Конец «времени больших ожиданий»: отставка Саакашвили глазами одесситов
Конец «времени больших ожиданий»: отставка Саакашвили глазами одесситов
Этого события ждали давно. Ждали после проигрыша Боровика на выборах мэра, когда команда Саакашвили развернула дорогую рекламную кампанию на центральных телеканалах. Ждали весной, когда губернатор пригрозил отставкой и даже выдвинул ультиматум президенту. Но он ушел сейчас.
Вовремя уйти — важнейший элемент искусства политика. Если бы он ушел хотя бы на месяц раньше, он бы мог абсолютно искренне рассказывать о «бесценных наработках» и «прекрасном наследии», которое бездарно растратили его преемники. Но он ушел сейчас, после того, как закрылось его любимое детище — Центр обслуживания граждан. После того, как прекратили регистрировать свадьбы в установленной без документов «шлюбной світлиці» перед зданием ОГА. После того, как новый терминал в аэропорту так и не заработал. После того, как стало понятно, что «открытое таможенное пространство» в здании морского вокзала в обозримом будущем не откроется.
«Время больших ожиданий» - так назвал Константин Паустовский начало двадцатых годов в Одессе. Таким же временем больших ожиданий стали для города и области первые месяцы Саакашвили в новой должности. От него ждали чуда: воскрешения экономического Лазаря, или кормления целой области пятью хлебами и двумя рыбками скудного бюджета, или в самом крайнем случае — изгнания воров и коррупционеров из областного храма.
Но, увы, чуда не случилось. Да, было много разговоров о том, как бандиты при власти терзают несчастного Лазаря, но он от этого почему-то не оживал. Обещания привести в область толпы инвесторов так и остались разговорами. Что касается воров и коррупционеров... Представьте себе, что Иисус не выгнал торговцев из Храма, а ограничился только обвинениями или нецензурной бранью в их адрес. Примерно так получилось в Одессе, с той лишь разницей, что прокуратор и начальник храмовой стражи здесь были близкими друзьями мессии.
Сторонники Саакашвили говорят, что он добился успеха уже потому, что многим мешал, а осязаемых результатов не получилось потому, что ему мешали.
На самом деле Саакашвили в Одессе никому-то особо не мешал. Хотя некоторые неудобства он, конечно, доставлял. Например, в области уже несколько месяцев не выплачивают государственные пособия инвалидам и переселенцам. Как выяснилось, в областной администрации после кардинальных сокращений не осталось уполномоченного служащего, имеющего право подписи для перечисления этих денег. Или, например, недавно были заблокированы счета департамента социальной защиты и здравоохранения. Без финансирования остались десятки областных больниц и других коммунальных учреждений. Как казалось, это не козни недругов: просто департамент вовремя не сдал финансовый отчет. Но кто заметит все эти мелочи на фоне победных реляций о двукратном сокращении штата ОГА?
«Крупной рыбе» Саакашвили не мешал, а максимум доставлял неудобства — как доставляет неудобства назойливая муха, жужащщая над ухом. Ярчайший пример — история с дачей Докса, старинным особняком в курортной зоне Одессы, на которую «положили глаз» застройщики. Охрана культурного наследия — функция профильного департамента ОГА, который, однако, не посчитал нужным спасать это здание. 28 октября, после того, как общественность подняла шум, Саакашвили устроил пресс-конференцию и прямо напротив особняка подписал распоряжение о сохранении его как объекта исторического наследия. «Руки прочь от таких зданий! Руки прочь от того, что осталось в Одессе!», — заявил тогда Саакашвили.
Дачу Докса снесли уже на следующую ночь, после чего застройщики еще и потребовали от губернатора извинений.
В последний год своего правления Саакашвили в Одессе, похоже, не влиял ни на что — даже на ситуацию в собственной администрации. Например, скандальный план зонирования, принятый горсоветом, несмотря на явные и очевидные нарушения, был без лишних вопросов согласован профильными управлениями областной администрации.
Говорят, большое видится на расстоянии, а дьявол кроется в деталях. К сожалению, ничего большого экс-президент Грузии за полтора года так и не совершил, а детали его «подвигов» в Одессе заметны сильнее всего. Поэтому рейтинг Саакашвили в Одесской области — самый низкий по Украине, а реакция одесских СМИ на его отставку заметно отличается от того, как освещают ее другие украинские медиа.
Даже издание USI Online, которое за год существования упоминало Саакашвили более семисот раз и было неизменно лояльным к губернатору, публикует инсайд о том, что отставка Саакашвили вызвана предстоящей ревизорской проверкой ОГА. «И если ревизия выявит нарушения, окажется, что он уже не при делах», - передает издание слова своего источника в Киеве.
Близкий к мэру Одессы Геннадию Труханову сайт odessit.ua комментирует отставку достаточно сдержанно. Новость содержит в основном цитаты экс-губернатора, а позиция редакции отслеживается разве что в ехидных лингвистических нюансах.
Издание Думская.net, близкое к нардепу Алексею Гончаренко, проанализировало, как выполнялись самые громкие обещания Михаила Саакашвили. Тут уже авторы вдавались в детали, и не обошлось без прямых обвинений — в нарушении законов, в неразборчивости в связях и в содействии коррупции. Однако в финале неожиданно проскакивает симпатия:
«То, что сходило с рук Януковичу и сходит Труханову, не сойдет политику в белых одеждах, с нимбом над головой и крылышками на спине. Ну вот нельзя революционеру, реформатору и борцу дружить с такими людьми, как Кауфман, нельзя получать от них деньги. На этом губернатор и погорел, даже если не обогатился лично. Редакции его искренне жаль. В отличие от других, он пытался».
Реакция соцсетей также показывает разительный контраст мнений одесситов, которые в большинстве своем весьма сдержаны в оценках работы бывшего губернатора, и жителей других регионов. Свою заоблачную популярность в Одессе он растерял за последние полгода, и это еще раз говорит о том, что вовремя уйти — важнейший элемент искусства политика. Сейчас рейтинг экс-губернатора в Одессе, по всей видимости, соответствует показателям Грузии, где за партию Саакашвили проголосовала всего четверть избирателей.
А это значит, что в Одессе, как и в Грузии, ему больше делать нечего.
Фото: 112 Украина