Как ломать кремлевские сценарии: опыт Одессы
В последнее время обострение ситуации в Одессе традиционно происходит весной. Ключевыми датами являются 1 апреля — «Юморина» с ее массовыми мероприятиями и большим скоплением людей, 10 апреля — день освобождения города от немецко-фашистских захватчиков, траурная дата 2 мая и, конечно же, День победы.
В прошлом году Служба безопасности Украины и милиция подошли к этим дням со всей серьезностью. Первоапрельским сюрпризом для города стало задержание группы взрывников, которая полгода терроризировала Одессу, подкладывая бомбы в волонтерских центрах и офисах патриотических организаций. До 10 апреля задержали более 40 подозреваемых, было изъято оружие, а всего весной прошлого года за решеткой оказались около 60 человек.
В этом году ситуация была другой. Вопрос о «вооруженном восстании» не стоял на повестке дня, речь шла уже об обеспечении порядка на массовых мероприятиях. В начале апреля шли консультации и переговоры между проукраинскими активистами и лидерами движения «Антимайдан» (точнее, тех более-менее организованных структур, которые сохранились в городе за последние два года). В итоге было достигнуто соглашение о том, что празднование 10 апреля пройдет без эксцессов: одна сторона не будет использовать георгиевские ленты и российскую символику, другая не будет препятствовать праздничным мероприятиям. Это соглашение было сорвано: георгиевские ленты все же появились, произошла потасовка, а затем противостояние выплеснулось на Куликово поле. Полиция жестко, с дубинками, пресекла возможные беспорядки.
Впоследствии стороны упрекали друг друга в нарушении договоренностей, и после этого вся видимая часть тактики правоохранителей явно была направлена на предотвращение уличных конфликтов. В начале мая в город дополнительно прибыли 3000 полицейских и военнослужащих Нацгвардии. В их числе были бойцы полка «Азов», которые с конца апреля проводили учения в Одесской области. В отличие от прошлого года, полицейское усиление выполняло сугубо «миротворческие» функции, разделяя людей с разными взглядами и не допуская столкновений.
Как мы помним, 2 мая 2016 года Куликово поле оказалось заминированным (или «заминированным»), и к Дому профсоюзов не смог пройти никто. Это явно сломало намеченную программу освещения событий в российских СМИ. Как выяснилось, были приготовлены темники: фотографии людей с плакатами, заранее снятые на Куликовом поле, цитаты одесских, украинских и европейских политиков, которые так и не прозвучали. В итоге эти заготовки разошлись разве что по блогам «Вконтакте» и мелким сайтам подобного уровня маргинальности. Из более-менее солидных изданий в трансляции темников была замечена разве что газета «Вести».
Основные праздничные мероприятия к Дню победы в Одессе традиционно проходят возле Вечного огня на могиле Неизвестного матроса. Полиция не стала «минировать» это знаковое место и показала хорошие навыки управления людскими потоками и разделения потенциально конфликтующих групп.
8 мая, в День памяти и примирения, прошли официальные мероприятия, самым ярким из которых был молебен священнослужителей различных конфессий. Основные события происходили в более привычный день 9 мая. Возле Вечного огня прошло официальное возложение цветов с участием руководителей города и области, акция «Бессмертный полк», которая вылилась в митинг «Антимайдана», прохождение курсантов морских и военно-морских учебных заведений, возложение цветов участниками «вышиванкового марша» проукраинских организаций, акция байкеров, и все это не считая тысяч людей, которые пришли возложить цветы к памятнику «в индивидуальном порядке». На небольшой территории были тысячи людей, многие с противоположными взглядами, некоторые явно нацеленные на конфликт, и благодаря умелым действиям полиции все прошло без каких-то сложностей, которые можно было бы назвать серьезными.
Отметим, что в День победы, как и 2 мая, в городе практически отсутствовала 3G-связь операторов. Интересно, чем это вызвано: перегрузкой сети или все-таки другими, нетехническими причинами? Скорее все-таки второе: проблемы начались задолго до массовых мероприятий и скопления людей.
Одесские СМИ в целом достаточно объективно осветили праздничные мероприятия: событий было много, и все желающие могли выбрать ту картинку, которая больше по душе их «редакционной политике». А вот за пределами города найти нужные кадры, по всей видимости, оказалось труднее. Видимо, поэтому телеканал «Звезда» выдал «новость» о том, что в Одессе избили человека — якобы «выкрикивавшего «хорошо, что сожгли" в годовщину трагедии в Доме профсоюзов».
На представленной каналом видеозаписи мужчина кричит только «Слава Украине!». Но если посмотреть внимательнее, можно увидеть в кадре сотрудника ГАИ в форме и с жезлом а на одесских улицах таких не встретить уже давно. На самом деле это избиение произошло 4 мая 2014 года, в тот день толпа активистов Антимайдана штурмовала городское управление милиции, в результате чего на свободу выпустили 68 человек, задержанных на Куликовом поле.
Зачем государственному российскому телеканалу нужно было фальсифицировать запись? Судя по всему, на безрыбье. И слава Богу.
Фото - rbc.ua