Уходящий год Телевизора
Кто бы мог подумать, что в наше время телевидение сможет играть такую - немыслимо - первую скрипку в событиях, отношениях, размышлениях, в судьбах отдельных людей и целых стран.
Кто бы мог подумать, что смешная фраза героя фильма «Москва слезам не верит», произнесенная в далекие восьмидесятые: «И ничего не будет, одно сплошное телевидение!» - станет девизом уходящего 2014-го.
И ведь вправду - Москва слезам не верит, Москва глазам не верит, а верит только телевидению! И если в Советском Союзе гордились, что создали новую историческую общность - «советский народ», то именно в Москве, как бывшей столице СССР, в уходящем году тоже создали новую общность - «теленарод». У него есть своя территория - Москва и иже с нею, общая идея - путиннаш, общий враг - Украиноамерика - и общий - очень «вежливый» - язык.
Этот язык хорошо известен на кафедре нейро- и патопсихологии МГУ имени Ломоносова и отличить его, по мнению профессора этой кафедры Елены Соколовой, можно от любого другого. «Это когда говорят быстро - без пауз, - объясняет она. - Там, где нет пауз, нет места для размышления. Речь идет сплошным потоком, истерически-пафосная, с многократно повторяющейся человеконенавистнической лексикой, она топит вас в эмоциях отчаяния, страха и агрессии. Вы целиком и полностью во власти говорящего. Это в принципе военные стратегии: вы не должны размышлять, вы слышите команду "Пли!" и где-то в социальных сетях уже расстреливаете того, на кого вам указали».
«Теленарод», как новая историческая общность, в социальных сетях не только «расстреливает» врага, но и взрывает ядерные бомбы. Причем даже в таких серьезных соцсетях, как «Профессионалы точка ру» - позиционирующих себя как профессиональная сеть деловых связей. Вот как выглядят сегодня «деловые» связи. Вот пост из России:
«Для завершения войны в Украине есть только 2 пути.
1. Около 20 лет, то есть до 2034 года. Воспитать новое поколение, которое будет признавать и ненавидеть фашиста Бандеру - как есть, фашистом.
2. Около 2 минут - массированный ядерный удар по крупным населенным пунктам. Но, с предварительным предупреждением, чтобы здоровые украинцы смогли уйти от санации».
А вот и ответ из Херсона: «Просто глупец, мягко говоря. Человек просто не понимает, что после ядерного удара по крупным населенным пунктам страны, находящейся в непосредственной близости от России, люди в этих и около этих населенных пунктов погибнут мгновенно, а вот миллионы людей в той же России будут умирать медленно и мучительно еще лет сто-двести от радиоактивного заражения и прочих факторов ядерного взрыва. И это мы еще просто не рассматриваем ответку, которую Россия получит в полной мере по своей территории в случае такого поведения. Что после этого может быть? Не знаю. Возможно, цивилизация крыс или цивилизация тараканов, причем на осколках планеты Земля - тараканы на Земле-1, крысы - на Земле-2».
- Может, господа россияне для разнообразия хоть немного поинтересуются ситуацией внутри своей страны? - спрашивают из Херсона.
- А может, Вам на цензор.нет обсуждать Российские проблемы? А здесь на ресурсе ru - мы среди россиян все, что хотим и без советчиков.
Воспитанный телевидением народ не церемонится - «в морг - значит в морг».
У теленарода, как новой исторической общности, свои пристрастия в литературе и искусстве. Им чужда бандеровская музыка Макаревича, близок пламенный стиль Александра Проханова и искусство байк-шоу «Ночные волки». «Это байк-шоу было не просто забавой, не просто виртуозной затеей, не просто безумием мотоциклистов, которые совершали в воздухе двойное сальто, - взахлеб писал Проханов, - Это байк-шоу было могучей патриотической мистерией, в которой праздновалась победа сегодняшнего Севастополя, победа сегодняшнего Крыма, воссоединения их с Россией.
"Ночные волки" - удивительное явление сегодняшнего патриотического сознания и патриотической рок-культуры. Эти грохочущие моторы, сверкающие в ночи ослепительные фары, несущиеся в пространствах люди - они не касаются земли, перепрыгивают пропасти, как они перепрыгнули Керченский пролив, не задев ни единой волны. Эта энергия, потрясающая русская страсть собирает на представления тысячи и тысячи людей. И музыка их моторов, грохот их синтезаторов, рокочущий поднебесный гром их ударников перекрывают мерзкие звуки "Машины Времени", вдохновляющей карателей на пытки».
Теленарод, не задев ни единой волны, перепрыгнул не только Керченский пролив, но и муть телевизионных сказок Эрнста, и театральные сезоны бродячей актрисы с рассказом о распятом мальчике, и мистерию «Тринадцать друзей хунты», и патриотический сериал с Пореченковым и Охлобыстиным.
Телелюди не только не возражают, но даже любят, чтоб их обманывали.
«Мы идем, пока врем», - такая детская присказка автоматически всплыла в голове российского журналиста Семена Новопрудского. «Я иду по ковру... Ты идешь, пока врешь... Мы идем, пока врем», - эта присказка тридцать пять назад помогала ему постигать азы грамматики русского языка. А теперь стала его первой реакцией на социологический опрос Фонда изучения общественного мнения об отношении россиян к цензуре в СМИ и допустимости лжи в интересах государства. Больше 70% жителей России спокойно относятся к цензуре, выяснили социологи, опросив 1500 респондентов в 43 российских регионах. Кроме того, за последний год почти в два раза, до 54%, подскочило число тех, кто считает нормальным искажение информации в государственных интересах.
Но даже не все это определяет суть «одного сплошного телевидения».
А суть его - как ни странно - в конструировании жизни.
Именно телевидение решает, чему быть. Есть слово - есть событие. Нет слова - нет события. Самые внимательные зрители следили за терминами из «голубого ящика», стараясь угадать, к чему же клонит телевизор. Помните, как сначала появлялись, а потом вдруг резко исчезали из эфира слова «переворот», «хунта», «каратели».
Слово «Новороссия» тоже ушло из обращения в телевизионных новостях. И - вот уж по иронии судьбы - оттого-то в России есть и опасность мгновенно стать устаревшим писателем.
«Сегодняшняя Новороссия - это сотворяемая на наших глазах история, - писал тот же неуемный Проханов, - Это шарнир, вокруг которого вращаются материки, вращаются тектонические, сдвинувшиеся со своих мест платформы. Вращаются идеологии, психологии, возникают и гибнут репутации, льется кровь, подтверждаются или опровергаются великие истины, рушатся иллюзии и воздвигаются новые смыслы».
Представить себе, как на шарнире Новороссии вращаются идеологии, психологии и репутации на фоне того, как льется кровь, может только истинный подданный телевизора.
Конечно же, в России есть не только теленарод. Известный российский телекритик Ирина Петровская очень хорошо выразила его мнение в одной из последних статей. - «Смрад во лжи с ароматом хвои».
«В уходящем году телеящик, - пишет она, - прежде передающий только картинку и звук, словно научился передавать и запах. Отвратительный, проникающий во все поры и мешающий дышать тошнотворный запах лжи и ненависти, который с утра до ночи источало федеральное ТВ, не давая ни сна, ни отдыха измученной зрительской душе».
Ложь не сможет прожить без телевизора. А правде не нужно ничего - ни идеологов, ни министерства, ни красивых слов, ни звездных телеведущих. И потому сегодня главное новогоднее пожелание для Украины - не построить случайно похожую на российскую телестрану, в которой нечем дышать. Потому что в этом безумно трудном году мы все заслужили право на свежий воздух.
Иллюстрация - maxpark.com