Ток-шоу без телеящика

7 Серпня 2010
26966
7 Серпня 2010
08:16

Ток-шоу без телеящика

26966
Как существует «музыка толстых», так есть живопись жаждущих. Она в СССР существовала в подполье. Андеграунд стал частью истории украинского искусства. Не пора ли работам, которые создавались в 1960 – 70-х годах без оглядки на ангажированный соцреализм, теперь занять достойное место и на арт-рынке?
Ток-шоу без телеящика

4 августа в галерее «Дукат» на ул. Грушевского прошло ток-шоу, приуроченное к 50-летию украинского андеграунда. Причем, в лучших традициях жанра, отсутствующую на данном ток-шоу телекамеру с успехом заменил «самиздат»: организатором акции выступил журнал «Антиквар».

 

Мероприятие состоялось в разгар лета, когда многие представители медиа спасаются от 35-градусной жары на пляжах и дачах. Поэтому организаторы акции были сами несколько удивлены аншлагом, вызванным, очевидно, самой темой андеграунда. Основными участниками ток-шоу выступили искусствовед Олег Сидор-Гибелинда и искусствовед-художник Глеб Вышеславский, соавторы словаря «Термінологія сучасного мистецтва». Они выступали ведущими, обеспечивая talk, и при помощи проектора демонстрировали художественные работы и документальные фото художников (это и было show).

 

Юбилей кого? Печальный именинник

 

В период агонии тоталитарной эпохи - с конца 1960-х до Перестройки нестандартные творческие поиски нечасто находили путь на стены галерей либо музеев. Искусство варилось в собственном соку, в подвалах и на чердаках, нередко - под угрозой милицейского или кагебешного вмешательства в процесс. Однако такая атмосфера придавала ореол героизма и гениальности. Андеграунд с его свободой форм и стилистик воспринимался как реакция на соцреализм, который стал уже не столько явлением искусства, сколько выполнял своеобразные функции «капо» в коммунистической дрессуре населения.

 

Известный искусствовед Борис Лобановский писал про 1960 - 70-е годы: «без осознания этого полуподпольного этапа украинское искусство... не может, не должно обойтись. Это не только вопрос публичной справедливости, но и вопрос узнавания обществом того, что невидимо совершалось в те годы в украинской культуре».

 

В 1960 - 70-х работали, нигде не светясь, даже те, кто, казалось бы, давно должен считаться классиком. Например, еще жил и работал футурист Василий Ермилов, сподвижник Велемира Хлебникова, но у него не было возможности ни участвовать в выставках, ни публиковать каталоги.

 

 

 

Василий Ермилов. Абстрактная композиция

в духе супрематизма. 1920-е. Дерево, металл, масло. 51х36.

 

 

И это еще не самое худшее, что происходило в арт-среде. Художников исключали из творческих союзов (Аллу Горскую, Галину Севрук и др), им шили уголовные дела. Только в период 1965 - 72 годов в тюрьмы и зоны отправились Опанас Заливаха, Сергей Параджанов, Василь Стус и еще несколько особо дерзких.

 

«Сколько духовных, творческих пространств создавалось в 1960 - 70-х! Но изолированных, не пересекающихся друг с другом... Напряжение достигало невыносимого накала, становилось смертельной болезнью, - пишет Борис Лобановский. - Она уносила мастеров в самом расцвете сил. Целое поколение в украинском искусстве было выкошено, оставив редкие пучки засыхающей травы. В. Ламах, Г. Гавриленко, М. Грицюк, М. Вайнштейн, Е. Бедзир-Кремницкая, А. Лымарев, Г. Бородай... Трагический мартиролог столь безвременно ушедших можно продолжать и продолжать».

 

Далеко от Москвы. И раньше ее

 

Андеграунд становился «ворованным воздухом». Даже те, кто был при наградах и на виду, вынуждены были, если хотели сохранить свободу творчества, уходить в подполье - по собственной или чужой воле... Немало коллажей и аппликаций выдающегося кинорежиссера Сергея Параджанова сделаны тогда, когда он сидел на зоне. Причем эти работы выполнены из очень хрупкого материала: осколков фарфора, мотыльковых крылышек, стекла...

 

Ток-шоу о 1960 - 70-х года в галерее «Дукат» могло бы перейти в мемориальное русло, если бы главный редактор журнала «Антиквар» Анна Шерман, модератор процесса, не возвращала время от времени докладчиков к нашей горячей действительности. И не напомнила бы об «имениннике». Откуда взялась юбилейная 50-летняя дата? Как пояснил Глеб Вышеславский, ее считают с момента основания в 1960 году Клуба творческой молодежи под руководством Леся Танюка. КТМ и стал точкой отсчета шестидесятничества как явления в общественной мысли и искусстве Украины.

 

 

Марко Гейко. Четыре состояния горы. 2000, 140х115, холст, масло

 

 

Вообще, на даты участники «журнального ток-шоу» обращали особое внимание. Общеизвестен случай на вернисаже в московском Манеже, когда Никита Хрущев называл художников «пидорасами», а их картины «говном» (1962 год). Но мероприятие-то было изначально санкционировано, то есть разрешено цензурой. Стала также притчей во языцех «бульдозерная выставка» 1974 года в Москве - она считается первой в СССР неофициальной и неподцензурной. Тогда художники Оскар Рабин, Игорь Холин, Владимир Немухин, Корюн Нагапетян, Виталий Комар, Александр Меламид и немногие другие самовольно развесили свои полотна в Битцевском парке Москвы, а власть брутально втоптала их работы в грязь и разогнала дубинками публику.

 

Однако примерно тогда же в Украине происходили сходные процессы, только художники рисковали гораздо больше: их могли не только «говном» обозвать или растоптать картины, но и упечь за решетку или довести до самоубийства. Не в те ли времена родилась пословица «Когда в Москве стригут ногти, в Киеве отрезают пальцы».

 

Искусствовед Олег Сидор-Гибелинда рассказал, что еще до знаменитой московской «бульдозерной выставки» прошла несанкционированная властями акция в Одессе - «заборный вернисаж». Художники Валентин Хрущ и Вячеслав Сычев в 1967 году развесили свои работы на заборе за Оперным театром. Картины провисели несколько часов, пока местные держиморды отважились ее снять. Причем о выставке одесситов мало кто знал даже в искусствоведческой среде. Как не вспомнить мысль Эдварда Саида о том, что периферия империи лишена истории или культуры, достойных хоть малейшего внимания, если ее не маркирует своим вниманием центр.

 

Справедливость есть. Нужно ли за нее платить?

 

Казалось бы, вот абстракционизм - ну что в нем антисоветского? Идеологически невинные каляки-маляки... Но в начале 1970-х украинская цензура уничтожила тираж книги «Архитектор и художник», где лишь вскользь упоминалось об абстракционистах. Авторы-нефигуративисты официально нигде не выставлялись. Легально впервые в Киеве абстракционизм появился на вернисажах лишь в 1988 году - это были работы из коллекции доктора Файерстоуна «Современное искусство Канады».

 

Тогда и украинское подпольное искусство начало находить место под солнцем и светом выставочных рамп. Первая большая персональная экспозиция работ Василия Ермилова прошла в Киеве в середине 1990-х. Его книжная графика - оформление книг Валериана Полищука, бюллетеня украинского авангарда и даже стенгазет «Генератор» и «Канатка» представлялись удивительно свежими и новаторскими, хотя, в общем-то, отсылали к традициям еще 1920-х годов.

 

 

 

Матвей Вайсберг. Живопись «Вино и кометы» из цикла «7 дней»

 

 

Появились частные галереи в малоприспособленных подвалах. Стали выставляться работы тех, кого можно отнести к андеграунду 1960 - 70-х годов либо его последователей: Вудон Баклицкий, Марко Гейко, Иван Марчук, Григорий Гавриленко, Микола Тригуб, Матвей Вайсберг. Кто-то из них трагически умер, другие же продолжают активно участвовать в арт-процессе. При этом явление осознается как целостное, хотя способы его внедрения в арт-рынок неясны.

 

Хотя эти механизмы подразумевались и нащупывались со времен провозглашения Украиной независимости. Одной из первых экспозиций, направленных на манифестацию украинского неофициального искусства и торжественное выведение его из подполья, была выставка «Українське МалARTство 1960 - 80-х років», проведенная в 1989 году галереей «Совиарт» в Торгово-промышленной палате на ул. Большой Житомирской. Уже само место проведения манифестировало желание современных художников ориентироваться на рынок. Фигурантами ее тогда стали многие из тех, о ком вспоминали на ток-шоу в «Дукате»: Иван Марчук, Анатолий Антонюк, Александр Гнилицкий, Александр Голосий, Глеб Вышеславский, Дмитрий Кавсан.

 

Впрочем, им долго не удавалось продаваться здесь, но зато многие быстро стали фигурантами арт-рынка Европы и США, и андеграунд для них уже не является чем-то желанным и респектным.

 

 

 

Призведение Николая Тригуба

 

Такие проблемы украинские журналисты с искусствоведами и обсуждали на ток-шоу в галерее «Дукат». Усилия журнала «Антиквар» и галериста Леонида Комского понятны: они «лупають сю скалу», пытаются активизировать внутренний художественный рынок Украины. Господин Комский рассказал, каким образом аукцион может устанавливать цены на украинский андеграунд 1960 - 70-х годов, а также о собственном позитивном опыте - весенних торгах аукциона «Украинская альтернатива. ХХ»; Анна Шерман пообещала, что «Антиквар» посвятит один из осенних номеров украинскому андеграунду. Ведь это явление доказало свою моральную и эстетическую ценность, теперь нужно понять его материальную стоимость. И нет сомнений, что со временем цена будет только возрастать.

 

Иллюстрации: www.mvaisberg.com, www.forum.rc-mir.com, www.bottega-magazine.com, www.keytoart.org.ua

-

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Геннадий Клименко для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
26966
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду