Выборы закончились, кризис продолжается

12 Квітня 2006
3359
12 Квітня 2006
18:48

Выборы закончились, кризис продолжается

3359
У любого человека есть «темная» и «светлая» сторона. Эти выборы стали пиком пиара, построенного на восхвалении «темных» сторон избирателя. И Одесса стала одной из столиц этого жанра.
Выборы закончились, кризис продолжается

«ТК» продолжает публикацию материалов, посвященных ситуации в регионах. Данная статья Леонида Штекеля – ответ на опубликованный ранее текст «Все проплачено» о работе одесских СМИ во время избирательной кампании.

Мне давно хотелось принять участие в дискуссии по итогам выборов, развернувшейся на страницах «Детектор медіа», а тут еще появилась статья о ситуации в Одессе, достаточно ярко, но несколько тенденциозно освещающая происходившие события, в том числе и вокруг моей скромной персоны. Так что теперь сам Бог велел высказать свое мнение.

Вообще мнение региональной прессы для Киева значит крайне мало. Ездить за свой счет на киевские тусовки слишком дорого, а оплата региональных участников крайне редко заложена в бюджетах различных круглых столов. Подразумевается, что регионалы могут ездить только на учебу, дабы столичные мэтры учили их уму разуму. А в регионах площадки для дискуссий, увы, отсутствуют, так что вариться приходится в собственном соку. Но это все несколько не о том. Вернемся к выборам в Одессе.

Автор статьи «Все проплачено» (ее настоящая фамилия хорошо известна в одесских журналистских кругах) рисует картину, достаточно близкую к действительности, но уж слишком ясную и простую. Цинизм - качество очень полезное для журналиста, иногда даже необходимое, но еще вопрос, может ли он быть воинствующим? Эта избирательная кампания может предоставить превосходные возможности для поклонников подобного мироощущения, но все-таки, на мой взгляд, некоторой толики идеализма и романтизма нашим журналистам явно не хватает.

Итоги одесских выборов могут действительно повергнуть в ужас. Одесский избиратель всегда голосовал так, что волосы встают дыбом. Это, увы, специфика Одессы. Вряд ли в стране есть избиратель, которым легче манипулировать, чем одесским. И автор статьи «Все проплачено», как мне кажется, тоже участвовала в этих играх. Я хотел бы обратить внимание именно на этот моральный аспект избирательной кампании. Есть материалы, пропагандирующие какого-то политика, какую-то партию. В этом случае могут говориться слишком громкие и высокие слова о кандидате или партии. Ведь каждый стремится изобразить себя в наилучшем виде. Это именно пиар. Есть материалы, которые призваны очернить противника – их принято именовать «черным» пиаром. Но есть и еще один вид пиара. У любого человека есть «темная» и «светлая» сторона. Эти выборы стали пиком пиара, построенного на восхвалении «темных» сторон избирателя. И Одесса стала одной из столиц этого жанра.

Будучи представителем одного из участников избирательного процесса, я, разумеется, не могу говорить абсолютно объективно (да и не считаю, что это вообще возможно), но мне хотелось бы добавить несколько деталей к той картине, которую представила читателям ТК г-жа Зоя К.

История с «криминальным авторитетом» Леонидом Штекелем носит несколько иной характер. Уголовное дело более трех лет тому назад было передано на месячное «дополнительное расследование» в прокуратуру. Три года назад истекли все процессуальные сроки, но дело так и не было закрыто. А открыто оно было после серии статей в газете «Правое дело» о незаконных обысках Управления по борьбе с экономическими преступлениями (Бывшая ОБХСС) на книжном рынке «КНИЖКА». Кроме того, именно газета «Правое дело» неоднократно писала весьма нелицеприятные статьи о милицейском руководстве. Так что, думается, и незакрытие дела, и появление меня в списке криминальных авторитетов было не чьим-то нелепым «ляпом».

Категорически не могу согласиться и с г-жей Зоей К. по поводу борьбы одесской «Поры» против санации ЧМП. Разумеется, в реальной жизни все несколько сложнее, чем в лозунгах, с которыми мои коллеги шли на пикетирование Апелляционного суда. Я думаю, что г-жа Зоя К. должна знать об истинной роли этого суда, а также о том, что за красивыми словами о «санации» стояли абсолютно иные действия. Это был просто передел собственности, который устроили два одесских монополиста: Горводоканал и Облэнерго. Здесь не ночевали ни справедливость, ни экономическая целесообразность. Это был обычный грабеж с использованием механизма судебного иска. И даже одесский Апелляционный суд не решился проштамповать это решение. И еще одно слово в адрес «Поры» мне хотелось бы добавить. Именно одесская «Пора» неоднократно обращалась и в СМИ, и к политическим партиям с предложениями провести дебаты, споры и так далее. Но этого никто не хотел. Дебаты же, состоявшиеся на одном из одесских каналов между Алексеем Костусевым от имени «Регинов» и Алексеем Козаченко от имени «Нашей Украины», иначе как фарсом назвать нельзя. Ведь они - деловые партнеры, которые, в частности, делят управление каналом «АРТ». Никаких отличий позиций у этих людей не было и нет. Просто Алексей Костусев, как бывший комсорг, более подвижен на экране, а Алексей Козаченко, по-видимому, считает, что зритель должен быть ему благодарен за сам факт появления оного лидера в студии.

К сожалению, г-жа Зоя К. не упомянула в своем материале, на мой взгляд, главную интригу одесских выборов: борьбу между Алексеем Козаченко и Эдуардом Гурвицем. Депутат Козаченко еще летом прошлого года пытался пробиться в мэры и вел крайне агрессивную кампанию против Гурвица на своем канале «АРТ». Очень неприглядная была кампания, кстати. Но московские политтехнологи подсчитали его рейтинг и прослезились: никаких шансов! И тогда Козаченко, только что поливавший Гурвица грязью, добился через Киев, чтобы Гурвиц дал свое имя блоку Козаченко. Ходили слухи, что Эдуард Гурвиц ездил к Безсмертному и хотел приостановить членство в партии НСНУ. Но… В результате миру была явлена картина сродни средневековым апокрифам о Рае: волк и ягненок пойдут рядом. Я вовсе не имею в виду, что люди Гурвица – ягнята, но в одном списке прошли две группы: группа врагов нового старого мэра и его друзей.

Надо заметить, что г-жа Зоя К. проявила удивительную избирательность в своей критике. Например, вспомнила статью в «Шомрей Шабос» и список Соцпартии, но при этом забыла упомянуть кое-что другое. Действительно, «Правое дело» писало об этом, СПУ очень забавно выдвигало людей в списки: из первых десяти человек в город сторонники социализма выдвинули семь руководителей крупных коммерческих предприятий. Если бы это была партия промышленников и предпринимателей, то понятно, но социалисты?! Но зачем останавливаться только на этом. Одесская городская организацию БЮТ – это филиал медицинской компании «ИНТОСАНА», а Партия регионов – политическая крыша концерна «Приморье» (ИМЕКСБАНК, футбольный клуб «Черноморец» и т.д.). Кстати, следовало бы заметить, упоминание «Шомрей Шабос» в данном случае не очень корректно. Дело в том, что в отличие от типичных предвыборных мероприятий банк «Пивденный» и лично Вадим Мороховский и главный акционер этого банка помогают газете «Шомрей Шабос» не менее пяти лет, а не только во время выборов. Другой вопрос, насколько уютно будет себя чувствовать Вадим Мороховский в Соцпартии с учетом скандала вокруг газеты «Сільські вісті». Но это его личное дело.

На мой взгляд, разукрашивать все события одной краской, на мой взгляд, крайне непрофессионально. Например, история вокруг обращения Эдуарда Гурвица в Горизбирком далеко не так проста, как это показано у г-жи Зои К. Дело в том, что еще летом 2005 г., насколько мне известно, по предложению главного политического советника Гурвица Эдуарда Щеглова, было принято решение не агитировать напрямую за Гурвица на выборах. Говорят, что была сказана, вроде бы, банальная фраза: «За мэра должны агитировать не слова о нем, а его дела». Однако из этой вроде бы банальности был сделан далеко не банальный вывод: команда Гурвица не агитирует за него. Это немного похоже на стратегию Павловского на выборах Путина в 2000 году. И это решение было выполнено.

Но именно это меньше всего нужно было руководителям блока «Наша Одесса – Эдуард Гурвиц». Они хотели не только получить его имя в названии, но и использовать его образ в своей рекламе. И незадолго до выборов вся Одесса была завешана фотографиями Эдуарда Гурвица, призывающего голосовать за «свой» блок. Лично мне кажется, что сделано это было без его согласия. С точки зрения выборов мэра оно имело прямо противоположный эффект, могу это подтвердить как участник минимум пятнадцати встреч с избирателями по месту жительства. Для одесских политиков важно разобраться в ситуации: была ли это игра в недовольство, когда стало ясно об обратном эффекте рекламы, или продолжение противостояния Гурвиц-Козаченко? От ответа зависит понимание того, какие будут отношения между будущим Советом и мэром в Одессе. А тут все далеко не так просто, как об этом пишет г-жа Зоя К.

Однако нюансы одесской избирательной компании не должны закрывать от нас главные итоги этих выборов. А их, мне думается, нужно разделить на две части.

Минусы.

Во-первых, эти выборы однозначно показали, что в стране в массе своей пока отсутствует избиратель как таковой. Мы твердим о демократии и выборах, забывая о простой истине, что демократия – это не только право прийти на участок и бросить бюллетень. Выборы представляют собой обоюдоострый меч: избиратель не просто выбирает, он принимает на себя ответственность за этот выбор. Нельзя как малыш говорить: «Меня обманули», «Я не понял», «Я не этого хотел» и так далее. Ответственность начинается не с политика, за которого голосуют, а с избирателя. Выборы – это ответственная работа для всех участников процесса. И, увы, до тех пор, пока в стране нет избирателя, не будет ни политической нации, ни государства.

Во-вторых, следствием отсутствия настоящих избирателей стал и уровень предвыборных дискуссий. Это особенно ярко было видно на одесском небосклоне. Основные темы, поднятые при общенациональной дискуссии в ходе выборов, на самом деле никак не касаются реальных проблем, стоящих перед обществом. Это вызвано лукавством политиков, которые не в силах изменить, например, ситуацию в ЖКХ, но готовы часами говорить о НАТО, а также нелицеприятно говорит о нашем избирателе. Увы, это очень типично для тоталитарного массового сознания.

В-третьих, очень показательна экономическая сфера. Одна из главных причин Майдана – полный крах государственной политики в сфере малого и среднего бизнеса. Однако ни одна из основных партий не имела реальных планов в этой сфере (только «Пора» пыталась хоть что-то декларировать). Все остальные партии в массе своей уверены, что деньги растут на деревьях, и вопрос лишь в том, как эти деревья сажать: с Востока на Запад или с Запада на Восток. А то, что деньги растут на деревьях только в рассказах Клиффорда Саймака, никого не волнует.

В-четвертых, дискуссия не коснулась и жилищно-коммунальной сферы – главной мины под новыми Советами всех уровней. Даже не было сделано ни одной реальной попытки.

В-пятых, на фоне глобальных споров о роли русского языка в Украине остался незамеченным главный политический вопрос: язык судопроизводства. Ибо надо либо обеспечить бесплатными адвокатам и клерками всех обращающихся в суд, не имеющих финансовой возможности пригласить их за плату, либо отменять эту норму процессуального Кодекса как пример вопиющего попрания прав граждан. В стране, где суды, как правило, позволяют себе лишать неимущих элементарных гражданских прав, языковый вопрос способен окончательно превратить судопроизводство в произвол.

Этот краткий перечень, увы, далеко-далеко не полный.

Плюсы

При всем обилии недостатков, это первые сравнительно чистые выборы. Говорю это как проигравший. Даже по одесским меркам, выборы 2002 года были многократно грязнее, когда не обошлось без прямого вмешательства прокуратуры, милиции и городской администрации. Меня, например, чуть не отправили на 15 суток только за то, что я как кандидат в депутаты пытался узнать, сколько на участке получено чистых бюллетеней. А массовые забросы, а аресты наблюдателей!.. По сравнению с такими прелестями, эти выборы гораздо лучше. И я понимаю иностранных наблюдателей, которые твердили о демократичности этих выборов. Хотя по-прежнему уверен, что на стадии подсчета бюллетеней у «малых» партий были забраны голоса в пользу больших.

Самый главный вопрос заключается в одном: удастся ли в стране удержать баланс сил, который сможет гарантировать хотя бы свободу слова и частичный (о полном и мечтать не приходится) контроль за силовыми и контролирующими структурами.

И, наконец, последнее. Главные проблемы будущего страны по-прежнему не решены. Они, по сути, даже не поднимались в ходе избирательной компании (за редким исключением). Однако теперь они встанут на повестке дня.

Первое. Цены на энергию. За громкими и яркими дискуссиями о газовых переговорах остались не решенными конкретные вопросы. Правила регулирования оптового рынка и взаимоотношений монополистов и потребителей, мягко говоря, никуда не годятся, и представляют собой проблему гораздо большую, чем газовый шантаж России.

Второе. Жилищно-коммунальная сфера все более превращается в бомбу замедленного действия. Размеры финансовых средств растут в арифметической прогрессии, декларируемая потребность в средствах - в геометрической. При этом отсутствует элементарный механизм контроля за вложенными средствами. Методы чиновничьего контроля ведут только к раскрадыванию в меньших или больших размерах. Необходим механизм контроля со стороны потребителей.

Третье. Количество функций, которые «взвалило» на себя наше правительство и иже с ним, можно уподобить снежному кому. Армия чиновников растет, как табуны тараканов. На фоне разговоров о борьбе с коррупцией полностью отсутствует сама борьба – отказ от бесчисленных регуляторных функций правительственных структур, передача полномочий обществу в виде различных саморегулируемых профессиональных ассоциаций.

Четвертое. Наступление на малый и средний бизнес, начатое Януковичем и энергично поддержанное Тимошенко, ведет к разорению сотен тысяч людей. Проблема не просто не решена, а усугубляется, и надо ждать взрыва не позднее этой осени.

Пятое. Существующее налоговое законодательство требует срочных и коренных реформ, исходя из опыта упрощенной системы налогообложения. А наша пенсионная система может разорить малый бизнес и не способна дать более-менее достойную пенсию. Это даже не тупик, в тупике жить можно. Это пропасть!

Нет никаких реальных планов и перспективных проектов. Нам как никогда нужна общенациональная дискуссия о путях развития страны. Выборы, увы, не сумели стать трибуной этой дискуссии. Хотелось бы верить, что средства массовой информации смогут поднять эту тему.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Одесса, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
3359
Теги:
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду