Журналиста бьют, а он должен предъявить удостоверение?

25 Січня 2011
44846
25 Січня 2011
14:23

Журналиста бьют, а он должен предъявить удостоверение?

44846
Фотограф УНИАН Виталий Данильченко уже не надеется доказать в суде препятствование профессиональной деятельности
Журналиста бьют, а он должен предъявить удостоверение?

Фотокорреспондент УНИАН Виталий Данильченко проиграл апелляционное дело по 171-й статье Уголовного кодекса (препятствование законной профессиональной деятельности журналиста). Напавшего на него охранника завода «Таврия» Геннадия Богуманова осудили только по 125-й статье (умышленное нанесение телесных повреждений). После года судебной тяжбы фотограф уже не рассчитывает на то, что правоохранительная и судебная системы способны дать справедливую оценку правонарушениям во время рейдерского захвата завода «Таврия». «Детектор медіа» публикует материал Виталия Данильченко о процессе.

 

Заседание апелляционного суда, прошедшее 18 января в Херсоне, меня не разочаровало, а просто убедило в том, что правоохранительная и судебная системы в нашей стране подчинены строго определенной логике - не допустить принятия правомерных и справедливых (по меркам цивилизованного и свободного общества) решений.

 

В начале заседания судья не позволил херсонским журналистам, пришедшим осветить ход заседания в прессе и поддержать меня морально, производить фото-, видеосъемку и аудиозапись. Свой отказ он ничем не мотивировал, лишь сказав, что объяснит нам причину отказа позже. Адвокат подсудимого Богуманова (Геннадий Богуманов - охранник завода «Таврия», напавший на фотографа Виталия Данильченко. - ТК) на заседание не явился. Я так думаю, что ему был не интересен исход судебного заседания или он был уверен в том, что апелляционный суд не вынесет более суровый приговор его подзащитному.

 

В ходе заседания судья не проявлял особого желания вникнуть в ситуацию, в которую я попал в тот злополучный вечер 3 сентября 2009 года. У подсудимого не пытались выяснить, с какой целью он на меня напал, причины, побудившие его это сделать, и почему, прежде чем на меня напасть, Богуманов не поинтересовался, кто я и для чего произвожу фотосъемку. Однако судья в причине отказа осудить Богуманова по статье 171 указал, что я не показал свое удостоверение фотокорреспондента и поэтому подсудимый не знал, что я журналист. То есть исходя из логики судьи, я должен был, несмотря на удары дубинкой по голове, доставать удостоверение, а уж потом, предъявив его нападавшему, ждать, что тот прекратит избиение, потому что опознает во мне журналиста. А то, что я показывал напавшему на меня охраннику «Таврии» свою фотокамеру и кричал ему, что я журналист, судья посчитал «размытыми» уликами. На мой внешний вид в гражданской одежде (отличающейся от экипировки людей в черной спецформе), на то, что у меня в руках ничего, кроме фотокамеры, не было и что я для окружающих и охранника никакой опасности не представлял и никаких действий, кроме фотосъемки, не производил, суд вообще не обратил никакого внимания. Как и суд первой инстанции, апелляционный суд не стал обременять себя умозаключениями и объективным рассмотрением фактов преступления, совершенного против меня в тот вечер. Даже на заявление подсудимого Богуманова о том, что фотографии из судебного дела, на которых он бежит в мою сторону, - подделка, суд никак не отреагировал.

 

В процессе расследования этого дела в милиции, прокуратуре и суде я столкнулся с глубоко порочной и лживой системой. Представители этой системы не брезгуют подделкой документов работником милиции: в деле до сих пор есть письмо с моими пояснениями следователю, которое я не подписал из-за неправдивости изложенных в нем фактов, но там есть моя подделанная подпись. При этом ни прокуратура, ни суд на подделку документов не отреагировали, а значит, они покрывают преступника. Мне самому пришлось искать напавшего на меня человека, потому что милиция и прокуратура не могли, а скорее всего и не хотели его найти. И только после того, как я сам узнал имя и место проживания Богуманова и рассказал об этом по мобильному телефону своему правозащитнику Олегу Мартыненко, нападавшего все же нашли. Я не страдаю манией преследования, но это наводит на мысль о прослушивании моих телефонных разговоров.

 

Не буду все перечислять, но факты, с которыми я столкнулся, не позволяют даже предполагать и надеяться на то, что правоохранительная и судебная системы настроены на действительно реальное и правдивое правосудие.

 

Но и считать, что я легко отделался (всего лишь сотрясение мозга и поломанная фотоаппаратура), а нападавшего все-таки осудили хоть по какой-то статье, я не могу.

 

Ведь бизнес-конфликт главных акционеров ОАО АПФ «Таврия», который привел к массовому побоищу с многочисленными пострадавшими, так и не расследован, а общественности не разъяснили, почему такие мини-войны случаются и кто за них должен отвечать перед обществом и правосудием. Людей в черном обмундировании (в основной массе) привезли, как им сказали, для охраны предприятия, а не для его захвата. А жители поселка, окружающего винзавод «Таврия», и рабочие завода вышли на защиту своих рабочих мест и своего будущего. И вот на какой вопрос правосудие должно дать ответ - кто именно и с какой целью организовал эту мини-войну, и какую ответственность или наказание они за это должны понести.

 

Создание этой публикации стало возможным благодаря поддержке Международного фонда «Відродження». Высказанные здесь взгляды принадлежат автору и необязательно отображают точку зрения Международного фонда «Відродження»

 

Фото предоставлено Виталием Данильченко

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Виталий Данильченко, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
44846
Коментарі
3
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
micka
5079 дн. тому
неужели так тяжело купить пневматический пистолет за 100 долларов (разрешение для него не нужно получать в МВД) и самому разгонять больных охранников которые имеют наглость тебя куда-то не пускать, практически во всех слухаях нагло нарушая закон о защите права журналиста на поиск информации. ведь запретить журналисту снимать можно только на территории частной собственности (если она не принадлежит госслужащему или депутату), или детей без согласия родителей и т.д. Все публичные и государственные места журналисту открыты и никто ни под каким видом не может журналиста туда не пустить. Отсутствие аккредитации в госоргане как мотивация не пустить журналиста - эта та еще гнилая отмазка, которая ничего законного под собой не имеет, и предъявление которой ответственный госслужащий должен сидеть в тюрьме. Хотите быть журналистом в наших джунглях? Вооружитесь собственной охраной и юристами.
micka
5079 дн. тому
или например случай с грузином-имбицилом, который в одессе "строил" с пистолетом в руках журналистов и подчиненных. имея свою вооруженную охрану, этого имбицила уже бы давно грохнули в качестве самозащиты. и никто бы не вспомнил это быдло по-хорошему. а по-плохому боялись бы повторить подобные выходки.
micka
5079 дн. тому
во-первых, журналист имеет право лично быть вооружен и с оружием в руках защищать свое право на получение информации тем более в качестве самозащиты. во-вторых, конечно, не все журналисты могут быть такими воинствующе вооруженными, поэтому уважаемые редакции, которые кидают их под танк, - будьте так добры наймите им легально вооруженную охрану которая будет пресекать нападения и больных на голову депутатов, и олигархов и президентов если нужно будет. а то стыдно смотреть на беззащитных, от травм и страданий которых выгода только единственно изданию-агентству-медиа в виде нового витка рейтинга или новой вспышке интереса зрителей-читателей. ведь по большому счету журналисты не должны быть бойцами (как в пункте во-первых), бойцами должны быть настоящие бойцы - а их на рынке предостаточно. так что не скупитесь, а то это напоминает картину с захватом пиратами украинских суден - именно тех, которые не застрахованы потому что их владельцы так же жмуться заплатить страховым компаниям - а потом выгребают по полной.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду