Слона-то мы и не заметили
7 июля в 11 точках земного шара прошел многочасовой концертный марафон Live Earth, инспирированный бывшим вице-президентом США Альбертом Гором для привлечения общественного внимания к проблеме глобального потепления.
Транслировали это монументальное шоу 120 телекомпаний по всему миру; в Украине этим занимался ТОНИС. Оценку тому, как ТОНИС провел этот эфир, мы дадим в следующем номере журнала «Детектор медіа». А сейчас хочется дать оценку украинским масс-медиа, посвящающим свои площади и эфирные минуты культуре.
Дело в том, что концерт Live Earth в Лондоне завершался совместным выступлением артиста номер один на планете Мадонны и модной нью-йоркской группы Gogol Bordello, основал которую в недавнем прошлом киевлянин Евгений Гудзь, являющийся сейчас активным проводником украинской и балканской культур в массы.
Мадонна и Евгений Гудзь. Фото nme.com
Он экстравагантности этого хода со стороны Мадонны мировые СМИ пришли в натуральный восторг. Например, британский журнал New Musical Express, опубликовав оперативный репортаж с Live Earth на своем сайте, на первой же его странице поместил фотографию Мадонны и Гудзя. Это выступление упомянули все СМИ, освещающие ход Live Earth.
А вот украинские СМИ этот факт замолчали. Никто не отметил, что артист, везде и всегда называющий себя украинцем, выступил с главной поп-звездой планеты на самом масштабном музыкальном мероприятии года, за которым наблюдали два миллиарда человек.
Похоже, наша культурная журналистика вообще крайне неохотно сообщает о чем-то, о чем много раз уже не было сказано, и просто не знает, как реагировать на всевозможные сенсации глобальной культуры. Рассказывать лучше всего о Верке Сердючке (принято это делать с легкой издевкой) либо об Олеге Скрипке (принято говорить хорошо). Артефакты, находящиеся вне рамок пространства, очерченного двумя этими эстрадными грандами, особым вниманием не пользуются. Может быть, дело не только во внимании, но и в понимании того, что такое современная культура?
Вот и наши репортажи о выставках современного искусства почти никогда нельзя смотреть без слез.
Причиной обильного слезовыделения служит то, что рубрика «Культура» в наших СМИ традиционно находится не то что на вторых ролях, а где-то в глубоком запасе. Поручать освещение культуры принято тем кадрам, которые нельзя бросить на какие-то, как кажется, более ответственные фронты. Пишут о культуре и снимают о ней репортажи, как правило, очень молодые журналисты – само по себе это неплохо, но накладывает отпечаток на качество и глубину материалов. Ведь чтобы грамотно осветить художественную выставку или даже (как оказалось в случае Live Earth) поп-концерт, нужно обладать элементарной исторической памятью и опытом работы в этой сфере, чтобы правильно расставить акценты и грамотно употреблять соответствующую терминологию (потому-то язык описаний фильмов, музыки, выставок или спектаклей у нас, чаще всего, очень бедный).
Есть и другая крайность – культуру оставляют на попечительство матерых и закостеневших журналистов, для которых образцом прогрессивной живописи является (в лучшем случае) Сальвадор Дали, музыки – группа Pink Floyd, а театра – московский «Современник». Результат их медийного продукта не слишком отличается от того, что делают более молодые коллеги, но характеризуется менторским тоном и еще меньшим желанием авторов искать и по-достоинству оценивать что-то новое, происходящее на культурной сцене.
Евгений Гудзь. Фото Аксиньи Куриной
Вот так и получается, что уже Мадонна добралась до Gogol Bordello, а мы этого священного слона шоу-бизнеса в нашем культурном пространстве и не заметили.
Евгений Минко, главный редактор журнала «Детектор медіа»