Честность как стиль жизни
8 августа 2006 года за рабочим столом скончалась доктор социологических наук Наталья Викторовна Панина. Ее жизнь просто и без лишней помпезности укладывается в такое несовременное по сегодняшним временам понятие, как научный подвиг. Судите сами – научная жизнь для Натальи Викторовны началась в Московском государственном университете, где первая же ее курсовая работа вызвала панику в научных кругах. Подумать только – молодая несмышленая студентка подвергла сомнению успешно защищенную диссертацию, выполненную под руководством мировой знаменитости профессора Б.Ф.Зейгарник - ученицы Курта Левина, признанного корифея мировой психологии! Что могли подумать начальники от науки - молодую девочку взяли в самый престижный вуз СССР, приобщили к социально значимой теме, а она вдруг начинает рушить сложившуюся научную пирамиду! Кстати, автор диссертации к тому времени занимал видное место в Министерстве просвещения СССР. Но в том-то и дело, что пирамида стояла на гнилом фундаменте, что предложенная психологическая методика разграничения нормы и патологии при заболевании шизофренией, могла погубить не одну жизнь, отправив в психиатрические лечебницы здоровых людей. Юная Наташа вряд ли вообще подозревала, что за грозное оружие против инакомыслия таит в себе советская психиатрия и как крепко она связана с КГБ. Для нее было понятно другое – расчеты корифеев неправильны, а стало быть, ненаучны и должны быть пересмотрены. Скандал замяли, студентку перевели на другое направление исследований, хотя неправоту Паниной никому до сих пор доказать не удалось.
В начале 70-х выпускница факультета психологии МГУ Наталия Панина занялась проблемой социальной адаптации людей пожилого возраста в Институте геронтологии АМН в Киеве. В 1985 году, несмотря на международное признание, она вынуждена была уволиться - не хотела вступать в партию, что было настоятельно рекомендовано ей как старшему научному сотруднику и ведущему социологу отдела социальной геронтологии, участвовавшему во многих международных исследовательских проектах под эгидой ЮНЕСКО и ВОЗ (Всемирной организации здоровья). Наталия Панина уже в те времена имела уникальную для Украины высокую квалификацию, но не могла найти работу на протяжении двух лет. Сегодня такое не редкость, а вот тогда, чтобы заслужить «волчий билет» нужно было сильно не понравиться партийным функционерам.
Но Панина не сломалась. Через два года она, кандидат наук, автор работ, опубликованных за рубежом на английском и немецком языках, эксперт ООН по вопросам положения пожилых людей в обществе, получает должность младшего научного сотрудника (!) в Академии наук Украины. Это все равно, что майору предлагают командовать взводом или капитану дальнего плаванья торжественно доверяют буксир. Впрочем, «милость» эта условная – Украине срочно нужны специалисты по социальной адаптации, поскольку разразилась авария на ЧАЭС. И тут Панина впервые сталкивается с разрушительным влиянием информации (а точнее, отсутствия информации) на положение дел в обществе. Оказалось, что ответственность за серьезные социальные проблемы, порожденные информационным вакуумом, созданным безответственной властью и подчиненными ей СМИ, может быть переложена на рядовых граждан, пострадавших от Чернобыльской катастрофы и обвиненных партийными функционерами в панике, психической неуравновешенности и патологическом страхе за здоровье своих детей, которых 1 мая 1986 в года – в день максимально высокой радиоактивности – выгоняли на официальные празднования солидарности трудящихся. Наталия Панина публикует статью «Легенда о радиофобии», обвиняя партийную власть и прислуживающих ей специалистов в клевете на миллионы граждан, которым в те времена ставился безграмотный и подлый диагноз «радиофобия» – патологический страх перед радиацией. По этой статье Панину находит Семен Глузман – психиатр, который отсидел долгие годы в лагерях для политзаключенных за экспертизу по делу выдающегося диссидента генерала Григоренко. Они проводят социологические исследования и публикуют ряд работ в Украине, России и США, посвященных положению дел в советской психиатрии времен перестройки. Еще до обретения Украиной независимости Панина под руководством Н.Н. Чурилова участвует в создании первой в Украине республиканской опросной сети, где, в частности, занимается отработкой методик измерения жизненной удовлетворенности и социального самочувствия, тревожности и толерантности, авторитаризма и аномической деморализованности населения . Во многом именно благодаря этой работе в Украине есть надежные и проверенные в многолетних исследованиях современные социологические методики, позволяющие понимать общество и адекватно объяснять причины и следствия социальных процессов.
В 1991 году Наталья Викторовна переходит в Институт социологии НАН Украины, где заведует отделом социальной диагностики. И снова ее цель не обслуживание теперь уже новой власти, а исследование процессов, происходящих в обществе. Свою докторскую диссертацию «Образ жизни и психологическое состояние населения в условиях перехода от тоталитаризма к демократии» она защищает в 1993 году. В следующем году совместно со своим мужем, Евгением Головахой, она издает книжку «Социальное безумие. История, теория, практика». Исследования показывают – не все процессы, которые происходят в украинском обществе, позитивны. Количество тревожных тенденций часто доходит до критической отметки, а иногда и пересекает ее. Именно здоровье общества, а не взаимоотношения с властью беспокоят Панину. И хотя ее работы имеют серьезный практический интерес для любого украинского политика, власть обращает внимание лишь на то, что ей льстит. Впрочем, данные социологического мониторинга, осуществляемого под руководством Н.Паниной в Институте социологии НАНУ, неоднократно оглашали с высочайших трибун и три Президента Украины, и лидеры ведущих политических партий. Оглашали избирательно, стыдливо умалчивая о тех результатах и выводах исследования, которые им были крайне неприятны. Наталия Панина в своих научных и публицистических работах пыталась объяснять политическим лидерам, что самыми важными, самыми ценными для них являются именно неприятные цифры и выводы. Специально для журналистов и политиков она подготовила и опубликовала пособие «Опросы общественного мнения», в котором сформулировала необходимые и простые для понимания правила обращения с социологической информацией. Эта книга неоднократно переиздавалась, но все еще, к сожалению, не достигла своей цели.
Научные работы Паниной постоянно печатаются в Европе, Америке, России. Она встречается с политиками, лидерами мировой социологии, делает доклады в ведущих мировых научных центрах. Результаты встреч всегда плодотворны - Панина привозит и адаптирует в Украине десятки новейших методик. И это не просто копирка. В результате адаптации создаются новые понятия, технологии, методы. Из Украины в мир постоянно поступает информация – наша национальная наука работает.
Работа Паниной никогда не была рассчитана на один день и легкие заработки. Она работает с размахом, фундаментально, дотошно, искренне, честно. Чего стоит только организация социального мониторинга украинского общества, которым руководствуется сегодня каждый ученый для понимания национальных социальных процессов? А разработанный Паниной «Кодекс профессиональной этики социолога»? А учебник по технологии социологических исследований, который стал настольной книгой для каждого студента-социолога? И все это сделала хрупкая женщина за достаточно короткую, но яркую жизнь. Она не стремилась к дешевым эффектам, к продаже себя и своих данных, к показному успеху. Она методично строила украинскую науку, такой, чтобы ей могли гордится поколения новых украинских ученых и исследователей. Согласитесь, что в наше время это подвиг. Подвиг во имя людей, во имя науки, во имя всего лучшего, что есть в нас.
От «ТК»: К сожалению, очень часто люди, которых можно назвать настоящими героями нашего времени, незаслуженно остаются вне поля зрения наших средств массовой информации. Их жизненному пути труду, вкладу в науку и общественную жизнь Украины и мира не уделяют должного внимания. По просьбе друзей Евгения Головахи «Детектор медіа» обращается к журналистам c призывом восполнить этот недостаток хотя бы теперь, когда Натальи Викторовны нет с нами. Ее биография, научный подвиг, творческое наследие могут стать благодатными темами для ваших материалов. Желающие могут обращаться к Евгению Ивановичу Головахе по телефонам (044) 234-78-97, 486-65-29.
