
«Новая волна» и «русский мир»


В латвийской Юрмале завершился международный конкурс песни «Новая волна». Так и хочется сказать: «Ну, и слава Богу!» Автор этих строк повидал на своем веку немало международных песенных конкурсов. И в их ряду «Новая волна» очень уж сильно выделяется «лица необщим выраженьем» - причем выраженьем, прямо скажем, странноватым.
Что скорее напоминает конкурс в Юрмале, так это очередное телевизионное вокал-талант-шоу - с обязательным исполнением «старых песен о главном», с обязательными же дуэтами конкурсантов с известными типа звездами, которым нужен лишний повод покрасоваться. Вообще-то, как на наш дилетантский взгляд, на «солидных» конкурсах исполнение песен дуэтом, когда один из «дуэтантов» участия в конкурсе не принимает, - вещь не вполне корректная. Ибо ставит судьбу конкурсанта в прямую зависимость от привходящих обстоятельств - от того, в каком настроении проснулась «типа звезда» и проснулась ли вообще, от того, желает ли эта «звезда» помочь конкурсанту или же подать публике себя обожаемую. Да и вообще: в чём смысл пения дуэтом, если дуэт этот априори не рассматривается как нечто цельное, как единая «творческая единица»?
Основатель конкурса Раймонд Паулс год назад заявил, что в нынешнем виде «Новая волна» не имеет будущего: «Они вмешиваются в репертуар исполнителей, меняют им костюмы. У них одна цель - рейтинг. На всё остальное им наплевать, отсюда и проблемы. Попробовали бы они что-то навязать на Евровидении... Они разбрасываются миллионами, но я не уверен, что это стильно. Мы ничего не можем возразить, потому что деньги - их. Беда в том, что организаторы не умеют распоряжаться своими большими ресурсами рациональнее. Часто их психология заключается в том, чтобы продемонстрировать, как много у них денег. Нет, у Новой волны перспектив нет...». В этом, кстати, еще одна схожесть с телевизионными песенно-мыльными операми: главное, чтобы картинка была, чтобы «сделайте нам гламурненько», а на результаты, по большому счету, то ли наплевать, то ли и вовсе начхать.
Но если бы данная странность была единственной!
Конкурс «Новая волна» гордо именует себя международным. По крайней мере, именно таким - международным - представляют его СМИ, и российские, и наши. На первом канале Национального радио приходилось даже слышать анонс - нечто о том, что в этом году «Новая волна» стала самым популярным в Европе песенным конкурсом, ибо его транслируют многие страны, и даже далекий Свазиленд.
Итак, международный конкурс. Не знаем, что вы подумали, но список ведущих данного международного конкурса выглядел так: Александр Ревва, Анжелика Варум, Анна Семенович, Валерий Сюткин, Владимир Зеленский, Катя Осадчая, Игорь Верник, Лера Кудрявцева, Липа, Николай Фоменко, Потап, Сергей Лазарев.
И не скажешь ведь, что состав ведущих - не международный! Международный, да еще какой: по меньшей мере трое представителей Украины!
А вот состав жюри: Валерия, Валерий Меладзе, Игорь Крутой, Игорь Матвиенко, Игорь Николаев, Константин Меладзе, Леонид Агутин, Юрий Антонов, Тото Кутуньо, Лайма Вайкуле и Максим Фадеев. И снова не подкопаешься: с формально-юридической точки зрения, международность соблюдена на все сто процентов: украинцы Меладзе, рожденный в Украине, в славном городе Гайвороне, Крутой, чье нынешнее гражданство автору, увы, неизвестно, латвийка Вайкуле и итальянец Кутуньо. И совсем не беда, что братья Меладзе и госпожа Вайкуле ассоциируются именно с российским шоу-бизнесом: Тото Кутуньо - он и в Италии Тото Кутуньо, и с задачей единолично обеспечивать международную видимость «Новой волны» синьор Сальваторе вполне справился.
А вот список гостей, выступавших на юрмальской сцене на концерте закрытия конкурса (его транслировал канал «Украина» 28 июля). Здесь - весь цвет мирового шоу-бизнеса, всемирно знаменитые исполнители: группа «БандЭрос», Жасмин, Эмин и Ирина Дубцова, «А-Студио» и Игорь Крутой, Игорь Николаев, группа «Градусы», группа «Серебро», Натали (та, которая поет: «Я хочу от тебя сына, я хочу от тебя дочку»), Григорий Лепс... кто там еще? Ах, да: «еще» - это Алессандро Сафина и Эмма Шаплин.
Языком ведения конкурса был русский и только он. И снова - не придерешься: известно же, и очень давно: русский язык - международнейший из международных. Ну, почти такой же, как и английский. По крайней мере, сами россияне в это верят вполне искренне. Анжелика Варум, обращаясь к телезрителям во время творческого вечера Леонида Агутина (канал «РТР-Планета», 27 июля), говорила о «нашей стране». И тоже правильно: наша страна - весь мир.
«Победитель - практически из русской семьи, прекрасно поет по-русски... И политика разъединяет, а песня объединяет», - представляли на заключительном концерте кубинца Роберто Кель Торреса. Вот вам очередное свидетельство невиданной международности конкурса - специально для тех, кто сомневался. Да, кстати говоря, под занавес финального концерта, уже после раздачи всех слонов и слоников, триумфатор конкурса спел песню - явно давно уже не новую и явно не ту, которую благодарные потомки будут отождествлять с его и только с его именем. Кавер-версию на старый-старый хит, одним словом. Что на солидных конкурсах тоже как-то не вполне принято. Стоит ли говорить, что в одном из конкурсных туров участники (вполне по-международному!) должны были исполнить известную отечественную (советскую или российскую) песню.
Да, кстати: свою благодарственную речь кубинец произнес на довольно неплохом английском; для публики в зале с дивным «русским» названием «Дзинтари» эту речь переводили на русский, да еще и в сокращенном варианте.
Были и всякие прочие мелочи - как, например, линии для голосования, открытые для постсоветских стран.
Ни в оформлении сцены, ни в чём другом не было ни малейшего намека на страну-хозяйку, Латвию. Тоже вполне понятно: что такое эта Латвия? Кто она такая? В общем, так ей и надо: пусть гордится хотя бы тем, что конкурс вообще провели в Юрмале, а не где-нибудь в Кокшайске.
Что было на «Новой волне» самым международным, так это состав участников: четверо представляли Россию, двое - Украину, было по одному представителю Грузии, Казахстана, Армении, Азербайджана, Кыргызстана, Латвии, Кубы, Вьетнама, Индонезии и Германии. Этот список стран вам ничего не напоминает? Напоминает, да еще как: СССР плюс «братские социалистические страны» СЭВ (те, которые не предали идеалов и не переметнулись во всяческие НАТЫ с Евросоюзами) плюс немножко экзотики из «стран, освободившихся от гнета империализма», плюс крайне немногочисленные представители «прогрессивного человечества» из стран капитала. В данном случае «представитель прогрессивного человечества», певица из Германии Линда Теодосиу, тоже практически своя: ее отец лет двадцать назад перебрался в Германию из Румынии.
Как и подобает уважающему себя международному конкурсу, четверо конкурсантов представляли Россию. Так повелось еще с советских конкурсов «Юрмала» (первый, 1988 года, открыл Александр Малинина, Азизу и других ставших потом известными артистов): Россия посылала конкурсантов от каждого региона, все остальные республики - по одному; тот факт, что по численности населения Украина была меньше России всего в три раза, никакого значения не имел.
Впрочем, долой конспирологию. Несколько экстравагантный, скажем так, список стран-участниц может иметь до обидного простое объяснение: зная обо всех «международных» особенностях организации и ведения «Новой волны», артисты из развитых стран в Юрмалу не спешат. У них и без того есть возможности показать себя Европе - чего не скажешь о кубинцах, вьетнамцах и индонезийцах.
Нет-нет, вы не подумайте: на «Новой волне - 2013» россияне не расхватали все призы. И близко не расхватали: первое место досталось кубинцу Роберто Кель Торресу, второе - грузинке Саломе Катамадзе, третье - вьетнамцу Вин Хуату. Ведущие не уставали называть суммы в евро, которые получат призеры. Ну, как же: суммы призов - это же и есть самое интересное в песенном конкурсе!
А вот приз зрительских симпатий достался россиянину Арсению Бородину. Который менее чем за сутки до объявления результатов, мягко говоря, не лидировал, имея 172 голоса против 1915 у казаха Адама.
А когда на сцене пела очередная российская звезда, камера выхватывала и выхватывала крупным планом зрителей в зале. Они подпевали, раскачивали головами в такт песням, впадали в транс - в общем, пребывали в волшебном мире музыки. Что это была за публика? Российская и постсоветская, какая же еще?
И вот этого уже совсем не понять. Латвия считается довольно дорогой страной. Россиянин (да и украинец) не сможет поехать в нее без визы. Выстаивать очереди в консульстве, тратить свои кровные, не жалеть времени, ехать в Латвию - ту самую Латвию, которую многие россияне называют «фашистской»! И всё это только для того, чтобы увидеть и услышать в этой самой Латвии Россию? Ну, знаете ли: как принято говорить в некоторых кругах в Украине, «це вже вопше!».
Тото Кутуньо во время финального концерта не уставал повторять: конкурсу в Сан-Ремо нужно поучиться у конкурса в Юрмале! Оставим за скобками вежливость и галантность итальянского маэстро и заметим: конкурс в Сан-Ремо - национальный, итальянский, без малейших претензий на всемирно-вселенское значение. Уж кто-кто, а победитель «Евровидения-1990» Тото Кутуньо знает о международных конкурсах не понаслышке.
Что же оно такое, «Новая волна» в Юрмале? Похоже, вот что: это картина мира, каким он, по мнению россиян, должен быть. Чтобы всё вокруг было такое международное-международное, но в то же время родное, российское.








