Зураб Аласания: Даже на съемках журналистам четко и ясно заявляли: «А ну-ка пошли вон или позвоню владельцу!»

27 Квітня 2006
5910
27 Квітня 2006
18:10

Зураб Аласания: Даже на съемках журналистам четко и ясно заявляли: «А ну-ка пошли вон или позвоню владельцу!»

5910
«На областном государственном ТВ свободы гораздо больше, нежели на частных каналах. Хотя, по идее, должно быть наоборот».
Зураб Аласания: Даже  на съемках  журналистам  четко и ясно заявляли: «А ну-ка пошли вон или позвоню владельцу!»

Как сообщала «ТК», Зураб Аласания, самый известный харьковский журналист, один из совладельцев медиа-группы «Объектив», а с 2005 года - руководитель Харьковской областной телерадиокомпании - 26 апреля объявил о прекращении выпуска новостей коллективом «Объектива» на местном канале «Симон». По словам Аласании, все 46 сотрудников медиа-группы написали заявления об увольнении. Причиной этого стало нежелание владельца ТРК «Симон» и совладельца «Объектива» Александра Давтяна подписать договор о редакционной политике.

Вчера же Зураб Аласания провел в Харькове пресс-конференцию, после которой харьковский корреспондент «ТК» Наталья Слюсар задала коллеге несколько вопросов.

- Зураб Григорьевич, ситуация с уходом коллектива медиа-группы «Объектив» из-за несогласия соучредителя Александра Давтяна подписывать договор о невмешательстве в редакционную политику, по меньшей мере, удивил журналистское сообщество Харькова. Бытовало мнение о лояльности Давтяна к деятельности журналистов медиа-группы. Может, договор содержал пункты, неприемлемые для учредителя?

- Ничего особенного в нем нет, договор состоял из 9 пунктов, это стандартный договор о невмешательстве в редакционную политику, подготовленный Центром медиа реформ. 5 канал подписал подобное соглашение, и еще несколько газетных редакций в Запорожье, Днепропетровске, насколько мне известно, подписали его. О том, что Давтян вмешивался в нашу работу - и он говорил, и я, даже с трибуны Верховной Рады. Впрочем, мы находили общий язык. Он ведь не по собственному желанию вмешивался. Большую часть тех вещей, которые обычно «вешают» на медиа, и которые исходили от его друзей, бизнес-партнеров и так далее, нам удавалось «фонарить». Сильно подозреваю, и Давтян об этом говорил, что он тоже пропускал мимо большую часть претензий и просьб, которые к нему попадали. То есть, журналисты этого не ощущали в основном. Да, мы все шли на сделки с совестью. Как человек, который создавал медиа-группу – а мы как одна большая семья, я приходил и говорил: «Ребята, ну нельзя, ну нельзя этого, нельзя». И они мне верили на слово. Например, в ситуации, когда стоял вопрос, закроют или не закроют канал из-за моей авторской программы, часто было так.

А новости наши постепенно развивались, становились все влиятельней, и тут началось серьезное давление. Видимо, сказалось и мое физическое отсутствие – я ведь ушел с поста директора МГ «Объектив», остался только учредителем (после назначения главой Харьковской ОДТРК. – «ТК»).

- В чем конкретно выражалось давление?

- Обычное телефонное право – вот это «да», вот это «нет». Даже в городе на съемках ребята начали сталкиваться с ситуацией, когда им четко и ясно заявляли: «А ну-ка пошли вон или позвоню владельцу!». Подобный факт имел место и 26 апреля во время подсчета голосов по выборам харьковского городского головы. Все, в общем, уже назревало. Вы будете смеяться, но на областном государственном телевидении свободы гораздо больше, нежели на частных каналах, хотя, по идее, должно быть наоборот. Я ощутил сумасшедшую разницу за эти 8 месяцев пребывания на посту главы ОТБ. Ни разу я не говорил ребятам из новостей и не скажу, что им надо делать. Звонят, конечно, влиятельные политики. По привычке звонят. Я говорю им: обращайтесь напрямую в новости, оставляйте информацию, а приедут ли снимать - понятия не имею. Сочтут нужным, если интересная для области информация, приедут, нет – «звиняйте».

- А власть?

- Они вообще не вмешиваются. Поверьте мне на слово, это смешно, когда частные телекомпании заявляют, что они не выпускают в эфир кого-то из политиков, например, Юлию Тимошенко потому, что им, якобы, звонят и запрещают. Смешно: на областном госТВ у меня она выходит, а на частных не пускают якобы. Это чушь откровенная.

- Выборы для МГ «Объектив» стали «точкой кипения»?

- Ощутив разницу, я честно сказал коллегам, что больше не могу. Все долго бродило и формализовалось в момент, когда новый мер Михаил Добкин огласил состав исполкома. В списке я увидел не только Александра Давтяна, но и Сергея Маслова – он, кстати, мой товарищ, член правления гостиницы «Харьков», где медиа-группа арендует офис. Он вошел в группу по ЖКХ – а ведь это хороший кусок работы новостей, не правда ли? Маслов прошел в горсовет по спискам Партии Регионов. Опять таки, еще один громадный кусок новостей политических. Как тогда работать? Если бы все заканчивалось неким политическим пиаром, не проблема, можно было делать отдельные продукты по договорам. Но в данной ситуации все выражается приблизительно так, по отношению множества «горячих» тем: «вот этого нельзя, а это нужно...», плюс близкие отношения Давтяна с главой ЮЖД. Остапчук тоже вошел в состав исполкома, он, конечно, уважаемый человек, но старой закалки, не терпит никаких новостей, которые касались бы его предприятия, считая, что информация - это вред и беда. Но мы не можем этого не делать. Мы их понимаем, но у нас, фактически , отрезается три четверти тем новостей!

Александр Давтян утверждает, что этого глупость с моей стороны, что это гражданский исполком, гражданская власть «…и я, наоборот, нуждаюсь в новостях, я буду вас вызывать и посылать, где плохо». Нельзя так. В соглашении было указано, что соучредители, кстати, включая меня, обязуются не вмешиваться и не навязывать редакции темы, участников эфиров. Давтян не может понять: «Как же, я же владею обширной информацией, а вы мне запрещаете звонить. Но ведь сообщение и навязывание информации - это же разные вещи. Мы пригласили Давтяна на собрание, первое из четырех, откровенно обсуждали все, он говорил, чего он от нас хочет, чего не хочет. Но, подумав, отказался подписывать договор, и в результате многочисленных встреч мы пришли к пониманию, что этого не будет. В конечном итоге Давтян предложил избрать директора. «Если нет - назначу со стороны», – было сказано, и в ответ группа написала 46 заявлений об уходе. А это списочный состав медиа-группы «Объектив».

- Кто же теперь будет работать под брендом «Объектив?

- Бренд остался. 75 % его принадлежит Давтяну. Я не претендую на свою часть. 25% подарены группе, но нас это уже мало интересует. Мы склонны к цивилизованному разводу. Самое важное – архивы. Мы, все спокойно обсудив, оставляем их там, с разрешения другой стороны переписав все на свои носители. Будут ли там новости, я не знаю. Наверное, Давтян постарается там сделать новости. Техника там остается. Ушла просто команда. Я не считаю ее уникальной – это не важно. Это моя большая семья и мы вместе приняли это решение. Я отвечаю за них так же, как они - за меня.

- Сейчас, насколько мне известно, вы взяли месячный тайм-аут, наверное, решили отдохнуть?

- Да, но работы много. Наш интернет-портал, например, очень посещаемый. Цитируемый. Он ни на секунду не прекратит работу, газета нуждается в перерегистрации, не газета «Объективно», поскольку бренд принадлежит Давтяну, а новая. Новое название обсуждается. Блестящее предложение высказала главный редактор газеты – Елена Львова, не уверен, что оно будет принято, но оно, как минимум, забавно – «Объектив-но-но!». Телевизионных новостей производства нашей команды, однозначно, не будет.

- Команда есть, хорошая, сплоченная, профессиональная, но для работы нужны ресурсы для зарплаты, закупки техники и все прочее. Вы их ищете?

- Я ничего не ищу. Большая часть политиков, олигархов, как хотите их назовите, узнали об этом из новостей. Уже начали поступать «пропозиции» от самых неожиданных людей. Я не буду принимать предложения от одного бизнесмена, и группа разделяет мои взгляды, поскольку рано или поздно начинается конфликт интересов. Мне не известен ни один олигарх в Украине, который относился бы к медиа как к бизнесу и желал бы ими владеть как средством дохода, а не инструментом влияния.

- Что же делать в такой ситуации?

- Регистрировать группу. Наверное, это будет «Объектив.UA». Так мы это видим. Юристы говорят, что это вряд ли возможно, но у меня есть желание сделать 46 владельцев этого предприятия и таким образом решить проблему «телефонного права». Я не заблуждаюсь насчет хозяйственных дел - демократией управлять нужно. Мне доверяют – вне зависимости от того, я буду управлять группой или не я – поскольку как госслужащий я не имею на это права. Так что управлять будет кто-то из них. Я войду в качестве одного из соучредителей.

Эта схема – это наш базис, не в смысле «Базис» - банк нашего губернатора Арсена Авакова, который рад бы нам помочь - но спасибо, не надо при всем уважении к нему. После создания новая компания будет рассматривать предложения, два из которых есть сейчас и они серьезные. Мы можем войти управляющей компанией на канал, так будем работать. Каналов у нас предостаточно, но эти проблемы будем решать ближе к осени.

- Некоторые тенденции на харьковском медиа-рынке говорят, что начинается его передел. Выставлено на продажу ряд газет. Не грядет ли обновление? Что , по-вашему, происходит и чем это может закончиться?

- Совершенно с вами согласен. По всей стране идет перераспределение медиа, я не вижу ничего в этом страшного или плохого. Пусть из этого хаоса что-то выкристаллизуется. Не уверен, что все это хорошо закончится, возможно, все закончится большим пшиком, всего лишь переходом из одних рук в другие. От одних олигархов к другим, не важно, какого они цвета. Но все-таки, мне кажется, отдельные пузыри уже лопаются. Пусть это станет известно на всю страну. У нас не будет ни знамен, ни митингов, ни революций - все это чушь. Просто журналисты не хотят и не будут работать по-старому, под давлением и вмешательством в их работу. И я хочу, чтобы подобное настроение стало мейнстримом в медиа. Стало свободней, все это ощущают - так давайте же идти до конца. Мы требуем просто права на работу. Если нет - будем его добиваться. Вот и все. Да, переделы идут, в Харькове тоже. Но нас никто не купил, и мы не собираемся продаваться. Видите, наша позиция стала наглой. Если вы хотите иметь с нами дело – заключайте с нами равный контракт. Мы будем работать на равных. Я понимаю, что нам, видимо, так же не хватает профессионализма, как не хватает политикам культуры общения с медиа. Так будем учиться вместе.

- Но проблема в том, что медиа в Украине - не бизнес… Даже на всеукраинском уровне. Можно ли местной медиа-структуре зарабатывать себе на жизнь самостоятельно?

- Есть прекрасный пример – телеканал «Интер». Блестящий бизнес, сотни миллионов дохода. Хотя и в этом случае – ему достается иногда нещадно. На местном уровне, конечно, катастрофа, хотя я ведь телевизионный менеджер, и знаю доходы телевизионщиков, они вполне позволяют существовать. Уже стали на ноги местные информагентства. Они самостоятельно могут себя прокормить. Да, в этом есть огромная доля «джинсы». Но это возможно. Можно слезть и с экономической «джинсы», которая у нас идет как стандарт, как норма.

- В харьковском горисполкоме состоялась встреча новоизбранной власти и руководителей СМИ. С вами хотели подружиться или припугнуть?

- Это было огромное собрание на 100 человек. Новый мер Михаил Добкин и секретарь горсовета Геннадий Кернес представили новую пресс-службу, они пытались рассказать, как она будет работать, много было смеха, многие, кстати, покинули зал. Что не привычно. Если Добкин, спокойный и сдержанный человек, говорил, что выборы закончились и надо работать, то Геннадий Кернес (кстати, совладелец одного из местных каналов -7 канала. - Прим. авт.) бросал фразы, которые жестко звучали и обижали многих. Вряд ли надо было собрание так проводить. Поэтому, на мой взгляд, этот первый шаг неудачен. Никто не сделал ни одного четкого вывода. Пресс-центр при горсовете будет работать ежедневно. Собираются наполнить сайт многими полезными вещами, собираются переделать газету «Слобода» и объявили конкурс на замещение должности главного редактора. В Добкина я пока верю. Он открытый и не «забронзовевший», а что будет дальше - Бог его знает.

- А чего вы ждете от новой власти? Поменялся состав облсовета, где теперь большинство представлено Партией Регионов при «оранжевом» губернаторе.

- Пока никаких изменений не происходит. Я не «оранжевый» и никогда не стану «бело-голубым». Я телевизионный менеджер. В облсовете все еще не устоялось, хотя ясно, что ПР – в большинстве. Но еще ведь даже первой сессии не было. Если они захотят взять нашу областную ТРК под свое крыло, тогда я буду устраивать проблемы всем, не зависимо от того - это «оранжевый» губернатор или «бело-голубой» глава облсовета. Я не играю в их игры. Они должны это понимать. Это же общественное телевидение. Я очень надеюсь, что вот-вот это произойдет. Не сейчас, так скоро. Вариантов давления я ожидаю других. Они могут сделать это элементарно. Мы находимся в здании Госпрома, которое, в свою очередь, находится в распоряжении харьковского облсовета. Могут давить экономически. Вот только что я получил новый договор на аренду, довольно лояльный, кстати. Но если они сделают 20 долларов за квадратный метр аренды – удушат сразу. В заключение хочу сказать, что, поверьте, у нас много друзей и единомышленников в Украине. Сразу после пресс-конференции я получил немало звонков поддержки. Не могу не сделать реверанс в сторону «Детектор медіа». Проклинаемая многими коллегами – потому что больно критикует, она работает. И я страшно рад, что Наталья Лигачева столько лет это тянет. Спасибо всем вам, это единственный ресурс, которой пишет о нас, журналистах. Я хочу, чтобы это обязательно попало в интервью.

От «Детектор медіа».Мы благодарим Зураба за столь лестные слова о нашей работе, желаем коллегам упорства в отстаивании своего права на профессию и независимость. «ТК» продолжит следить за развитием ситуации вокруг «Объектива» и команды Аласании.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Харьков, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
5910
Теги:
Читайте також
23.09.2010 10:42
Зураб Аласания
, для «Детектор медіа»
21 150
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду