Кто развенчает донбасские стереотипы? И кто расскажет правду о жизни в России?

Кто развенчает донбасские стереотипы? И кто расскажет правду о жизни в России?

3 Жовтня 2017
4073
3 Жовтня 2017
14:30

Кто развенчает донбасские стереотипы? И кто расскажет правду о жизни в России?

4073
Многолетняя российская пропаганда и пропаганда Партии регионов внушили жителям Донбасса основополагающий миф, без преодоления которого примирения не достигнуть. Но наши СМИ заняты совсем иным.
Кто развенчает донбасские стереотипы? И кто расскажет правду о жизни в России?
Кто развенчает донбасские стереотипы? И кто расскажет правду о жизни в России?

Никто не станет спорить: задача средств массовой информации — информировать аудиторию о событиях, происходящих в данный момент. О событиях оперативных, текущих, сиюминутных. Но в демократической стране у СМИ есть ещё одна важная функция — освещать проблемы общего характера. Те, у которых, возможно, в каждый отдельный момент нет ярко выраженных информационных поводов, но, тем не менее, актуальность которых является высокой и не исчезает.

Особенно это касается ситуации войны — и «горячей», и информационной. Если, конечно, СМИ данной страны готовы не просто констатировать факты и сообщать о потерях и изменениях на фронте, но и приближать победу — простите за пафос, но речь именно об этом: заглядывают ли украинские СМИ в будущее, в котором войны не будет, а правда восторжествует? Пытаются ли создать информационные основы для этого будущего?

Прежде чем продолжать, констатируем общеизвестный факт: в основе всего, что случилось в Крыму и Донбассе, лежат мифы, которые слишком долго внушала местным жителям российская пропаганда, и внушала беспрепятственно, более того, при прямом пособничестве некоторых украинских политиков и бизнесменов. Ведь, скажем, если взять Донбасс, то в этом регионе слишком долго существовала (и можно ли с такой уверенностью говорить «существовала» в прошедшем времени?) монополия Партии регионов. Информационная монополия в том числе. Мы стремились этого не замечать, делать хорошую мину при плохой игре, приукрашивать действительность вместо реагирования на реальные вызовы, но факт остаётся фактом: по всем признакам, и по состоянию СМИ в первую очередь, Донецкая и Луганская области были тоталитарным островом в худо-бедно демократической Украине. Эти две области жили по совершенно другим, чем остальная Украина, законам, и в информационной сфере в частности.

Уже сам по себе этот факт создавал мощный разлом между этими двумя областями и остальной Украиной: стороны не понимали друг друга и не имели представления друг о друге. Ровно в той же степени, в какой многие советские граждане были искренне уверены, что все публикации в американских СМИ выходят в свет не иначе, как с одобрения Белого дома, что иначе просто не бывает и быть не может. Точно так же, как советские граждане экстраполировали тоталитарные реалии СССР на весь мир, так и жители Донбасса были уверены: во всей Украине всё действует точно так же, как и на Донбассе, только под руководством других, враждебных Донбассу, сил. Во всяком случае, чужих для Донбасса. И если на Донбассе СМИ были монополизированными и контролируемыми, то донбассовцы были уверены: во всей Украине точно так же. И если в украинских СМИ выходят критические материалы о ситуации на Донбассе — значит, эти материалы организовала украинская власть с целью унизить и опорочить Донбасс.

И, как мы уже отметила выше, пропаганда Партии регионов в течение многих лет работала в унисон с российской пропагандой. Она дублировала и воспроизводила те же самые месседжи, что и российская пропаганда, только лишь с некоторыми изъятиями — скажем, пропаганда Партии регионов открыто не ставила под сомнение независимость Украины. Хотя бы по той причине, что руководство данной партии мечтало заполучить Украину на правах безраздельной частной собственности, на правах феодального имения, и начальство в Москве для этого было не нужно.

Другой точки зрения большинство жителей Донбасса не получало. А если получало, то с драматическим опозданием. По личным наблюдением, уже в 2010-х годах очень многие оппозиционно настроенные донбассовцы воспринимали как мессию Юлию Тимошенко — тогда, когда в остальной Украине «всенародная любовь» к ней давно уже шла на спад.

И вот теперь — о главном. Многолетняя российская пропаганда и пропаганда Партии регионов внушили жителям Донбасса основополагающий миф, без преодоления которого примирения не достигнуть. Без развенчания которого мир на Донбассе невозможен. Именно его в первую очередь необходимо развенчивать хотя бы на подконтрольных территориях. И это на порядки важнее для страны, чем бесконечное выяснение отношений в многоугольнике Порошенко — Гройсман — Саакашвили — Тимошенко — Ляшко — Бойко — Рабинович — кто там ещё.

Основополагающий этот миф состоит вот в чём: Украина якобы намеренно привела Донбасс к экономическому упадку. Украина якобы намеренно закрыла и развалила в регионе все предприятия, все заводы и прочую мощную индустрию, оставив одни лишь копанки.

Середина нулевых годов, Константиновка. Местный житель, узнав, что я из Киева, высказывает мне всё, что об этом самом Киеве думает. Всё, что наболело. Вот его основные тезисы. Киев закрыл в его городе все предприятия, они теперь — как руины. Это всё было специально, по указке из Киева. Киев оставил только те предприятия, которыми владеют киевские олигархи, — вот, например, кондитерскую фабрику «Киев-конти» (так тогда называлась нынешняя «Конти»). Мои слова о том, что «Киев-конти» принадлежит вполне себе донецкому Борису Колесникову, зависли в воздухе: мой визави в них просто не поверил. И вот сейчас, с высоты времени, думается: не в пропагандистских ли целях господин Колесников дал тогда своей фирме именно такое название?

По словам моего собеседника, Киев сознательно морит Донбасс для того, чтобы поставить его на колени. Чтобы прибрать его к рукам — прибрать к рукам богатые полезными ископаемыми земли. И ещё: киевские националисты специально закрывают донбасские промышленные предприятия, потому что якобы считают их наследием проклятого колониального прошлого. Они якобы закрывают предприятия, чтобы бороться с советским промышленным прошлым и строить сугубо украинское будущее, исключительно сельскохозяйственное.

Этот последний тезис о закрытии промышленных предприятий как о якобы акте национализма я впоследствии встречал неоднократно — и в донбасских, и в российских источниках.

И, наконец, мой константиновский собеседник искренне верил: донецкие олигархи — единственная надежда и опора, единственная защита от злобного Киева. Единственная гарантия, что промышленность региона будет хотя бы теплиться, а не погаснет совсем. Опять же, это убеждение я впоследствии слышал далеко не один раз.

Разумеется, на самом деле всё было с точностью до наоборот. Олигархи — люди, назначенные «локомотивами экономики», — требуют готового продукта. Купил — продал, украл — продал, добыл — продал. Такого продукта, который можно гарантированно продавать, но для производства которого не нужны ни технологические, ни современные организационные инструментарии. Такой готовый продукт — сырьё.

Естественно, что самый богатый сырьём регион породил просто немыслимую концентрацию олигархов с немыслимой борьбой между ними немыслимыми же методами и средствами. Но донбассовцы-то уверены, что так в Украине везде, что это — порядки, которые завели «киевские националисты»! Которые «трудовому Донбассу» навязали из Киева!

И сами же донецкие олигархи просто сбросили за борт всю промышленность, непосредственно не связанную с добычей и первичной обработкой полезных ископаемых. Сбросили как нечто ненужное, непонятное, бросовое. Это именно они привели регион к разрухе, и привели целенаправленно. А свою вину списывали и списывают на «киевских националистов». А монополия на СМИ региона была и во многом осталась в их руках. А центральные СМИ заняты политическими междусобойчиками, текущими событиями. Текучка заела — им не до мифов и их развенчивания, пусть даже эти мифы и убивают, в прямом смысле. Словить донецких олигархов на лжи некому. Как было, так и осталось. И откуда же жителям Донбасса понять, что произошло — с их регионом и с ними? На основании чего они возьмут и полюбят Украину — на основании того, что все заборы вокруг выкрасили теперь в сине-жёлтое, и чем проблемнее регион, тем более неумеренно выкрасили?

… А это уже не Донбасс, это уже электричка Киев — Гребёнка. Женщины возраста 50+ на чистом украинском языке оживлённо обсуждают: «Вот если бы Россия, Украина и Беларусь не разделились, а жили бы вместе! Да, мы были бы под сапогом России — но зато жили бы счастливо, как раньше». Не выдерживаю, спрашиваю: «А что, в России всё, как раньше?» Одна из женщин отвечает: «Думаю, что да». Вот это «думаю» — как же оно красноречиво! Потому что расшифровывается оно так: «Не имею достоверной информации, но и не имею информации, которая заставляла бы думать иначе».

А ведь в России тоже заводы закрывались десятками тысяч. А ведь промышленные руины — это настолько же неотъемлемая часть российского пейзажа, как и украинского! А ведь в России тоже полно депрессивных не то что городов — регионов! А российский Север пустеет, когда-то многотысячные посёлки городского типа десятками списываются с учёта как такие, в которых не осталось жителей! Но украинцы ничего об этом не знают. Раньше они черпали информацию о России из глянцевых сериалов, теперь сериалы прикрыли, но на их место так ничего и не пришло, вместо них — пустота. А СМИ кормят и кормят украинцев информацией о России на уровне общих, давно уже заезженных и, простите, трескучих фраз — и больше ничем. О реальном положении дел в сегодняшней России украинцы как не знали, так и благополучно не знают.

… Парламентские выборы времён Януковича. Палатка коммунистов. Агитаторы — парни студенческого возраста, в ярких футболках и с дредами. Рассказывают прохожим, как весело и счастливо жилось в СССР. Говорю им: «В СССР вы со своими дредами прошли бы по улице ровно до первого милиционера». Не поверили. И опять же: наши СМИ говорят и говорят о Голодоморе, о страшных репрессиях 1930-х годов — а люди ведь мифологизируют 1970-е и 1980-е! А информации о реальной жизни в эти годы в СМИ — ноль. Информации о том, насколько эта «счастливая» жизнь была на самом деле убогой, зарегламентированной и, чёрт возьми, скучной, — её просто нет, неформат. Вот и замещается она россказнями вечно коммунистических старушек, для которых в своё время и комната в коммуналке была счастьем. (А, кстати, в Киеве до самого конца СССР большинство квартир в «сталинках» и в старых домах центра были «общими», на две, а то и больше семей!) И альтернативы россказням старушек нет — её попросту не найти. А на Донбассе, на удобренной пропагандой почве, всё это действует во много раз сильнее.

Но СМИ заняты не этим. Чем угодно, но не формированием знания, не формированием мировоззрения, основанного на фактах недавней истории и наших дней. Не формированием патриотизма, по большому счёту — патриотизма не лозунгового, а осознанного. СМИ живут сегодняшним днём, ловят момент, решают тактические задачи. Рутина, текучка...

Фото: censoru.net

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
4073
Читайте також
19.03.2018 10:30
Борис Бахтєєв
для «Детектора медіа»
1 860
22.09.2017 18:00
Мария Анютина
для «Детектора медіа»
2 923
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду