у российских блюстителей морали в распоряжении всего две философские категории: «положено» и «не положено».
Собственно, в современной России выяснение сексуальной ориентации известных людей, да и не только их, гадания, вычисления и подозрения на этот счёт превратились в национальное хобби. И СМИ поддерживают эту тему, как только могут, - и, кстати, отнюдь не с грифом «только для взрослых». Да и вообще, не кажется ли вам, что в российских СМИ, да и вообще в российском обществе тема секса заняла какое-то уж слишком гипертрофированное место - как у трудного подростка? И, кстати, именно в подростковом возрасте толерантность - понятие чуждое и диковинное. Так может, это у России какие-то комплексы на сексуальной почве, а вовсе не у Европы? Может, это России срочно нужно к сексопатологу? Хотя... Если политические проблемы для обсуждения - табу, нужно же общество чем-нибудь занять! Пусть люди заглядывают друг к другу в постель - главное, чтобы не во властные кабинеты. Иногда даже кажется, что неумеренное и чаще всего неуместное педалирование сексуальной темы, нагнетание страстей вокруг неё - одна из спецопераций российской пропаганды.
Если Россия откажется от участия в конкурсах «Евровидения», это, конечно же, вызовет сожаление. Как вызывает сожаление отсутствие Турции, Сербии, Боснии и Герцеговины, Словакии, Кипра и других. В отношении России, возможно, будет жаль вдвойне: у этой страны остаётся всё меньше мостиков, связывающих её с Европой.
Но, с другой стороны... 2014 год, сёстры Толмачёвы: по 12 баллов - от Азербайджана и Беларуси, 10 от Армении, по 8 от Грузии и Молдовы, 6 от Литвы, 4 от Украины, 2 от Латвии и 1 от Эстонии, итого 63 балла от стран постсоветского пространства и русскоязычного населения. От других, непостсоветских, стран - 10 от Греции, 6 от Македонии, 5 от Мальты, 3 от Израиля и 2 от Португалии, итого 26. 2011 год, Алексей Воробьёв: от постсоветских стран - 45 баллов, от всех прочих - 32. 2010 год, Пётр Налич: 68 баллов от постсоветских стран, 22 балла - от всех прочих. 2009 год, Анастасия Приходько: 63 балла от постсоветских стран, 28 - ото всех остальных. Продолжать? У Дина Гариповой в 2013 году, «Бурановских бабушек» в 2012-м было несколько другое соотношение - но сравните количество постсоветских стран и всех остальных. Не вызывает сомнений: доля постсоветских стран, голосующих не столько за исполнителя, сколько за саму Россию, непропорционально велика.
Очень похожие тенденции и в баллах, которые Россия выставляет другим участникам. Фактически каждый год мы наблюдаем автономный и даже очень автономный конкурс «Постсоветсковидение», результаты которого по недоразумению учитываются в итогах «Евровидения». Будем называть вещи своими именами: сегодня Россия выступает чрезвычайно мощным фактором, искажающим истинные результаты конкурсов.
А напоследок хочется вспомнить ещё один легендарный фильм - «Карнавальную ночь» Эльдара Рязанова. Был там такой герой - Огурцов, блестяще сыгранный Игорем Ильинским. Вот почитаешь гневные тирады россиян - и подумаешь: вся сегодняшняя Россия - страна огурцовых. И не скучно им, бедным?