«Вчасно про головне», НТН, 25 квітня 2006
- Чому ви зараз не на суді разом із тими аутсайдерами, які намагаються ще чогось зробити?
- Хотя у меня тоже есть много вопросов по отношению к тому, как закончилась избирательная кампания, почему сегодня за объединённых социал-демократов в местные советы проголосовало в несколько раз больше, чем в Верховный Совет Украины, почему сегодня в Черкассах, в Луганске, Донбассе и Донецке за нас голосовали в одинаковом процентном соотношении — такие вопросы есть. Позиция лично моя следующая: с выборами на Украине нужно покончить. Украина не перенесёт ещё одних выборов. И сегодня необходимо, чтобы те силы, которые прорвались в парламент, взяли на себя ответственность за то, что происходит в стране. А сегодня ситуация в стране крайне сложная. Кризис, фактически уже не только кризис власти. Уже фактически, экономический. Мы стоим на пороге социального кризиса. К сожалению. Все мои предупреждения воплощаются в жизнь: о повышении цен на сахар, о повышении цен на газ. С 1 мая таки цены на газ повышают. Мы сегодня являемся свидетелями продолжения подорожания жизни. А значит жизнь становится хуже. Сегодня мы в реальной ситуации безвластия. Кто-то должен взять на себя ответственность за ситуацию в стране.
- А перерахування?
- Возможно, Шуфрич хотел бы перевыборы. Лично Шуфрич. А страна ещё одни выборы не переживёт.
- Чи врятує ваш блок перерахування?
- Я уверен, что если будет принято решение про пересчёт — результаты будут несколько другие.
- Як ви вважаєте, от зараз буде вердикт вже. Яке рішення буде, по вашому?
- Я бы хотел, чтобы решение суда было всё-таки оставить всё, как есть. Как можно скорее сформировать власть.
- Значить, ви не вірите в те, що переголосування, чи перерахування дасть вам можливість перетнути бар’єр?
- Я уверен, что после пересчёта голосов результаты были бы совершенно другими. Но сегодня организация пересчёта голосов — это вещь нереальная. Нигде в мировой практике, я подчёркиваю, нигде, знаменитый Калифорнийский пример, пересчёта голосов масштабного не было. Один раз был проведён пересчёт голосов во время референдума недоверия Пугачавису, и то там выборочно проверили, мы посчитали участки. А глобальный просчёт нереален. Он приведет к срыву результатов выборов.
- Вы сказали абсолютно другими. Это какими?
- Я уверен, что целый ряд политических сил были бы представлены в парламенте, кроме тех пяти, которые сегодня официально признаны победителями. Я вам могу сказать отдельные примеры по отдельным участкам, когда результаты голосования за наш блок отличались кратно в отношении уточнённых протоколов. Уточнённые протоколы в несколько раз уменьшали результаты голосования за наш блок. Возможность защитить результаты выборов у нас была. Закон предоставлял возможность защитить. Если кто-то не смог этого сделать, он должен в этом винить, в первую очередь, себя. Власть в данном случае была беспомощной.
- Чи є в блоку «Не так!» можливість винити когось із ваших лідерів?
- Я думаю, что организация. Лидеров - нет. Я думаю, что сегодня избирательная кампания была максимально откровенной, максимально честной, смелой, если хотите. Мы не скрыли ни одного слова правды от наших граждан. А вот то, что произошло в ночь на 26 на 27 марта, я уверен, когда-то получит если не юридическую, то моральную оценку. Но я ещё раз говорю - ещё одни выборы страна не переживёт. Те, кто прорвались, или, если хотите сказать, дорвались до парламента, до депутатских кресел, должны взять на себя ответственность за формирование власти. Кроме того, ответственность должны будут нести и те, кто окажется в оппозиции. Потому что сегодня отсидеться в оппозиции, дестабилизация будет продолжаться — будет не менее безответственно, чем находиться у власти.
- Ви будете відсиджуватися, чим будете займатися? Чому зараз вибрали Крим, а не Одесу?
- Я хочу поблагодарить жителей Одессы за высокое доверие, за высокий результат — около 7% проголосовало за оппозиционный блок «Не Так!». Сегодня в одесском областном совете представлена фракция оппозиционного блока «Не Так!» из 10 депутатов. Я все пять лет буду поддерживать с ними связь. И поверьте мне, если в Одессе что-то будет не так, одесситы об этом узнают лично от меня. Сегодня ситуация в Крыму значительно сложнее, чем в Одессе. Сегодня объективно в Крыму должны быть собраны все здравые силы для того, чтобы добиться стабилизации, и для того, чтобы Крым перестал быть плацдармом для провокаций и организации дестабилизирующих процессов, которые, безусловно, влияют на жизнь всей страны. Я надеюсь, со своими товарищами, единомышленниками, мы сможем добиться в Крыму стабильности.
- Які будуть ваші перші кроки в парламенті Криму?
- Первое, что должны сделать, это сбалансировать отношения между представительной властью таким, какой является парламент Крыма, и исполнительной — это Кабинет Министров Крыма. Мы заставим центр считаться с тем, что в Крыму живут, впрочем, как и в Одессе, и как в других регионах востока и юга, такие же граждане, как и в других регионах страны. В центре, на Западной Украине. Сегодня мы не должны делить граждан на «наших» и «не наших». Я думаю, вы понимаете, почему я говорю именно «не наши». И Крым, я надеюсь, будет тем регионом, который добьется уважения, и покажет пример стабильности.
- Стосовно російської мови. Сьогодні на Луганщині її визнали регіональною. От яка буде ситуація за вашою участі?
- За три дня депутатами ВС Крыма от СДПУ(О) было зарегистрировано постановление ВС Крыма о том, чтобы русскому языку был предоставлен статус регионального, как это трактует Конституция Крыма, и как это позволяет Конституция Украины.
- Чи готові бути спікером ВР Криму?
- Наверное, все мы любим бессмертное произведение Александра Дюма «Три мушкетёра». И там есть интересный момент, даже по советской интерпретации, когда кардинал Ришелье, после примирения с мушкетёрами, предлагает патент офицера. И прелагает четырём мушкетёрам, кто же будет владельцам этого патента. Тогда первым предложили этот патент Атосу. И Атос говорит: «Для Атоса это слишком много, а для графа де Ля Фер, это слишком мало». Мне не нужны должности.
- Для вас это слишком много или слишком мало?
- Это очень ответственно. И если сложится ситуация, что Шуфрич будет востребован на этой должности, я буду готов работать. Но независимо от того, как сложится ситуация с формированием первых должностей в Крыму, моя позиция будет принципиальной, такой, какой она будет всегда. Я всегда буду бороться за стабильность и за развитие Крыма. А для того, чтобы, если хотите, моя шпага всегда была готова к бою, мне должности не нужны.
- Як ви голосували, коли депутати приймали рішення стосовно виплат колишнім депутатам по безробіттю. Ви підтримали це рішення?
- Я не голосовал за это решение, потому что считал, что сегодня бюджет страны не может нести такую ответственность, такие дополнительные издержки. Хотя, если говорить честно, то, прежде всего, в этом необходимо винить оранжевую власть, которая своими зарплатами членам Кабинета Министров, сотрудникам Секретариата Президенте, непомерно подняли зарплаты, чем самым непомерно и подняли выплаты. То есть, корень зла... нужно людям говорить правду. Не в выплатах и доплатах, эти доплаты были всегда. Но сегодня эти выплаты стали очень тяжёлым бременем для бюджета, потому что были подняты базовые показатели для начисления, а именно зарплаты министров.
- Чому ви відмовилися від депутатської квартири і грошової компенсації? Вважаєте себе забезпеченою людиною? Скільки тоді в вашій декларації?
- В моей декларации чуть больше, чем в декларации министра экономики Арсения Яценюка, несколько миллионов гривен. Я никогда не скрывал, что я состоятельный человек, я не олигарх, и не супер-богатый человек. Но считал аморальным, придя в Верховный Совет в 98 и 2002 годах, просить для себя депуцтатскую квартиру. Я отказался даже от компенсации за депутатское жилье. У меня такие взгляды. Хотя я не хотел бы, чтобы мои действия сравнивались с действиями других народных депутатов.
- Кілька місяців тому пан Луценко казав, що по господину Шуфричу є море уголовних справ. Незабаром ви втратите депутатську недоторканість. Як ви вважаєте, в вас можуть тоді загостритися стосунки з правоохоронними органами. Можливо, поновляться якісь карні справи?
- У меня нет никаких иллюзий. Безусловно, Шуфрич, который говорит правду, никому не будет нужен. Власти, я имею в виду. Хотя не только власти. Сегодня сложилась ситуация, что, к сожалению, уже не смогу влиять на некоторые процессы. Если ещё несколько месяцев назад я инициировал создание следственных комиссий, которые должны были расследовать действия Ющенко, если я был инициатором законопроекта, чтобы деньги за «Криворожсталь» были возвращены людям, и мне сейчас очень больно, что Ющенко ветировал этот закон, и я не смогу уже бороться за преодоление вето. Надеюсь, что мои коллеги, народные депутаты 5 созыва, справятся с этой задачей, и хотя бы часть денег от «Криворожстали» будет направлена тем, кому «Криворожсталь» принадлежала, или, как сегодня уже говорят, «Миттал Стил Кривой Рог», к сожалению, уже сегодня нет «Криворожстали». И сегодня я буквально читал данные, что доходы от «Криворожстали» по сравнению с прошлым годом значительно уменьшилась. Это результаты неудачной, на мой взгляд, операции с «Криворожсталью». Но я оставляю за собой гражданское право, даже не как депутат ВС Крыма, доводить до наших граждан слова правды, и я это буду делать.
- Раніше ви переймалися тим, що виступали проти будівлі сховища ядерних відходів. Тепер ви не будете представлені в парламенті. Наскільки буде дієвою ця робота?
- Сегодня никто не запретит мне в рамках предоставленных законом Украины, отстаивать свои, подчёркиваю, уже не депутатские, а мою гражданскую позицию. И вопрос захоронения Чернобыля, и, особенно, накануне 20-летней трагедии, должен быть для нас вопросом чести. Мы не должны сегодня разменять здоровье нации на расплату за Майдан. Я думаю, что сегодня киевляне сами шокированы тем, что наше руководство оранжевое рассчитывается за Майдан. Я уверен, что этот проект не имеет право воплотиться в жизнь. И, конечно же, если позиция в парламенте будет болотистой, то позиция вне стен парламента будет жёсткой и понятной. Это касается не только вопроса Чернобыля. Это касается и вопроса проведения референдума, и других вопросов, которые сегодня однозначно должны будут быть отстояны. Я надеюсь, что позиция народных депутатов 5 созыва будет принципиальной, последовательной, и они не будут разменивать свои идеалы и интересы граждан на преференции и договоры с властью.
- Якщо Юля Тимошенко не відмовиться від посади прем’єр-міністра, то коаліцію в парламенті можуть створити «Наша Україна» і Партія Регіонів?
- Этот вопрос был тяжёлым для меня всегда. Чтобы оправдать или объяснить, если хотите, коалицию между Партией Регионов и «Нашей Украиной», то, во-первых, хочу сказать, что для «Нашей Украины» это будет политическая смерть. Она в жизни не сможет пояснить своему избирателю, почему они это сделали. Но я формально могу вам сегодня сказать, что представители Тимошенко представлены почти во всех советах. Во всех! Во всех областях, если мы говорим о формальностях, надо понимать, что противостояние, к сожалению, ещё есть. И сегодня оно может быть ликвидировано только реальными экономическими успехами. Так вот, оправдать такое объединение можно будет только в случае, если премьером будет Янукрвич. Второе — если эта коалиция добьется значительных экономических успехов и приведёт к стабилизации. Если же при слиянии мы станем свидетелями дальнейшего ухудшения экономического, а, как следствие, социальной ситуации, то те люди, которые и с одной, и с другой стороны этот шаг предпримут, как предательство, естественно, будут разочарованы, и, естественно, будут иметь право на резкую оценку. Хотя моя позиция в этом вопросе будет определённое время сдержанная. Сегодня политики должны получить возможность продемонстрировать своё умение работать для страны. Именно с этим связана моя личная позиция, по поводу того, что выборы досрочные в стране будут пагубными, что катастрофические будут иметь последствия. И я не могу не присоединиться к тем политологам, которые говорят, что досрочные выборы в 2009 году с этими полномочиями необходимо будет проводить в рамках парламента.
- Якщо прем’єром буде Тимошенко. Наскільки вона буде небезпечною для президента Ющенка?
- Я не хочу быть судьей этой оранжевой семье. Пусть они там сами себе разбираются, кто, кого и как устраивает. А я не совсем понимаю при этих полномочиях, зачем любому премьер-министру, если выборы будут в 2009 году, то он сможет пробыть ещё премьер-министром ещё полтора года. Поверьте мне, сегодня премьер-министр и полтора года работы премьер-министром весят больше, чем пять лет работы президента. Я просто не вижу необходимости любому премьер-министру менять свою должность на президентскую.
- Це може з умов скасування реформи?
- Давайте, если мы сегодня… Кстати, одна из причин, почему я хочу, чтобы сегодня эти выборы закончились и вступил в силу новый Верховный Совет, это, чтобы с 10 или 16 мая окончательно вступила в силу политреформа. Я думаю, что если бы сейчас выборы из-за пересчёта голосов, или просто признаны недействительными, то поверьте мне, политреформа не вступила бы в силу, как минимум, 4 месяца. А это означало бы, что правительство Еханурова до февраля месяца действовало бы в ранге исполняющего обязанности, но никто не мог бы их отстранить. И вот это привело бы их к трагедии. Сегодня решительные действия людей, которые не боятся ответственности как в оппозиции, так и во власти, должны продемонстрировать своё умение работать.
- На якому авто ви їздите?
- Я не скрывал, что езжу на Джипе.
- І чи будете балотуватися наступного разу в парламент?
Если ситуация потребует, чтобы мы с моими товарищами боролись за то, чтобы в стране было лучше, то, конечно, мы будем бороться. Сегодняшний выбор позволяет наблюдать, что происходит в стране, говорить правду. К сожалению, мы лишены с одной стороны влиять на ситуацию, но с другой стороны и части ответственности.Если ситуация потребует, чтобы мы с моими товарищами боролись за то, чтобы в стране было лучше, то, конечно, мы будем бороться. Сегодняшний выбор позволяет наблюдать, что происходит в стране, говорить правду. К сожалению, мы лишены с одной стороны влиять на ситуацию, но с другой стороны и части ответственности.
Текст програми надано каналом "НТН".
