Рассказывая о Донбассе – не навреди!
Очередная цитата из публикации очень уважаемого издания и очень уважаемого мною журналиста, чьи материалы всегда люблю читать: «Славянск - это концентрация настроений всего украинского востока. Депрессивный город, построенный вокруг керамического завода и небольшого разваленного курорта».
Одним словом, типичный Богом забытый райцентр, о котором, если бы не нынешние события, никто никогда и не знал бы. Нечто до крайности незначительное. Да, далее следует уточнение: «...Малый и средний бизнес практически не развивается, остатки советской промышленности доведены до отчаяния». Но что это за «остатки советской промышленности» - не уточнено. И у читателя - в том числе и донбасского читателя - остаётся впечатление: автор уверена, что Славянск - это город одного предприятия (какого-то керамического завода) плюс ещё какой-то маргинальный курортик.
Что же это за «остатки советской промышленности», не стоящие даже конкретизации? Это завод тяжёлого машиностроения «Славтяжмаш»; в советские времена он был заводом общесоюзного значения, одним из «флагманов советской индустрии». Завод строительных машин «Бетонмаш». Славянский механический завод, производивший строительную, дорожную и другую подобную технику. А ещё в советские годы, когда вы покупали цветные карандаши, на упаковке непременно могли прочитать: сделано в Славянске. Других не было, если не ошибаюсь, во всём СССР. А ещё пищевые соль и сода, также продававшиеся по всему СССР от Таллина до Владивостока. А ещё завод полихлорвиниловых плёнок. А ещё масложиркомбинат «Славянсколия». Есть в городе педуниверситет, бывший в советские годы пединститутом.
Совсем не дыра на карте, далеко не дыра - если разобраться. Да и Славкурорт в советские годы был курортом общесоюзного значения, славянские грязелечебные санатории в исцелении от некоторых болезней были уникальными не имели аналогов во всём Союзе. И, наконец, город вовсе не был специально построен вокруг керамического комбината: Славянск - один из очень немногих донбасских городов, получивших городские права ещё в XVIII веке. Луганск, Мариуполь, Артёмовск - вот, кажется, и все его побратимы по «старшинству» на две донбасские области; все остальные города Донецкой и Луганской областей получили городской статус в 1917 году (Донецк) и позже, в основном в годы сталинской индустриализации.
Увы, вся вышеперечисленная промышленная гордость - минувшая слава, «преданья старины глубокой», грустные воспоминания о былом. Все названные промышленные гиганты либо закрыты, либо пребывают в состоянии глубокого упадка. Это боль, острая и тяжёлая боль местных жителей. Боль, не утихающая вот уже более двадцати лет.
Пренебрежительное, снисходительное отношение журналистов ранит донбассовцев. Очень сильно ранит. Любое высказывание, которое можно воспринять как ехидное или высокомерное, любое подчёркивание (а тем более смакование!) провинциальности, захудалости, незначительности - оно воспринимается крайне болезненно. Живописание упадка, а тем более его живописание без тени сочувствия, воспринимается, словно копание в ране.
Именно этот упадок - едва ли не основная причина, питающая ностальгию по СССР как по утраченному раю. По утраченной славе, по утраченной гордости, по утраченной роли в жизни страны - вне всякого сомнения.
Именно этот упадок, среди множества других причин, заставляет жителей Донбасса обращать взоры на Россию. Какую Россию они видят, что о ней - сегодняшней - знают и какой представляют? Да ту же самую видят, какую и все мы - телевизионно-сериальную, рекламно-глянцевую, якобы богатую, якобы благополучную и якобы процветающую. Да, прямо под боком - Восточный Донбасс, пограничные с Украиной районы российской Ростовской области, депрессивные из депрессивных на все 100%. Но, во-первых, не так уж много кто туда ездит - донбассовцы, как и все украинцы, живут небогато, тяжело зарабатывают свой хлеб: им не до праздных разъездов. А во-вторых, парадокс телевидения: многие и многие жители Донбасса воспринимают телевизионную Россию как большую реальность, чем жизнь соседних российских регионов. Во всяком случае, воспринимают как норму, как правило, тогда как депрессивный Восточный Донбасс - как исключение из правила, досадное недоразумение.
И именно нынешний упадок - опять же, среди длинного ряда других факторов - является причиной неприязненного или, по крайней мере, настороженного отношения многих донбассовцев к Украине. Поскольку позволяет включить простую и незамысловатую логику, не требующую долгих раздумий и мучительного поиска объяснений: упадок начался после провозглашения независимости - значит, является прямым следствием независимости. И как вариант: националистическая Украина преднамеренно довела русскоязычный Донбасс до полного упадка.
Вот почему необязательное по сюжету подчёркивание журналистами признаков этого упадка - без пояснения его причин - очень опасно: оно только отталкивает донбассовцев от Украины, только убеждает их: беды Донбасса - киевским журналистам якобы в радость.
Донбасс - яркий пример успешной работы многолетней пропаганды в условиях пусть не полной, но изоляции от внешних, нежелательных источников информации. С этим связана ещё одна проблема, без учёта которой материалы о регионе будут бить мимо цели.
С одной стороны, две донбасские области - абсолютные лидеры в Украине по темпам оттока населения. Город Торез в 1980-е годы насчитывал 98 тысяч жителей, сейчас - 57 тысяч. Население города Снежное добиралось до отметки в 70 тысяч, сегодня же составляет 48 тысяч. Бегство из Донбасса достигло таких размеров, что его приметы бросаются в глаза любому приезжему, не говоря уже о местных жителях. Кстати говоря, на этом фоне Славянск, чьё население за четверть века сократилось со 140 до 117 тысяч, выглядит не так уж плохо.
С другой же стороны, донбассовцев убеждали и убедили: Донбасс кормит Украину, он - экономический стержень Украины. Наложите первое на второе - и вы получите очевидный вывод: в Донбассе катастрофа, но во всей остальной Украине - ещё хуже. И, навязывая свою «бендеровскую» власть над регионом, Киев только того и хочет, чтобы и в Донбассе стало ещё хуже.
Добавьте к этому, что Донецкая область занимает первое в Украине место по количеству (относительному, в процентах!) жителей, никогда в жизни не бывавших за пределами своей области, - и вы поймёте: жители Донбассаname="__DdeLink__2093_1946481794"> - идеальный объект для оболванивания, им можно внушить что угодно, поскольку независимых критериев проверки информации у них нет. Если донбассовцы кому-то доверяют - они верят любой информации, которая от этого «кого-то» исходит.
Вот ещё и поэтому журналисты должны быть крайне осторожными, чтобы ненароком, случайно, по неосмотрительности не обидеть жителей региона. Не надавить на больное место. Не разбередить рану. Иначе ни о каком доверии можно и не мечтать.
Борис Бахтеев
Фото -http://news2000.com.ua