Феномен Савченко, или Достоинство, покорившее миллионы
В центре международной информационной повестки оказалось кое-что странное. Предметом обсуждения стало не событие, а человеческое достоинство одного конкретного человека. И страной, продемонстрировавшей миру, что значит по-настоящему достойный человек, стала украинка. Надежда Савченко — удивительный пример того, как один человек может всколыхнуть международную общественность, напомнив людям о забытой ценности — человеческом достоинстве.
Так что такого особенного в Надежде, что она смогла покорить сердца миллионов людей по всему миру? И что означает «достоинство»?
На днях я спросила своих подписчиков, что для них значит слово «достоинство». Большинство ответили, что достоинство идёт в комплекте с уважением к себе и окружающим, с честью и порядочностью, с благородством и внутренней свободой человека. Лишь немногие вспомнили про этимологию слова. Достоинство — достоять, дотерпеть до конца.
Надежда Савченко продемонстрировала невероятную выдержку, силу воли и, главное, отсутствие страха. Выключение страха — тот самый механизм, запускающий в действие моральные принципы человека. Смелость делает видимым то, что скрывается внутри человека, его истинную сущность. Конечно, если человек с гнильцой, то отсутствие страха не сделает его достойным, а лишь проявит то, что было спрятано глубоко внутри и было известно только ему одному.
Надежда Савченко, отпустив страх, показала себя настоящую. Именно эта Надежда и покорила сердца.
Безусловно, многие хотели бы быть достойными для окружающих. Но удивительно то, что своим человеческим достоинством даже нельзя похвастаться. Некоторые пытаются, но тут же теряют его в глазах окружающих. Такой вот парадокс.
Надежда стала символом человеческого достоинства, поскольку стала сама собой. В этом оказалась её сила. Достойный человек начинается с честности по отношению к себе. Кто-то пытается ставить ей в упрек ее гордыню. Но они путают ее с уважением к себе. Возможно, потому что просто не знают, каково это — уважать самого себя.
У Надежды каким-то образом получилось научить людей уважать себя и не бояться этого. Отсюда такая поддержка.
Интересно то, что достоинство — это всегда тайная святыня. Она может освещать путь для самого человека, становясь ориентиром для осознания его ответственности перед собой как личностью, а может стать светом для других. Но только тогда, когда будет готово показать себя.
Вот, например, что сказал Мустафа Джемилев, человек, которого многие также считают достойным, о человеческом достоинстве: «Я ничего героического не совершал. Я всего лишь не уклонялся от обязанностей, налагаемых честью и человеческим достоинством». Именно чувство собственного достоинства диктует нам, как себя вести, что говорить и делать.
Но чтобы понять, почему именно Савченко стала символом человеческого достоинства, нужно копнуть глубже в историю слова. У «достоинства» есть ещё одно значение: «быть таким, каким должен быть».
И если вдуматься, то именно Надежда Савченко — такая, какой должен быть не только офицер, но и человек любой профессии. По существу, она такая, каким должен быть Человек. Как ни пафосно это звучит.
Ведь когда мы называем врача, учителя или журналиста достойным, то имеем в виду не только его профессиональные компетенции и навыки, а прежде всего его моральные принципы. То, каким он остаётся человеком.
Политиков тоже могут называть достойными или нет. Скажем, президент, который берет в заложники женщину, чтобы затем обменять ее на нужное политическое решение, не может быть достойным, поскольку ради политической выгоды он теряет свой человеческий облик. Ради сиюминутных политических преференций он поступается теми моральными принципами, которые характеризуют его как человека.
Об этом же говорит и заместитель председателя Меджлиса крымскотатарского народа Ильми Умеров: «Достоинство — это когда СЕБЯ уважаешь (себя ведь не обманешь). Достоинство — это когда идеи и цели сильнее эмоций и сиюминутных интересов».
Однако справедливости ради надо сказать, что по-настоящему достойные политики или, тем более, президенты — большая редкость. Возможно, это происходит потому, что на первый план они ставят свои политические амбиции и только потом — а у некоторых не остаётся и их — качества, присущие им как людям. В этом и заключается главная их ошибка.
Когда я готовилась писать эту статью, открыла для себя удивительную особенность. Людей, ныне живущих, которых можно назвать образцами человеческого достоинства, единицы.
Это по-настоящему странно, учитывая, что цивилизованный мир, в котором мы живём, вроде бы давно отказался от рабства и крепостного права. Казалось бы, люди стали свободнее, а значит, страх, который поколениями сковывал, уже не должен нами владеть.
Но если вдуматься, физическая несвобода просто заменила собой несвободу внутреннюю. А она гораздо опаснее, ведь создаёт иллюзию свободы.
Уникальность Надежды Савченко еще и в том, что её достоинство проявилось в мире, где не каждый готов даже осознать свою внутреннюю несвободу, не то чтобы ей противостоять. Она смогла доказать, что достоинство начинается с преодоления внутренней несвободы.
Ирина Хакамада, в прошлом российский политик, дополняет это определение: «Достоинство — это самоидентификация права на свободу и ее защиту без права на нарушение свободы другого».
По сути, Савченко стала лакмусовой бумажкой, обнажив своим достоинством все несовершенство окружающего мира: и несправедливость российского правосудия, и бюрократизм системы, и политическое закулисье, где и решаются на самом деле судьбы людей.
Но главная заслуга Надежды в том, что она своим примером показывает: достоинство, несмотря ни на какие политические игрища, всегда остаётся в выигрыше. Надежда уже победила. Она достучалась до людей. А это удается немногим.
Зло, несправедливость и политические обмены беспомощны перед силой, которая, я уверена, ещё станет международным мейнстримом.
Стоит только подождать — и достоинство проявит себя со всей мощью по всему миру.
Фото - cultprostir.ua