Дума про кулачного бойца Калашникова, или Пишите письма

20 Листопада 2006
2745
20 Листопада 2006
12:56

Дума про кулачного бойца Калашникова, или Пишите письма

2745
Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку, который годами жевал сапожные шнурки.
Дума про кулачного бойца Калашникова,  или  Пишите письма

Бессмысленно внушать представление об аромате дыни человеку,

который годами жевал сапожные шнурки.

Виктор Шкловский



Классе, кажется, в шестом ставили мы спектакль в школьном театре. Не помню уже ни названия, ни сюжета, но врезалась в память реплика одного персонажа: «Я сильный, я ловкий – я каждый день по 15 минут читаю руководство по утренней гимнастике!» Слушая нынешний набор ритуальных заклинаний, удачно названных как-то Романом Скрыпиным мантрами, – «за это мы стояли на Майдане», «не за это мы стояли на Майдане», а также других, о которых речь пойдет чуть ниже, - я неизменно вспоминаю этого двенадцатилетнего пацана. Кажется, взрослые, уважаемые, вполне самодостаточные люди, во всем остальном прекрасно умеющие отличать жизнь от виртуальной реальности, в эти моменты начинают свято верить, что одно лишь самозабвенное повторение волшебных фраз способно (если совершать его регулярно) вернуть отчаянную веру и искренний энтузиазм миллионов, не желавших жить по-старому, и возвратить доверие к публично медитирующим политикам и интерес к их сварам под ковром.

 

Впрочем, Бог с ним, с Майданом. Это к слову, а я, вообще-то, о другом.

 

Вы заметили, какую популярность приобрел в последние месяцы новый «медитативный комплект»: «Мы не успокоимся, пока не будут названы убийцы Гонгадзе», «Мы помним Гию», «Мы, журналисты, по-прежнему ждем ответа от политиков», и самое свежее – «Мы ждем, когда призовут к ответу депутата Калашникова»? Нет, слова, безусловно, все правильные, нужные. Вот и обращения начали писать по поводу депутата-мордобойца, уже, говорят, тысячу подписей собрали, мол, наказать, исключить, а не то мы вам всем… Контора пишет. Впрочем, нет: еще одна стр-рашная угроза прозвучала, мол, мы объявим хулигану информационный бойкот, пусть депутатствует в безвестности… Ну, это, конечно, жестоко, но справедливо. Главный златоуст «регионалов», человек с незапоминающейся и отталкивающей внешностью, способен каждым своим появлением в кадре поднять рейтинг «бело-голубых» на десятки процентов… Мог бы очки для родной партии набирать, а мы ему бойкот – знай наших, не замай коллег!

 

Да полноте! Вам Янукович с Кушнаревым и примкнувший к ним Цушко приплачивать должны бы, чтоб вы его лишний раз электорату не предъявляли, не напоминали, что и он – из той же песочницы. Вы что, думаете, зря тогда, сразу после инцидента с отобранной кассетой и побитым оператором Виктор Федорович кипятился: мы, мол, пытаемся избавиться от имиджа «братков», а он тут нас под монастырь подводит? Просто тогда момент был другой – коалициада, угроза роспуска Верховной Рады, опасность новых затрат на внеочередные выборы… А тут соратник фальстарт устраивает… Всему свое время – сначала с тезкой договориться, «Универсал» подписать, сферы влияния поделить, а потом уже и всяких там шибко умных, которые с камерами да микрофонами шляются, к ногтю…

 

Впрочем, зря наш яйценосный Премьер опасался побочных эффектов от Гаранта: тот о прессе и словом не обмолвился, не напрасно ведь чуть не половина руководства «Нашей Украины», начиная с любимца антинародного Кучмы Юрия Еханурова, на весь мир заявляла: «У нас нет принципиальных политических разногласий с Партией регионов»… « - Маша, как у тебя дела с Васей? – Да так, спорим по мелочам: я хочу быть на свадьбе в белом платье, а он вообще жениться не хочет!» - незначительные расхождения, короче.

 

Но ведь и вправду нет принципиальных разногласий. Ну-ка, вспомним конец 2004 года. Премьер Янукович, единогласный одобрямс «Регионам», на экранам – не мне вам рассказывать, что, а несогласные либо молчат в тряпочку, либо объясняются с налоговиками, либо загорают в КПЗ. Но вот возмущенный народ скинул ненавистное иго, Всенародный Президент аж несколько раз приведен к присяге… И первым делом новая – народная! – власть посадила в тюрягу провинциального редактора, напечатавшего про кандидата Ющенко что-то там не такое в качестве рекламы, оплаченной «бело-голубыми» конкурентами, позднее, в отличие от бедолаги, получившими высочайшую оранжевую амнистию. Всего ничего времени прошло, и вот уже полновластный хозяин Мариинского дворца публично объясняет журналюгам, кто они такие, раз на него, венценосца, и на отпрыска его августейшей фамилии лапы свои блохастые задирают…

 

Вот тогда-то и началась переписка журналистской общественности со Всенародным… Боже, какие гневные письма тогда всем цехом подписывали..! Как решительно требовали от него извинений, деклараций о доходах, гарантий… Грозили, опять же, всякими карами – вполне реализуемыми, кстати: как говорила одна моя коллега, когда ее больно уж доставал какой-нибудь чиновник: «Вы, конечно, можете делать все, что угодно, но не забывайте, что я тексты пишу». Ну-ка, ну-ка, чем все закончилось? Вместо публичного извинения, - ведь в лице конкретного журналиста оскорбили, считай, всех, - невнятное бормотание по телефону, на ухо, так что сам обиженный потом за Президента его работу и доделывал, мол, извинился, чего уж там, отбой, пацаны… Все остальное… Ну, как-то забылось все остальное. И уже никому не интересно стало выяснять, что же это за консультации такие может оказывать недоучившийся студент солидной фирме, если с оклада может легко покупать бутылку шампанского стоимостью в пять месячных зарплат николаевского, к примеру, турбиностроителя.

 

Но чувствую, чувствую, как вскипает праведное негодование у тех, кто споткнулся об имя Гонгадзе: он-то тут причем?! Да мы!... Да что он себе позволяет?!

 

Ну, извините за длинное вступление. Вернемся к убиенному. Помнится, перед выборами фамилия Гонгадзе звучала из уст оппозиционеров на каждом митинге и в каждом интервью: мол, победим – найдем убийц хоть под землей, публично накажем! Но вот случился Майдан, Виктор Андреевич стал Президентом, в том числе, и на волне четких и недвусмысленных обещаний довести расследование до конца, в кратчайшие сроки назвать убийц и заказчиков. Ну, и где же вы, неравнодушные? В, вы еще и послушные, оказывается!.. Предупредит вас госпожа Геращенко перед пресс-конференцией: «Президенту вопросов о Гонгадзе и о сыне не задавать!» - и всем все ясно, не задавать, так не задавать… А то вдруг в следующий раз не позовут…

 

Ау, ребята, да ведь это вы пишете тексты! Что мешало и мешает теперь вам каждый раз, оказываясь лицом к лицу с господином Ющенко, спрашивать – публично, перед камерами и микрофонами: «Что вами лично сделано для выполнения данного всем нам обещания?» Что, фантазии не хватает каждый раз, упоминая фамилию министра внутренних дел Юрия Луценко, напоминать: «Это тот самый, который приглашал одного из главных свидетелей по делу Гонгадзе на допрос по Интернету. И доприглашался до самоубийства приглашенного с контрольным выстрелом». Кто может запретить вам, едва заходит речь о Верховном суде, подчеркнуть: «Именно здесь пожизненно служит судья имярек, отпустивший на свободу предполагаемого убийцу Георгия Гонгадзе»?

 

Нет, это все как-то слишком уж радикально, неинтеллигентно как-то. За такое могут и аккредитации лишить, и редакторы с учредителям по голове не погладят. Определенно, лучше с лукавой улыбкой, как обаятельнейший Даниил Яневский, погрозить пальчиком своим «майданным» гостям, а потом обернуться в камеру: «Мы, журналисты, помним о Гонгадзе и не простили Калашникова. Мы будем помнить и дальше, мы и дальше ждем извинений». Ну, и письмо еще подписать. Такой жест оказывает очень успокоительный эффект.

 

Господи, ну язык у вас не поворачивается задавать неудобные вопросы Президенту, за которого вы сами в эфире того же 5 канала призывали нас голосовать. Ну, симпатичен вам Луценко, не хотите вы лишать Виктора Андреевича его последней опоры в правительстве победивших «регионалов»… Но уж с Калашниковым-то! Нет, разумеется, информационный бойкот Премьеру объявить не получится, хотя двум депутатам-«регионалам» - Чорновилу и Герман – следовало бы, пусть научатся за свои слова отвечать. Пообещали уйти из депутатов, если мордобоец там останется, так выполняйте – никто вас за язык не тянул. Но уж каждый раз, поминая любого «регионала», начиная с самого главного, напоминать: «Это член парламентской фракции, в которой до сих пор состоит депутат Калашников, совершивший уголовно наказуемое деяние против наших коллег» - это-то в ваших силах!

 

Но нет, не дождемся мы этого. Ибо где, в каких условиях росли нынешние телевизионные властители дум со своими гонорарами размерами в месячный бюджет провинциальной телестудии? Может, все эти Роднянские, Пинчуки, Хорошковские рекрутировали себе кадры из тех, кто пострадал в своих редакциях за неуемное стремление к правде и желание резать ее в глаза, несмотря на политес и предупреждения высочайших пресс-секретарей? Может, Ольга Герасимъюк, начинавшая свою карьеру топ-менеджера с закрытия программы «Подвійний доказ» и конфискации уже наработанных материалов, способных расстроить Оранжевого Мессию, у себя на канале такие вопросы в эфир выпустит?

 

Правильно сказал умница Роднянский: «У нас теперь нет цензуры. У нас есть симпатии и антипатии». Не только у него на канале, между прочим. Вот, на 5 канале, в центре виртуальной любви к Анатолию Кириловичу Кинаху, вежливо, но непреклонно отвергают любые материалы, относящиеся к его персональной причастности к уничтожению Черноморского судостроительного завода: «Это не вписывается в рамки нашей редакционной политики». Вот уже возрождается программа «Эпицентр» Пиховшека, все чаще мелькает в парламентской ложе прессы Дмитрий Джангиров, того и гляди, мы еще станем свидетелями триумфального возвращения Долганова и Лапикуры…

 

А соратники по партии давно уже простили своему коллеге Калашникову его фальстарт. Ну, не сдержался человек, чуть раньше, чем нужно было, выступил… Не спалил контору – и слава Богу. Теперь-то можно, за что ж его, такого искреннего, наказывать?

 

А вы пишите письма…

 

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Николаев, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2745
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду