Власть и запорожские медиа: стучите. А откроется?

Власть и запорожские медиа: стучите. А откроется?

23 Лютого 2017
1638
23 Лютого 2017
10:47

Власть и запорожские медиа: стучите. А откроется?

1638
Можно ли считать количество комментариев и пресс-конференций критерием открытости власти или просто симптомом бюрократической тревожности? Должны ли чиновники быть откровенными со своими хозяевами — гражданами? Что нужно журналистам и что предлагает власть, когда речь идет об открытости информации? Журналисты склоняются к мнению, что открытость власти часто зависит от личностей руководителей и человеческих отношений с представителями пресс-служб. Однако открытость некоторых официальных структур прописана и как обязанность в нормативных документах: от законов до регламентов. Мы отправили запросы чиновникам и поговорили с журналистами, чтобы узнать, как реагируют на свои обязанности чиновники и что для них означает открытость. Информационные запросы получили Запорожский облсовет и облгосадминистрация, Запорожский горсовет, областные управления прокуратуры, СБУ, Национальной полиции, Службы по чрезвычайным ситуациям. Ответили все, кроме запорожской мэрии
Власть и запорожские медиа: стучите. А откроется?
Власть и запорожские медиа: стучите. А откроется?

МЧС и патрульная полиция: всегда готовы

Запорожское облуправление Госслужбы по чрезвычайным ситуациям возглавило список самой открытой для журналистов структуры. Они спасают не только людей, но и информационные поводы, что обычно подтверждают результаты тематических мониторингов СМИ. И дело не только в количестве пресс-конференций и брифингов, а и в адекватности и готовности руководителя пресс-службы и ее команды взаимодействовать с медиа. Ежедневная рассылка по базе СМИ отчетов с фото, своевременные ответы на информационные запросы, 17 пресс-конференций, 22 брифинга, шесть пресс-туров и 27 публичных заседаний приносят спасателям золотую медаль открытости для медиа.

Посоревноваться с ними может разве что патрульная полиция. У них, конечно, по данным пресс-секретаря Юлии Шеймуховой, за прошлый год всего три пресс-конференции, но среди журналистов они воспринимаются как одни из самых открытых и демократичных. Мало того, что у службы есть канал в Telegram, благодаря которому журналисты получают оперативную информацию о происшествиях, получить комментарий по телефону у пресс-секретаря можно в любое время суток.

Анна Попович, главный редактор «Голос Запорожья», как и многие коллеги, открытость облМЧС подтверждает: «МЧС наиболее открыты и всегда готовы к сотрудничеству. Они ежедневно делают рассылки, всегда доступны и всегда предоставляют необходимую информацию. Плюс они регулярно проводят пресс-конференции, брифинги». Рядом — патрульная полиция: всего с одним пресс-секретарем они прекрасно справляются с сотрудничеством со СМИ, оперативно, точно работают и устраивают для СМИ отчётные пресс-конференции.

Облгосадминистрация: много не бывает?

С одной стороны, облгосадминистрация по количеству пресс-конференций и брифингов в принципе непревзойденный лидер среди своих властных коллег. Так, в 2016 году ее руководители и заместители провели 52 (!) брифинга и пресс-конференции, организовали шесть пресс-туров, обеспечили журналистам рассылки с анонсами своих мероприятий. Отдельной строкой стоит выделить количество появлений руководителей области в СМИ: 288, из которых 168 — выступления на радио и телеканалах и 120 — в печатных СМИ. И это при том, уточнил нам и. о. директора департамента по информационной деятельности и коммуникаций с общественностью Леван Шишинашвили, что в прошлом году департамент не освоил те полмиллиона гривен, которые выделялись из областного бюджета на информационную поддержку администрации в местных СМИ. Причина — отсутствие достаточного количества желающих участвовать в тендере по системе Prozorro. В этом году департамент будет просить столько же. Судьба денег решится не раньше марта.

Можно предположить, что информационные поводы власти ценны сами по себе, и все хорошо, тем не менее, мнения журналистов насчет открытости этой структуры разделились. Впрочем, нужно отдать должное, сотрудники информационного департамента положение часто спасают. Наиболее емко ситуацию охарактеризовал Николай Михайлов, заместитель редактора коммунальной газеты «Запорізька правда»: «Губернатор — открытый-закрытый, нечасто с ним сталкиваюсь, но его пресс-представитель Леван Шишинашвили оперативен, если надо».

Редактор сайта «Вся Власть» Ольга Звонарева не видит проблемы в общении с первыми лицами облгосадминистрации: «Они регулярно появляются на мероприятиях, не вижу проблемы в том, чтобы подойти и попросить прокомментировать что-либо. Проблем с пресс-службой не возникало. По крайней мере, нам ни разу не отказали и не препятствовали в получении информации».

А вот у ее коллеги, редактора сайта «Первый Запорожский» Эльмиры Шагабудтдиновой, определенные претензии к областной администрации все же есть: «С чиновниками из горисполкома и ОДА ситуация чуть печальнее — некоторые ведомства просто игнорируют звонки журналистов, а в ответах на информационные запросы щедро забрасывают отписками. Для отчетности и успокоения сердца ответили, но вовсе не то, о чем их спрашивали. Но, как оказалось, весьма действенный способ прямо в тексте писать: "Нам неделю там-то и там-то не отвечают". После этого, на удивление, нам сразу сами перезванивали и любезно отвечали на все вопросы».

Облсовет: сила слова медиацентра

Запорожский областной совет в 2016 году был не столь щедр на общение с журналистами: 15 брифингов (11 из которых дал его глава Григорий Самардак) и 50 открытых совещаний. Это — с одной стороны. С другой — у областного совета с некоторым пафосом открылся свой собственный медиацентр, и областные избранники теперь могут самостоятельно выполнять долг перед громадой и сообщать о своих заслугах непосредственно громаде. Для этого на сайте облсовета есть даже рубрика «Медиацентр», в которой, правда, пока опубликовано всего одно видео с одиноко стоящим перед громадой депутатом Дмитрием Майстро, который отчитывается перед избирателями, как все было в прошлом году. Правда, если дослушать до конца, оказывается, что это было такое бодрое поздравление с Новым годом.

Живее ситуация на «Офіційному відеоканалі Запорізької обласної ради» в Youtube.  Похоже, именно здесь можно найти 40 выпусков программ «Інтерв’ю з депутатом» и «Фактор дії», о которых упоминают чиновники в ответе на информационный запрос.

Замредактора еженедельника «Запорізька правда» говорит, что открытость депутатов выше чиновничьей, так как депутаты более независимы по сути: «Мы, в силу статуса — все-таки газета областного совета — или личного очарования, отказа в предоставлении информации не встречали ни от кого, кроме, разве что, главного врача областной больницы Игоря Шишки и нынешнего директора Театра им. Магара Владимира Панькина. Но в самой информации они так "петляют", что за хвост не ухватишь. Открыты в информации часть депутатов облсовета, которые независимы и по жизни, например, за счет своего бизнеса. Все, кто на зарплате и на должности — закрыты. На удивление, Игорь Мещан (директор Департамента социальной защиты населения. — Н. В.) всегда в доступе и отвечает на вопросы без согласования с кем-то».

Нацполиция: да, но нет

У Нацполиции, по данным ответа на информационный запрос, в 2016 году было 48 брифингов и 42 круглых стола. Более того, правоохранители подсчитали точное количество комментариев за год: 581 (!), а также публикаций с этими комментариями — 638 (!!).

Тем не менее, далеко не все журналисты довольны уровнем открытости правоохранителей. Если коротко: это плохо. Анна Любимова, главный редактор «Обозреватель Запорожье», считает облуправление Нацполиции одним из самых закрытых: «Труднее всего получить информацию от представителей правоохранителей, в частности полиции. Помимо того, что у них перестала обновляться информация на сайте — нет ежедневного отчета о произошедших событиях, также трудно получить информацию у пресс-секретаря полиции: он попросту не подтверждает или не опровергает информацию».

Ольга Звонарева, редактор сайта «Вся Власть» уточняет: «В прокуратуру, полицию, СБУ, ГСЧС частенько звоним и просим прокомментировать что-то в телефонном режиме. Комментируют, не посылают. Но тут вопрос в другом. Учитывая специфику ведомств, их ответы иногда бывают слишком лаконичны: "На сайте есть информация. Больше сказать ничего не можем" или "подробности скоро опубликуем". Хотя любой комментарий — это комментарий, это позиция того или иного ведомства на тот момент. Но справедливости ради отмечу, что ответ на информационный запрос, к примеру, Нацполиция прислала в течение недели».

Прокуратура: все сложно

В областной прокуратуре в 2016-м состоялось 10 пресс конференций, четыре из которых провел уже бывший прокурор Александр Шацкий и столько же — новый, Валерий Романов. Это при том, что Валерий Романов стал областным прокурором за два с половиной месяца до конца 2016 года, а Генпрокурор Украины Юрий Луценко попросил прессу «не трогать» нового руководителя 15 дней.

К общению прокурора со СМИ претензии и вопросы возникли с самого начала. Так, после первого оперативного совещания нового прокурора, сам формат которого не подразумевал вопросов журналистов, редактор сайта 061.ua Татьяна Гонченко написала целую новость «Запорожским журналистам не дали задать вопросы прокурору области». После нее прокурор пообещал дать полноценную пресс-конференцию. И дал.

Как бы ни хотелось, конечно, избегать пресс-конференций с непредсказуемыми вопросами от журналистов, однако в приказе генпрокурора от 2015 года «Об организации информирования общественности относительно деятельности органов прокуратуры Украины» 1.2. представители прокуратуры обязаны это делать: «для максимально повного й об'єктивного донесення до громадськості інформації про діяльність органів прокуратури систематично брати безпосередню участь у заходах медійного характеру (брифінгах, прес-конференціях, теле- і радіоефірах, інтерв'ю тощо)».

СБУ: брифинги есть, открытости — нет?

В СБУ в 2016 году, по официальным данным, провели 26 брифингов. Насколько сохранится эта тенденция сейчас, еще неясно: с 14 февраля 2017 года у управления — новый руководитель Александр Хилько. Справедливости ради стоит отметить, что едва ли не у единственных, на сайте СБУ можно найти номер мобильного телефона представителя пресс-отдела облуправления.

Юрий Сидоров, главный редактор «Наші гроші. Запоріжжя», рассуждая об открытости официальных структур, СБУ относит к одним из самых интересных с точки зрения взаимодействия: «СБУ — мои любимчики. По умолчанию они закрыты. Мне год назад даже декларацию Шмитько (экс-руководитель облуправления. — Н.В.) отказались дать. Дали только после жалоб. Теперь я им регулярно пишу какие-то запросы, для профилактики и дрессировки, без критической заинтересованности в этой информации. Пока дают исправно все, что прошу».

В собственном рейтинге главред «Голоса Запорожья» тоже относит СБУ (и полицию) к самым закрытым: «У них получить информацию, кажется, невозможно. Часто отказываются комментировать происшествия, ссылаясь на отсутствие подтвержденной информации, или просто отсутствуют на связи. Сводки не публикуют второй месяц. Даже отчётные или "событийные" конференции ситуацию не спасают, так как они превращаются в рекламу себя». Подтверждает это и главный редактор сайта «Забор» Константин Алексеенко.

Мэрия: без шансов, без вариантов?

Однако самой закрытой для медиа остается запорожская мэрия. Можно начать с того, что на запрос о количестве мероприятий для журналистов нам так и не ответили. Следует сказать, что первый запрос отправился на электронную почту, указанную на сайте мэрии, еще 3 февраля, однако, по словам пресс-секретаря мэра Ольги Мешок, его не получили. 9 февраля аналогичный запрос Ольга получила в личную почту, но ответ на момент написания текста так и не появился.

Юрий Сидоров, главный редактор «Наші гроші. Запоріжжя» хорошо знает, что такое «нет», когда речь идет об информации от городской исполнительной власти: «Наиболее закрытая структура — это вертикаль горсовета. Сюда же я отношу все КП. Какую-то банальную информацию дают без вопросов, но что-то серьезное — сразу же в отказ».

Тем не менее для поддержки имиджа мэра Владимира Буряка и его команды целый департамент регулярно обновляет сайт и делают ежедневную рассылку о значимых событиях с участием руководителя города или его заместителей. Что касается пресс-конференций и брифингов, то в последней редакции «Регламента работы Запорожского городского совета» о них нет ни слова.

Да и желание самого руководителя города общаться с журналистами, которые «не свои», не особо проявляется. Кстати, в день отчета за 2016 год городской голова Запорожья Владимир Буряк так честно и сказал: «Мне говорят, что я не собираю журналистов. Я дважды собрал — хватит». Однако недавно случился акт выхода мэра к журналистам. Произошло это внезапно, в перерыве одной из сессий 25 января 2017 года. На общение с мэром журналистам дали 15 минут. В ближнем круге с вопросами, к которым градоначальник был явно готов, оказались крайне лояльные к нынешней власти СМИ из пула «Запорожстали» — «ТВ-5» и «Индустриальное Запорожье», тут же был ныне всячески спонсируемый из городского бюджета муниципальный телеканал Z. Все остальные были в дальнем круге, и почти все время градоначальник отвечал на вопросы телевизионщиков.

Константин Алексеенко, редактор портала «Забор», разделяет мнение коллег: «Наиболее закрытый руководитель — Владимир Буряк. Его максимально плотно закрыли от журналистов. Причины этому либо указание руководства так поступать, либо инициатива пресс-служб. Обычно при смене пресс-секретарей меняется и отношение к работе».

«С мэрией ситуация очень неоднозначная. С одной стороны, есть вроде бы открытая и улыбчивая пресс-секретарь городского головы Ольга Мешок. Но это ширма. Так как, с другой стороны, просьбы предоставить информацию в лучшем случае заканчиваются получением этой самой информации с опозданием в несколько часов (теряется "топовость" новости) или же через несколько часов получаем ответ из разряда "мы пока не комментируем". Большинство предприятий и структурных подразделений горсовета не общаются с журналистами без "одобрямса" Ольги. Можно по пальцам одной руки пересчитать случаи, когда пресс-служба мэрии сделала свою работу так, как положено», — не устраивает уровень открытости мэрии и редактора сайта «Вся власть» Ольгу Звонареву.

Иногда общение с пресс-службой — это вопрос везения. Главред сайта «Голос Запорожья» тоже жалуется на дефицит работы с журналистами в формате конференций и брифингов: «В мэрии получить информацию сложнее, чем у спасателей и патрульных, но нам зачастую везет. Информационные запросы отрабатываются в сроки, информацию дают в полном объеме. Конечно, когда с ними можно связаться. А с этим иногда проблемы. Но работы с журналистами в формате конференций и брифингов очень не хватает».

Но журналисты не сдаются. После того, как на сайте мэрии появилась возможность подавать петиции, в январе редактор сайта «061» отправила петицию с просьбой обязать мэра проводить пресс-конференции. Увы, петицию отклонили cо странной формулировкой: «Поданная электронная петиция не может быть обнародована, если ее суть не отвечает полномочиям местного совета или побуждает к превышению своих служебных обязанностей».

Клікніть для збільшення

Автор инфографики: Катерина Майборода

Иллюстрация: Guelph Politico

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
Запорожье, для «Детектора медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1638
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду