Стабильность – признак мастерства, или А нам все равно!
Обзор медиапространства Николаева. Декабрь-2005.
Время от времени в культуре, а если брать шире – в истории случаются события, после которых писать, говорить, играть, короче говоря, творить так, словно этих событий не было, становится невозможно. Ну, например, после выхода «Лолиты» или «Мастера и Маргариты» (я, разумеется, говорю лишь о примерах, речь о сопоставлении масштабов и тому подобном не идет) нельзя было уже писателям делать вид, что этих книг никогда не существовало, после «Битлз» или, ну, я не знаю, «Лед Зеппелин», «Секс Пистолс» поп– и рок-музыканты не могли, даже полностью отрицая их творчество, это творчество игнорировать и так далее.
Так и с Пятым каналом – до его появления украинские журналисты могли делать вид, будто все разговоры о взвешенной подаче информации, о сбалансированности мнений, о необходимости одновременной подачи разных точек зрения – это недосягаемые западные стандарты, для нас недоступные в силу… дальше следовал бесконечный список причин – от экономических до политических, от взаимоотношений с рекламодателями до зависимости от учредителя. С его появлением подобные аргументы утратили силу, а абстрактные доселе понятия «свобода слова» и «профессиональная журналистика», в данном случае полностью взаимозависимые, обрели зримое воплощение. Стиль и концепция Пятого могут нравиться или раздражать, вплоть до полного отрицания его методов, языка и ведущих, но уважающим себя журналистам сегодня уже невозможно работать так, будто его никогда не существовало, уже нельзя убедительно повторять себе и зрителям: «У нас это невозможно».
Впрочем, все это в той или иной степени верно, если мы говорим о центральных каналах и печатных СМИ. Даже бегло пощелкав по всяким там «Плюсам», НТН, «Интеру», «Киевской Руси», «ICTV», нельзя не заметить, что всех их в той или иной степени коснулся оранжевый ветер перемен. Где-то искренне, где-то сквозь зубы, где-то тенденциозно, но с внешними потугами на объективность, и сами журналисты, и руководство каналов стараются выглядеть современно, а значит – хотя бы изображать свободу мнений и подачи материала. Но то – центральные каналы и те, что выходят на всю Украину…
Не знаю, как в других областях, но в Николаевской, похоже, время остановилось. Нет, слава богу, того беспредела, той какофонии лжи, что обрушивалась на зрителей и читателей с экранов и страниц на прошлых выборах, сейчас нет. Но ушло и другое. Тогда, во время действительного противостояния – по крайней мере, как это выглядело в те месяцы – двух идеологий, увы, не редактора и продюсеры (хотя на николаевском телевидении по большей части до сих пор толком не знают кто это такие и зачем они нужны в производственной цепочке), но сами журналисты вовсю бегали по пресс-конференциям, дергали за рукав политиков-ньюсмейкеров, чаще всего, искренне и совершенно бесплатно старались донести до своей аудитории иные точки зрения, отличные от бело-голубого официоза. Теперь все по-другому. Скучно и благочинно. Бесплатно никто никуда не ходит. Оплачивается каждая строчка. Если партия – одна или несколько сразу – вдруг примет участие в каком-нибудь обсуждении, круглом столе, конференции, организованных общественниками, то туда может заглянуть какая-нибудь съемочная группа и даже что-нибудь снимет, и даже денег с НГОшников не возьмет… Но будьте уверены: как в те времена, когда Николаев еще был закрытым городом, утыканным воинскими частями и военными базами, цензор, увидев в газете фотографию моряка, тщательно затушевывал ему петлицы, шевроны и кокарду, превращая его то ли в железнодорожника, то ли вообще в «мужичишку в армячишке» без отличительных признаков, так сейчас при монтаже из текста будут тщательнейшим образом вычищены любые упоминания о партийности выступавших. На областном телевидении, например, решение о том, что выдавать в эфир как новость, а что – только через бухгалтерию, вообще принимает не главный редактор, а начальник коммерческого отдела, в особых случаях – генеральный директор. Ну, с ним, с генеральным-то, все понятно, он – как сапер, родившийся в рубашке: выжил после кампании 94-95, не только сохранив кресло, но и в десять раз выиграв в зарплате, так что терять ему таки есть что, а уж второй ошибки ему новая власть ни в жисть не простит. Так что флюгеры и барометры отдыхают в сравнении с нынешней чуткостью руководства областного телевидения к малейшим движениям начальственных – теперь оранжевых – бровей.
Ну, с областным, то бишь, государственным телевидением все понятно – странно было бы ожидать от них другого, когда в Николаеве елку возле госадминистрации украшают оранжевыми подковами, а сцену – оранжевыми же надписями: «ТАК – Садыков» [так нашего губернатора, а по совместительству – областного руководителя НСНУ – зовут]. Но ведь и на независимых – частных – каналах ситуация немногим лучше. Кто бы поверил, что их журналисты минувшей зимой рвались на Майдан, пытались протащить в эфир «крамольные» сюжеты!.. Теперь из газет и телепередач николаевцы узнают о политической ситуации только то, что им сообщают проплаченные партийные меседжи. И все, вроде, правильно: ЦИК ведь снял ограничения на избирательные фонды, так что делитесь теперь. Да и редакциям спокойнее – никто за собственные мысли или неосторожные интерпретации в суд не потянет.
Любопытно, как «расслоилась» сейчас политическая информация в Николаеве. Поскольку, в основном, финансирование публикаций в местных СМИ идет централизованно, через Киев (что и понятно: центральные штабы работают с рекламными агентствами, имеющими свои льготы и скидки в тех изданиях, где выходит партийная реклама, что, в конечном итоге, позволяет и партийным пиарщикам экономить существенную копеечку), то в городских и областных газетах в подавляющем преимуществе выходят публикации на глобальные, всеукраинские темы, либо вообще не имеющие никакого отношения к местной проблематике, либо, что называется, притянутые к ней за уши. Печатные же отклики на темы, что нашелестели родные осины (или, в николаевском случае, тополя и шелковицы) чаще всего появляются в партийной прессе, издаваемой областными парторганизациями – так и быстрее, и оперативнее, и тираж одного номера можно запулить тысяч на 20 – как раз выйдет стоимость пары публикаций в каком-нибудь «Вечернем Николаеве» или «Южной правде» – и раздать через своих уличных агитаторов из рук в руки, с комментариями, задушевными разговорами и партийной атрибутикой. Исключение, составляют, пожалуй, лишь социалисты, активно пиарящие свой местный актив не только в собственном партийном «Диалоге» и полностью нацеленном на торжество дела Сан Саныча «Крике», но и в общегородских изданиях. Но тут у них просто удачно срослось: и руководитель избирательного штаба, и пресс-секретарь – профессиональные журналисты, к тому же имеющие свои собственные, значительные по николаевским меркам, ресурсы, так что они, съев собаку на грамотной раскрутке своих проектов вроде конкурса красавиц или фестиваля «Кобле-во!» «в мирное время», сейчас активно используют и опыт, и прошлые наработки в этой кампании.
Остальные по вполне понятным причинам пытаются экономить деньги, поэтому, главным образом, присутствуют в городских СМИ в виде фотографий под/над собственными поздравлениями избирателям ко всевозможным праздникам.
Еще одним исключением из общего правила является уже упоминавшаяся в прошлом обзоре газета «Наш город». Сохраняя внешнее реноме «газеты о нашем городе» и умудрившись уже нагадить коллегам-аборигенам с подпиской (первые гигантские тиражи этого «независимого издания» бесплатно раскладывались по ящикам николаевцев как раз в период подписной кампании, что дало им основания думать, особенно после того, как прочли вступительное слово редактора-киевялнина, мол, мы пришли всерьез и надолго, что теперь так будет всегда, поэтому платить деньги за газету с программой теперь ни к чему – и так ведь домой приносят), мало-помалу «проявилась» в своих симпатиях. Теперь уже совершенно ясно, что возникла она не из чьей-то абстрактной ненависти к ныне действующему николаевскому мэру В. Чайке, а, в первую очередь – из горячей, и надо полагать, небескорыстной любви к его конкуренту на этих выборах – заместителю главы облгосадминистрации Сергею Исакову, коего, в пику Владимиру Дмитриевичу, на фоне апокалиптических картин разрушенного и заброшенного городского хозяйства и превозносят всеми доступными способами, совершенно явно позиционируя как единственную разумную альтернативу сегодняшнему городскому голове.
Если в прошлом обзоре газета «Наш город» упоминалась вместе с еще одной новацией этой избирательной кампании – телеканалом «ТАК-ТВ», то в этом месяце ей суждено остаться в гордом одиночестве. За декабрь и начало января в городе не только не появилось никаких новых медиапроектов (хотя упорно ходят слухи о создании сразу нескольких газет и даже парочки журналов), но и насмешливые ожидания появления оранжевого телемонстра оказались в который раз обманутыми. Хотя, конечно, без перемен в этой области не обошлось. Вездесущий руководитель пресс-службы губернатора Глеб Головченко, чьи колористические пристрастия прошлыми зимой и осенью немало повеселили искренних и последовательных противников Большого Дона, неожиданно и незаметно для тех, кто следит за политической жизнью области, вдруг возглавил исполком НСНУ, при этом не уставая повторять, как мантру, что его телепроект не имеет ничего общего с текущим политическим моментом, а сходство названий – чисто случайно и никак не связано с оранжевыми реалиями. И, как ни странно, в это утверждение начинаешь верить: ведь если даже несмотря на то, что к разработке необходимой документации, к верстке сетки вещания, написанию концепции канала и т. д. уже который месяц привлекаются люди исключительно под обещания скорых гигантских зарплат, если журналисты, заподозренные в утечке секретной информации о ходе подготовки «ТАК-ТВ» к запуску подвергаются остракизму, а с тех, с кем ведутся переговоры о переходе на новый телеканал, только что не берется подписка о неразглашении, если с подвешенным в воздухе персоналом ежедневно проводятся бесконечные совещания, а воз и ныне там, то возникает закономерное предположение, что, может, на выборы ничего и не должно «выстрелить»? В конце концов, у Глеба Александровича уже есть неприятный опыт политической промашки, когда он в декабре минувшего года убеждал своего тогдашнего босса, что победа Януковича неотвратима и очевидна, поэтому не стоит ссориться с его командой… Ну, не помешало ему отсутствие пророческого дара продвинуться на оранжевой службе, так кто ж даст гарантии, что и дальше будет так же везти? А ну как не на ту лошадку опять поставит? Спокойнее уж попридержать свои публичные выступления до тех пор, пока станет окончательно ясно, за кого на это раз следует мазу тянуть, а коли под пропагандистский рупор деньги и лицензия получены, то, как время приспеет, а уж после победы, кто б там к власти не пришел, его с таким добром любой на службу возьмет!.. Может, конечно, я и ошибаюсь, может, это во мне мое всегдашнее ехидство говорит, только пусть меня специалисты подправят: это что, такая повсеместно доказавшая свою эффективность практика – запускать новый телеканал (учитывая, что ни технический, ни творческий состав его еще на сегодня, десятое января, не укомплектован, а в качестве основной рабочей силы туда вообще планируются студенты Школы прессы и телевидения – учебного заведения с сомнительным уровнем аккредитации и программой, построенной на преимущественно факультативных предметах) за два месяца до выборов? Нет, определенно что-то здесь «пахнет смолой и перьями», как говаривал Гекльбери Фин.
А в остальном медиа-жизнь в Николаеве протекает тихо и без потрясений. Стабильно. Что, конечно, можно было бы счесть определенным признаком достигнутого наконец мастерства. Если бы только при более пристальном взгляде это не смахивало на полное равнодушие. И тех, кто пишет, и тех, кто читает.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Николаев, для "Детектор медіа"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ