«Приглушенная музыка» детского телевидения

17 Листопада 2006
6808
17 Листопада 2006
17:23

«Приглушенная музыка» детского телевидения

6808
В Доме кино проходит двухдневный семинар-тренинг «Детское телевидение – темы, жанры, продукция».
 «Приглушенная музыка» детского телевидения

 16-17 ноября в Киеве, в Доме кино проходит двухдневный семинар-тренинг «Детское телевидение – темы, жанры, продукция», организаторами которого выступили Немецкий культурный центр «Гете-институт в Украине», Фонд развития украинского кино и Национальный союз кинематографистов Украины. Модератор семинара – режиссер и кинопродюсер Телецентра Берлин-Бранденбург госпожа Забине Пройшгоф, а ориентирован он на представителей украинских телекомпаний, заинтересованных в производстве телепрограмм для детей и юношества.  В программе семинара представлены такие жанры, как сериал, игровое шоу, информационный журнал, студийная программа с ведущим и др.

 

  Как отметила на пресс-конференции 16 ноября в Доме кино  директор Гете-института в Киеве г-жа Марион Гаазе, в центре этого семинара находится PRIX JEUNESSE. Это фестиваль телепрограмм для детей, который проводится с 1964 года и был основан «многими телекомпаниями, а также Федеральной землей Бавария и городом Мюнхен». По словам г-жи Марион Гаазе, в этом году в фестивале, проводившемся в мае, приняло участие 120 телекомпаний из 69 стран. «Лучшие передачи получают награду, но к счастью фестиваль на этом еще не заканчивается». Создается так называемый кофр – чемоданчик PRIX JEUNESSE, «в котором собраны лучшие продукты, лучшие детские фильмы» со всего мира, награжденные на фестивале. И этот кофр путешествует в сопровождении профессиональных журналистов, которые презентуют его в разных странах, часто - в сотрудничестве с Гете-Институтом.

 

 В свою очередь, г-жа Забине Пройшгоф отметила, что была очень рада, узнав, что ей предстоит отправиться вместе с кофром PRIX JEUNESSE в Украину, «о которой очень много в последнее время говорится» в немецких СМИ, и выразила надежду, что не в последний раз посетила ее.

 

В программе семинара была, в частности, заявлена дискуссия на тему «производство за небольшие деньги – что можно порекомендовать украинским телепроизводителям».  Однако ответ г-жи Пройшгоф на вопрос «ТК» - так что же все-таки можно порекомендовать, был весьма лаконичным. Она, в частности, упомянула «один фильм, который был снят в Монголии» за небольшие деньги, но отмечен  на фестивале PRIX JEUNESSE как один из лучших. «Жюри понравилась идея этого фильма.  … Если есть идея, то можно уже найти какие-то способы ее реализовать. Если же нет идеи, то ничего уже и не поделаешь». Впрочем, один конкретный рецепт, который должен был рассматриваться в рамках семинара, г-жа Пройшгоф все же упомянула. Речь идет о том, «как можно из уже имеющихся программ скомбинировать тележурналы», что позволяет производителям детских программ обойтись малыми средствами.  

 

Правда, проблема производства в Украине детских программ связана не только с наличием (или отсутствием) хороших идей и стоимостью производства. У руководителей коммерческих ТРК, как мы помним, есть «железный» аргумент  - поскольку (в соответствии со ст. 12 Закона Украины «Про рекламу») реклама в передачах, рассчитанных на детскую аудиторию, запрещена, то производить такие передачи означает работать себе в убыток, чего коммерческие телекомпании позволить себе, разумеется, не могут. И хотя законом предусмотрено, что при рассмотрении заявок участников конкурса на получение лицензий на вещание Национальный совет Украины по вопросам ТВ и РВ отдает преимущество ТРО, которые обязуются обеспечивать трансляции социально-важных программ, в том числе и детских (что отмечается и в утвержденном недавно Национальным советом «Плане развития национального телерадиоинформационного пространства Украины на 2006-2007 год»), однако на практике эта норма, увы, не срабатывает. Как заметила во время пресс-конференции  глава правления Фонда развития украинского кино Людмила Немыря, она не знает, есть ли зависимость между наличием денег и желанием создавать детские программы, но почему-то сейчас в Украине их производят в большем количестве региональные телекомпании.             

 

По мнению г-жи Пройшгоф, решить вышеупомянутые проблемы можно путем принятия соответствующих законов; при этом она обратила внимание, что в Германии такие вопросы (как, собственно, и вся культура) находятся в компетенции не центрального правительства, а федеральных земель.  Впрочем, г-жа Пройшгоф считает, что «реклама возле детской передачи убивает саму передачу» и «те деньги, которые заработает эта реклама, не оправдывают себя».

 

 В ходе пресс-конференции она упомянула и о том, что  в Германии, в рамках системы общественного телерадиовещания, существует специальный детский канал, созданный телеканалами ARD и ZDF. Сами каналы ARD и ZDF, по словам г-жи Пройшгоф, также показывают детские программы, но исключительно в субботу и воскресенье, с раннего утра и до обеда.  Также есть много региональных телеканалов, которые демонстрируют детские передачи. Например,  тот телеканал, на котором работает сама г-жа Пройшгоф, показывает ежедневно передачу «Песчаный человечек» - по ее словам, эта программа  чем-то похожа на передачу «На добраніч, діти».  А вот частные телекомпании, как отметила г-жа Пройшгоф, полностью исключили детские передачи из своей программы..

 

В то же время, есть телекомпания Super RTL, специализирующаяся именно на детских программах (хотя, что касается  Super RTL, «они очень мало передач производят сами»). Кроме того, в Германии есть возможность смотреть телеканалы Jetix и Nickelodeon, «но они не играют такой роли, как Super RTL, а также детский канал  ARD и ZDF».

 

После непродолжительной пресс-конференции в рамках семинара состоялся показ телевизионных фильмов и программ для детей и юношества – призеров Международного фестиваля PRIX JEUNESSE (Мюнхен), на который в Дом кино пришло немало киевских школьников.

 

Был в программе довольно симпатичный немецкий мультфильм «Под каблуком» - про лягушонка, влюбившегося по ошибке в игрушечную лягушку из ткани, чуть не погибшего в клюве аиста и нашедшего, после многочисленных приключений, свою «половинку». Был также несколько назидательный монгольский телефильм «За водой» (вероятно, именно его подразумевала г-жа Пройшгоф, говоря о фильме, снятом за небольшие деньги, но с хорошей идеей), героиня которого, маленькая девочка, учится преодолевать свой страх перед собакой, подстерегающей ее на пути к водоему. Британская короткометражка «Автобусная жизнь», темой которой стала «операция» по удалению жевательной резинки из волос, проведенная в движущемся автобусе, могла бы, с определенными оговорками, сойти за не самый лучший сюжет для «Ералаша».  

 

Действительно замечательным оказался исландский фильм «Приглушенная музыка» - о девочке, учившейся играть на скрипке, но в результате внезапной потери слуха вынужденной искать для себя новые пути самовыражения. Фильм «Паппети» (Нидерланды), изображающий покорение маленьким кукольным человечком «вершины горы» из сложенных в стопку книг, тоже смотрелся с большим интересом. А вот следующий пункт программы – один из выпусков шведской передачи, рассчитанной, согласно аннотации, «как на детей, так и на взрослых», вызвал у автора этих строк чувство брезгливости. Передача была посвящена проблемам пищеварения и, простите, механизмам возникновения запоров. Ведущая при помощи муляжа демонстрировала, как (еще раз прошу прощения) в организме образовывается «маленькая, хорошая какашечка»; рассказывала детям, как правильно ходить в туалет и как правильно питаться, чтобы проблем с пищеварением  не возникало. Все это рассказывалось и показывалось с большим задором, дети в зале периодически похихикивали. А мне, человеку, детство которого, к счастью, не было омрачено подобного рода «просветительскими проектами», хотелось, чтобы эта передача поскорее закончилась и началась следующая. Однако следующая (производства Великобритании) оказалась не лучше; в ней - со всеми возможными подробностями, нюансами и классификациями - освещалась такая неприглядная тема, как испускание газов из кишечника… В аннотации программы это подавалось как «необычайно интересная программа», которая «берет зрителя с собой в путешествие по человеческому телу».  При этом обе вышеупомянутых программы были явно не из дешевых в производстве. В отличие от следующего за ними иранского фильма «Зеркальные пруды» – о мальчике, нечаянно разбившем аквариум и пытающемся спасти задыхающуюся рыбку. Этот, очень неброский фильм как бы подтверждал мысль г-жи Пройшгоф о том, что «если есть идея, то можно уже найти какие-то способы ее реализовать».

 

А вот если идея, как бы это сказать, «канализационная», то ее никакая «упаковка» не спасет. Это, впрочем, касается не только детского телевидения…

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
6808
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду