Бирюлёвская гомеопатия
От детей Бирюлёва
До детей Тропарёва
Голубая позёмка метёт.
Эти ноги здоровы,
Эти лица суровы,
Эти мысли никто не прочтёт.
Вероника Долина, «Мы не дети Арбата»
В прошлое воскресенье центральные телеканалы российского телевидения в срочном порядке перевёрстывали уже подготовленные к эфиру итоговые обзорно-аналитические программы. Выпуски «Воскресного времени» «Первого», «Вестей недели» «России-1» и т. д. открывались развёрнутыми репортажами о массовых беспорядках на юге Москвы в районе Западное Бирюлёво (Бирюлёво-Западное).
Выпуск «Воскресного вечера с Владимиром Соловьевым» специально для зрителей московского региона также был предварён внеплановым сорокаминутным блоком, в котором «экстренно» (по словам ведущего) созванные эксперты обсуждали бирюлёвскую драму в прямом эфире.
Началось всё накануне вечером (12 октября) со стихийного, на первых порах мирного, митинга, не привлёкшего большого внимания центральных каналов... Точнее, началось ещё раньше - в ночь на 10 октября, когда неизвестный, предположительно, «кавказской национальности», убил 25-летнего москвича Егора Щербакова, заступившегося за свою девушку.
Бездействие властей и полиции в расследовании преступления и стало причиной стихийного митинга, перешедшего в беспорядки, а затем и в столкновения с полицией, и разгром торгового комплекса «Бирюза» и ставшей уже пресловутой овощебазы (одной из крупнейших в Европе), на которой, как заподозрили, прятался убийца. Ну, и, кроме того, овощебаза была местом средоточия рабочих-мигрантов с Кавказа и из республик Средней Азии (говоря об этнической принадлежности преступника, СМИ ссылались на данные камер слежения, но ясности не было, и допускались оба варианта. Лишь утром во вторник 15 октября было объявлено, что в подозреваемом опознан уроженец Азербайджана Орхан Зейналов, а уже к вечеру подозреваемый был задержан).
* * *
Очевидно, что ближе к вечеру 13 октября и власти, и полиция, и политики, и эксперты опасались (некоторые, возможно, надеялись), что события понесутся со скоростью снежной лавины. Ждали «второй Манежки». Во всяком случае, Манежная площадь и ведущие к ней улицы были блокированы, московская полиция приведена в состояние повышенной готовности. Но до попыток прорыва к центру города, по счастью, не дошло.
Воскресный всплеск насилия оказался не началом «событий», а их финалом. Во всяком случае, на этом этапе. Почти все из почти 380 задержанных во время противостояния с полицией уже наутро были выпущены «после профилактической беседы». На 70 из них заведены административные дела, лишь двое оставлены под стражей.
С другой стороны, с самой овощебазы в понедельник по отделам полиции развезли «около 1200 человек» - «неславянской внешности» - как определили на глаз собеседники корреспондента «России-24». Объявлено, что их будут проверять на причастность к возможным преступлениям и правонарушениям. В Государственной Думе в этой связи активизировалось рассмотрение норм, ужесточающих миграционное законодательство.
А пресловутую овощебазу можно считать уже практически закрытой. Ею заинтересовался глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. «Там выявлены недостатки», - сказал Геннадий Григорьевич. Все украинские товаропроизводители знают, что означают такие слова. И, возможно, Россию теперь обвинят в нарушении международных конвенций, запрещающих применять тяжёлые вооружения во внутренних конфликтах...
Кроме того, отправлен в отставку начальник отдела МВД РФ по району Бирюлёво-Западное Геннадий Каверин, и «в установленном порядке» в министерство направлены документы на увольнение начальника УВД по Южному округу.
Последнее, кстати, особенно любопытно. Не само по себе увольнение полицейского начальства, а то, что уже год-полтора это стало в России практически общим правилом. Секрета из него не делают, но не акцентируют и вообще не используют как повод для громкого пиара. Однако если полиция имеет отношение к скандалу, получившему заметный общественный резонанс, то почти автоматически следуют отставки. Причём не рядовых «стрелочников», а, как и в случае с Бирюлёво, - начальников среднего и вышесреднего звена. Что, помимо прочего, воспринимается как указание (естественно, не отставленным, а оставшимся) на их персональную ответственность за подчинённых и за подведомственную территорию.
Теоретически выглядит как не самый худший способ укрепления управляемости и контроля, но для того, чтобы таким образом начали меняться модели чиновничьего поведения и чтобы перемены стали заметны без лупы, - полутора-двух лет явно недостаточно. Особенно в такой стране, как Россия - с масштабами её географии и многовековыми традициями, которые и клеймить-то как «коррупцию» начали совсем недавно. А в прежние века называли по-семейному - «кормление».
Тут гомеопатические методы скажутся, в лучшем случае, через многие годы. Если вообще скажутся, что далеко не факт, свидетельством чему хотя бы обстоятельства трагедии в Бирюлёво - нисколько не изменившиеся, несмотря на оргвыводы, наступавшие каждый раз после целого ряда громких скандалов одних лишь последних месяцев.
* * *
Скандалов было много: беспорядки в городе Пугачёве Саратовской области (5-10 июля); нападение на офицера полиции на «Матвеевском» рынке в Москве (27 июля); ночная стрельба на Думской улице Санкт-Петербурга (21 сентября); массовая драка в московской Капотне (27 сентября). И это лишь из самых резонансных, причем имеющих, в той или иной мере, межэтнический характер.
Явление это сложное, многосоставное, включающее, помимо очевидного этнического аспекта и не менее значимого социального/коррупционного (на преобладающем значении которого настаивают Николай Сванидзе и Владимир Познер), ещё и политический, и экономический (с точки зрения трудовых ресурсов), и возрастной/гендерный, и примитивный бытовой. Наконец, исторический: все колониальные империи XIX-XX веков (Франция, Великобритания, Россия, США) сталкиваются сейчас с подобными проблемами, в которых участвуют перебравшиеся в «родную метрополию» представители некогда завоёванных народов. (Хотя непонятно, за что страдает Швеция, колониальной империи никогда не имевшая, и Германия, лишившаяся своих колоний (в Африке и Океании) ещё по итогам Первой мировой войны.)
Проблема российским обществом и властями вроде бы осознаётся, её многократно обсуждали практически на всех теледискуссионных площадках - на «Поединке» и в «Воскресном вечере» «России-1»; с темы («Нужны ли России трудовые мигранты и как упорядочить их приток») начиналась стартовавшая весной программа «Политика» на Первом канале. Аналогичной же («Что делать России с миллионами легальных и нелегальных мигрантов») по странной иронии судьбы «Политика» открыла новый сезон всего за пару дней до трагедии в Бирюлёво.
При этом на каждой программе и на каждом трагическом событии пиарятся, как могут, все, кому не лень, предлагая свои рецепты решения и спасения. При таком разбросе мнений ясно лишь, что простых решений не существует - и это при условии, что эксперты и политики, не совпадая в рекомендациях, по крайней мере, одинаково понимают ситуацию. А есть же ещё эксперты, и, видимо, среди кого-то влиятельные, которые вообще не понимают, что происходит. Так, например, директор Института миграционной политики г-жа Ольга Гулина, приглашённая дать развёрнутый комментарий для Euronews. Строго говоря, хватило бы и формулировки про город Пугачёв - «недалеко от Саратовской области» (и ведь даже не сошлёшься на «ляпсус» переводчика).
Впрочем, главная ошибка г-жи директора в том, что этнические беспорядки в России (в частности, в Пугачёве и в Бирюлёво) она ставит в прямой ряд, «в когорту стран наравне с Францией, Швецией, Великобританией, в которых подобные выступления уже имели место». Поскольку на самом деле хотя природа явления, конечно, общая, однако характер его проявления - диаметрально противоположный. Если в Европе бунтуют юные потомки трудовых мигрантов, то в России - представители коренного населения, и сразу не скажешь против кого больше - против анклавов приезжих или против своих властей (пока главным образом, местных), подозреваемых в том, что они чудовищно коррумпированы, в том числе и приезжими.
Стоит, видимо, отметить, что подозреваемый Орхан Зейналов пустился в бега не 10 октября, сразу после убийства, и не 12-13 октября, когда мирный пикет возмущённых бирюлёвцев буквально на глазах перерастал в массовые беспорядки, но лишь 14-го вечером, когда расследование бесповоротно перешло под «верхний» контроль.
Проблема коррупции, таким образом, снова выходит на первый план. Так это понимает не только диссидентствущий на «России-1» Николай Сванидзе и либерально фрондирующий на «Первом» Владимир Познер, но президент Российской Федерации Владимир Путин. Так, после отвратительной сцены на Матвеевском рынке главнокомандующий РФ устроил силовикам грандиозную публичную порку: «Стоят рядом сотрудники милиции и смотрят, как избивают их коллегу. Почему, они что, такие трусливые? Возможно, но маловероятно. Скорее всего они своим бездействием отрабатывают тридцать сребреников, которые получают от этих торговцев, и это всем понятно и всем известно - неизвестно только службам внутренней безопасности МВД».
И министр внутренних дел Владимир Колокольцев президентский намёк понял совершенно правильно. И в воскресенье был настроен чрезвычайно решительно - причём к обеим сторонам разраставшегося кризиса: потребовал раз и навсегда разобраться с овощными базами - «этими постоянными источниками напряженности». Но также и «по поводу призывов к нашим сотрудникам проводить какие-то совместные мероприятия с зачинщиками и активистами этих беспорядков: я прошу всех руководителей этот вопрос держать на контроле, с зачинщиками и провокаторами мы должны работать в рамках уголовных дел. Они должны работать со следствием и давать показания, чтобы своим деятельным раскаянием снискать какое-то снисхождение суда. Ни о каких договоренностях, ни о каких переговорах с преступниками речи вообще не должно быть».
Поимка главного подозреваемого (даже в том случае, если он просто им «назначен») - несомненный успех, если, конечно, вина его будет доказана. Я имею в виду - доказана убедительно для общества, а не, скажем, только для соответствующего суда.
И в очередной раз подтвердилось, что при «верхнем» контроле для российских министров нет «не решаемых» задач. Однако приходится повториться - для настоящего решения российских проблем такими точечными, «гомеопатическими» методами человеческой жизни вряд ли хватит. Или даже двух.
P.S. от «Детектор медіа». Анализ событий в Бирюлёво, их освещения в СМИ и реакции на них общества и властей в России «Детектор медіа» начала публикациями Валерия Зайцева и Дианы Дуцик. Мы не считаем тему закрытой, в частности, хотелось бы услышать мнения и о том, какие уроки надо было бы извлечь Украине. Приглашаем высказаться и других экспертов.
Фото - ria.ru