Для чеха общественное ТВ – это Его телевидение

18 Квітня 2003
970
18 Квітня 2003
12:38

Для чеха общественное ТВ – это Его телевидение

970
История Ceska Televize и его сегодняшний день – в эксклюзивном интервью «Детектор медіа» одного из «лиц» общественного вещателя – Либора Дворжака.
Для чеха общественное ТВ – это Его телевидение
Задавала вопросы Наталья Лигачева, «Детектор медіа» История Ceska Televize и его сегодняшний день – в эксклюзивном интервью «Детектор медіа» одного из «лиц» общественного вещателя – Либора Дворжака.

Во время недавней поездки в Прагу в составе делегации журналистов – членов Киевского независимого медиа-профсоюза – корреспондент „Детектор медіа” непосредственно познакомился с работой как общественных, так и коммерческих телевещателей Чехии. Надеемся, собранная информация покажется интересной и нашим читателям.

Сегодня – рассказ об общественном Чешском Телевидении.


Чешское телевидение (Ceska Televize) – до 1993-го года было государственным ТВ Чехословакии. После разделения в 1993-ем страны на Чехию и Словакию оно стало общественным, обладая, как и раньше, двумя каналами. Первый канал – прежде всего информационный, социально-публицистический. На втором канале эфирное время в основном отдано культурологическим, познавательным программам.

Как известно, до разделения страна имела 15 миллионов населения. Сейчас – 10 миллионов. На двух каналах государственного ТВ работало в свое время семь тысяч человек, сейчас работает три тысячи. И, по оценкам руководства компании, это еще не оптимальное количество людей, которое способно содержать общественное ТВ. Хотя уже сейчас на Чешском ТВ много внештатных сотрудников – причем не только журналистов, но и, скажем, операторов – что позволяет существенно сократить расходы на оплату социальных расходов.

Финансируется общественное ТВ Чехии прежде всего за счет налогового сбора с владельцев телеприемников – при этом ситуация со сбором средств несколько лучше, чем в Польше, где нежелание поляков платить за содержание “народного” ТВ является существенной проблемой. Хотя и чехи не являются идеальными содержателями общественного вещания, притом, что ежемесячная плата за него составляет сейчас 100 крон (недавно была –75 крон), то есть, чуть больше трех долларов. (Средняя зарплата в Чехии – 17 000 крон). Из приблизительно четырех миллионов пользователей телевизорами не платит за них 600-800 тысяч – как сообщили корреспонденту “ТК” сами сотрудники Чешского ТВ. Таким образом, из основного источника финансирования общественное ТВ Чехии черпает приблизительно 3,5 млрд крон в год – или 100 млн. долларов.

Вторая статья финансирования, составляющая всего 20-25 %, – средства от рекламы, которой Чешскому ТВ по закону можно иметь только 24 минуты в сутки.

Еще около 200-300 миллионов крон приносит чешскому общественному ТВ коммерческая деятельность – в основном это продажа собственной продукции.

Таким образом, общий бюджет Чешского телевидения составляет в год 5 млрд. крон или более 160 миллионов долларов. И размер бюджета, и размер налогового сбора определяет исключительно чешский парламент, он же избирает 15 членов Совета чешского ТВ, претендентов в который предлагают общественные организации. Разумеется, состав парламента в результате имеет существенное влияние на состав Совета, который назначает Директора Чешского ТВ (на 6 лет) и контролирует всю финансово-экономическую деятельность общественных телеканалов. А если учесть, что зарплата члена Совета составляет 20 тысяч крон, и при этом он имеет право заниматься другой деятельностью - следует думать, конкуренция за право вхождения в этот орган и за контроль над ним вполне реальная.

Впрочем, как утверждают сотрудники Чешского ТВ, в традиции их канала - невмешательство политиков и менеджмента в редакционную политику, суть которой составляют сбалансированность и полнота информации. Собственно, именно попытка в 2000-ом году тогдашним премьер-министром (а нынешним президентом Чехии) Вацлавом Клаусом изменить ситуацию на общественном ТВ в сторону ее политической заангажированности и привела к прогремевшим на весь мир протестам не только чешских журналистов, но и общественность страны, когда на площади вышли сотни тысяч людей.

Об этих событиях и о нынешнем дне Чешского ТВ рассказывает «Детектор медіа» редактор отдела зарубежной информации, один из тех, кто определяет “лицо” Чешского ТВ, Либор Дворжак.

- Тогда, в августе 2000-го, – рассказывает господин Либор, – Вацлав Клаус благодаря сформированному контролируемому его гражданско-демократической партией большинству в парламенте попытался поставить под контроль и нас, назначив своих людей на Чешское ТВ – на пост гендиректора Иржи Годача и на пост директора редакции Новостей Яну Бобошикову.

Решение протестовать против этого в коллективе возникло спонтанно, благодаря усилиям некоторых авторитетных и активных наших коллег, прежде всего Адама Комерса. Конечно, было трудно принять решение - поскольку с точки зрения закона Клаусом все делалось правильно. И нам говорили: а как вы можете доказать, что новые руководители, пришедшие на Чешское ТВ – и впрямь заангажированы?! Доказывать такие вещи действительно трудно, ведь в журналистике очень многое можно списать под собственную точку зрения, собственное видение и т.д. Но на деле мы-то знали, что НА САМОМ ДЕЛЕ происходит:

- Именно тогда вы организовали у себя профсоюз. Это он занимался привлечением к журналистскому протесту народа, улицы?

- Нет, наша общественность, известные и уважаемые в стране люди, встали на защиту независимости Чешского ТВ самостоятельно. Они сами организовали Общество в защиту Чешского ТВ. На площадь перед нашим офисом собиралось до 100 тысяч человек!

- Пытались ли к процессу подключиться политические силы – оппоненты партии Клауса?

- Вначале они предлагали нам свою помощь, но мы решили, что так будет хуже. Ведь мы боролись не за чьи-то политические интересы – а за право быть независимыми от этих интересов, чьих бы то ни было. Но, конечно, к организации акций общественности в защиту коллектива Чешского ТВ политические партии были причастны.

- Чего, как вам кажется, вы добились своей акцией протеста? И добились благодаря чему?

- Мы добились по крайней мере того, что нами и нашими проблемами заинтересовались широкие круги в чешском обществе. Многие тогда, на переломе годов 2000-2001, поняли, что Чешское телевидение – это их телевидение, и что этого может не быть, особенно тогда, если ЧТ станет инструментом чьих-то политических амбиций.

- Как вы реагировали на то, что вас не поддержали многие профсоюзы Чехии тогда?

- В принципе, пожатием плеч – что поделаешь?

- Какую численность имеет сейчас ваш профсоюз и что реально он дает своим членам? Или для вас это все-таки, прежде всего способ защиты от политического давления?

- Членами профсоюза стало где-то около 70 процентов работников ЧТ. В настоящее время, мне кажется, политического давления, которое было во время кризиса, просто нет, так что наш профсоюз выполняет те же функции, что и любой другой в каждой цивилизованной стране.

- Была ли люстрация кадров на государственном ТВ после революции в Чехии 89-го года? А после 93-го, 99-го?

- Да, конечно. Бывшие сотрудники госбезопасности должны были ТВ покинуть. Люстрационную проверку должен был проходить каждый редактор новостей, разумеется, тот, кто был в конце прошлого режима уже взрослым.

- Была ли эта люстрация принудительной или добровольной? Где работают все эти люди сейчас?

- Люстрацию должен пройти каждый, кто хочет работать в общественных СМИ, т. е., на ЧТ, на Чешском радио и в Чешском телеграфном агентстве. Те, кто вынуждены были уйти, работают сейчас в основном в частных СМИ, особенно если это крепкие профессионалы, а таких очень много.

- По каким критериям работает ваша информационная служба? Есть ли у вас задекларированная редакционная политика? Если нет, то ощущаете ли вы в ней необходимость?

- Задекларированной редакционной политики у нас нет. Думаю, она и не нужна. Для нас самое важное, чтобы вся поставляемая нами информация была объективной и взвешенной.

- Сколько выпусков новостей и аналитических программ выходит в течение дня на Чешском ТВ? Есть ли итоговые ночные (вечерние) выпуски?

- С 6 утра до 6 вечера идет семь пятиминутных выпусков новостей. В 19,15 идет основная получасовая программа «События». В 22.30 идет аналитическая программа «События и комментарии» – 25 мин, все по первому каналу. Кроме того, по второму каналу идет каждый день 20-минутная передача «События в мире» и в воскресение 20-минутная аналитическая программа «Неделя в мире».

- За счет чего вам удается – и в какой мере – давать сбалансированную информацию? Проводите ли вы замеры объективности освещения событий и позиций разных политических сил?

- В основном это зависит от штата редакторов. По статистике ЧТ считается самым объективным телевидением в Чехии.

- Часто ли приходится противостоять политическому давлению, скажем, правящей партии? Как вы этому противостоите?

- Нет. Сейчас в этом отношении, в принципе, ничему противостоять не приходится.

- Как контролируется обществом, помимо наблюдательного Совета, деятельность Чешского ТВ?

- В основном, посредством постоянных претензий к нам в остальных СМИ и во всех чешских пивных. Среднестатистический чех убежден, что в футболе и в телевидении разбираются поголовно все, и все вправе оба этих феномена критиковать, как кому заблагорассудится.

- Собираетесь ли вы увеличивать количество рекламы на канале?

- Существует проект, по которому процент рекламы повысится до 3 процентов- эфирного времени. Все зависит от парламента и от того, станет ли ЧТ гарантом подготовки цифрового вещания в Чехии.

- Как вы считаете, что является залогом успеха ваших новостей у зрителя? Кто он – ваш зритель? А в чем вы проигрываете своим конкурентам с точки зрения профессионализма, а не только публики?

- Залогом является объективность и выверенность информации. Наш основной зритель – не охотник до разного рода сенсаций. Может быть, новости коммерческих конкурентов более зрелищны, но для меня это не критерий. Я лично бы в такой манере работать не мог и не хотел.

- Используются ли в новостях – прежде всего на сложные темы большой значимости – комментарии не только ньюзмейкеров или заинтересованных сторон, но и независимых экспертов, которые могут рассказать о “+” и “–“разных позиций?

- Само собой разумеется. И чем сложнее тема, тем больше нужно ракурсов показа. - Какие принципы из общепризнанных новостных стандартов обязательны для ваших репортеров? Что является приоритетом? (оперативность, точность, достоверность, сбалансированность, полнота информации). Чем готовы вы пожертвовать в экстремальных ситуациях, а чем никогда?

- Ваш список я считаю перечнем качеств, ни одним из которых нельзя поступиться. Я лично никогда не хочу жертвовать объективностью.

- Как поступят ваши репортеры в следующей ситуации: у них есть две разные точки зрения на одно и то же событие. Репортер точно знает, что одна из них является сознательной ложью. Его действия?

- Сознательная ложь должна прозвучать и как таковая быть прямо обозначена. Но желательно экспертом или третьей стороной среди участников событий. А не самим журналистом.

- Является ли необходимым условием попадания новости в эфир четкое обозначение наличия или отсутствия заинтересованности источника информации в распространении некой конфликтной или <горячей> информации?

- Нет.

- К вашей службе попадает информация о коррупции одного из известных политиков. Но вы точно знаете, что сообщил вам ее оппонент этого политика, который имеет личную заинтересованность в разоблачении противника. А также вы знаете и о том, что и у самого источника информации – наверняка совсем не чистые руки, но на данный момент у вас нет проверенных доказательств этому. Ваши действия? Появится ли информация в эфире? В каком контексте? С каким бэкграундом?

- По всей видимости, появится, но со всей подоплекой.

- Как вы полагаете, часто ли новости вашего канала манипулируют информацией, допустим, в силу технологической невозможности передать все нюансы событий и разных позиций?

- Надеюсь, не слишком часто, но вы же сами знаете, что ТВ любит и в каком-то смысле даже должно сложные вещи упрощать, что в какой-то мере значит искажать.

- Кто, по вашему мнению, больше манипулирует общественным сознанием – общественные или коммерческие каналы?

- Безусловно коммерческие, по крайней мере у нас в Чехии.

- Бывают ли у вас случаи заказных материалов под видом обычных новостных? Как это наказывается – и как предупреждается их появление?

- Не слишком часто, но бывают. В особо серьезных случаях виновников увольняют.

- Если не секрет, сколько стоит штатный сотрудник новостной службы? А эксклюзивный журналист? Как это соотносится со средней зарплатой в стране?

- Средняя зарплата на Чешском ТВ – около 700 долларов. Это приблизительно на 15 процентов выше средней зарплаты по стране. В сфере СМИ это, надо сказать, не густо. У наших коллег в большинстве случаев оклад в 1,5-2 раза выше.

- Стратегически что планируется в скором времени менять в новостной службе канала - начиная от технического оснащения и заканчивая редакционной политикой? Чем вы недовольны в собственных новостях?

- Мы с нетерпением ждем диверсификации телевидения и возникновения третьего канала только для службы новостей и публицистики. Но это ожидается где-то к концу десятилетия.

- Сколько процентов зарубежной информации идет в обычном выпуске новостей на Чешском ТВ?

- Приблизительно 20 процентов.

- Изменилось ли это соотношение в связи с событиями в Ираке?

- Конечно. Как и во время других кризисов такого же рода, этот процент повышается до половины эфирного времени новостей.

- Насколько вы владеете эксклюзивной информацией по Ираку? Сколько корреспондентов у вас там работает?

- Так сказать, в «час пик» у нас в том регионе было четверо спецкоров – в Багдаде с начала до конца боев, в Курдистане, в Израиле и в Кувейте и южном Ираке.

- Удается ли вам избегать повторения чужих интерпретаций как событий в Ираке, так и других зарубежных событий?

– Стараемся, иногда не выходит.

- Какая корреспондентская сеть у вас за рубежом?

–Собкоры у нас в настоящее время в Вашингтоне, Брюсселе, Берлине, Братиславе, Варшаве и Москве.

- Ваши пожелания тем украинским журналистам, которые сейчас борются против политического давления на свои СМИ? Возможно ли существование независимых СМИ в мире в принципе – по вашему?

-Пожелание – чтобы ваши журналисты дождались поддержки общественности. Иначе у них ничего не выйдет.

Только в таком случае независимые или, скорее, почти независимые СМИ могут существовать.

Задавала вопросы Наталья Лигачева, «Детектор медіа»

«Детектор медіа» благодарит за организацию поездки нашего корреспондента в составе делегации киевских журналистов в Прагу Freedom House и посольство Чешской Республики в Украине.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
970
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду