Эльзара Ислямова: Телеканал ATR продавать никто не собирается
В последнее время участились разговоры о возможной продаже единственного в мире крымскотатарского телеканала ATR. Отставка его собственника Ленура Ислямова с поста и.о. «вице-премьера» крымского «правительства» и финансовые трудности, вызванные сокращением притока рекламы, создали благоприятную почву для различного рода слухов. Впрочем, руководство телекомпании хоть и признает, что ситуация далека от идеальной, просит не спешить с выводами и не распространять неправдивую информацию. О том, что на самом деле происходит на канале, об условиях работы в новых реалиях и планах на грядущий телевизионный сезон в интервью для Крым.Реалии рассказала генеральный директор телеканала ATR Эльзара Ислямова.
- Расскажите, какая сейчас ситуация на телеканале?
- Канал, как обычно, работает в полную силу. Июль - пора отпусков, некоторые передачи идут в повторе, но уже в августе мы начинаем активно готовиться к новому сезону. Планируем выпустить два новых проекта: передачи о здоровье и кулинарии. Политическое ток-шоу «Гравитация» начнет выходить уже с августа, все остальные программы - с сентября. Все проекты нашего медиа-холдинга: детский канал Lale, радиостанции «Мейдан» и «Лидер», новостной сайт «15 минут» - работают, как и прежде, не сбавляя темпа.
Информацию вокруг ATR, связанную с его покупкой, тяжелым положением, не иначе как слухами не назовешь. Давайте будем откровенны, положение в Крыму сейчас у всех сложное, и мы не исключение. Все предприниматели строили свои производственные и маркетинговые планы в одних условиях, а жить пришлось в других. Мы также интегрированы в социально-экономическое пространство и поэтому все, что испытывает Крым, мы также испытываем и на себе. У нас есть определенные трудности, связанные с тем, что рекламные бюджеты украинских рекламодателей полностью закрылись, крымские компании не в состоянии полноценно давать рекламу, а российские - еще не открылись, но мы не опускаем руки, наше рекламное агентство активно трудится в этом направлении.
Другое дело: плохо то, что искусственное нагнетание негативной информации вокруг телеканала используется для определенных манипуляций. Все прекрасно понимают, что для крымских татар телеканал ATR - это больше, чем просто телеканал, без преувеличения - народное достояние. И когда появляются какие-то домыслы о судьбе телеканала, это выглядит, как еще один тяжелый удар для крымских татар в это непростое время.
Поэтому не стоит доверять такой информации. Мы всегда были публичны, и если у телеканала и возникнут серьезные проблемы, то мы, как и раньше, открыто об этом скажем своим телезрителям.
- В связи с изменениями, которые произошли в Крыму, есть ли какое-то давление на канал со стороны чиновничьих или других структур в освещении различных событий, в том числе политических?
- Прямого давления нет. Есть определенное законодательное поле, в котором мы должны сейчас работать. Изменились реалии. Но все наши принципы, связанные с честностью подачи информации, журналистской этикой, как и раньше, будут нами соблюдаться.
- Вас в прокуратуру на допросы не вызывали?
- Лично меня - нет. Но ранее были вызваны в прокуратуру и выписаны предостережения «о недопустимости нарушения законодательства о противодействии экстремистской деятельности» Ленуру Ислямову и Лиле Буджуровой (замгендиректора ATR по информационной политике. - Прим. ред.). Это связано с прямыми эфирами 3 мая (в тот день люди на «границе» встречали лидера крымскотатарского народа Мустафу Джемилева. - Прим. ред.), а также возможных будущих несанкционированных акций, посвященных Дню депортации 18 мая.
- И по этой причине не было прямой трансляции с траурного митинга 18 мая?
- Прямая трансляция была, с раннего утра. Мы давали прямые включения с мест возложения цветов, и в Ак-мечети, где собирались люди, транслировали траурный молебен с участием муфтия, но выступления представителей Меджлиса мы уже показывать в прямом эфире не могли. В российском законодательстве телеканалы несут всю полноту ответственности за то, что говорят спичрайтеры. В этот же день в итоговом выпуске «Заман» все выступления мы показали.
- Как быть, если гость в прямом эфире политической программы произнесет нарушающие законодательство вещи?
- Сейчас это, безусловно, может представлять некоторую сложность для телеканала, тем более, что большинство наших передач выходят в прямом эфире. Это определенные риски, и канал вместе с приглашенным гостем несет ответственность. Тем не менее, мы не будем менять формат программ, думаю, мы справимся с такими рисками.
«Мы действительно получили признание народа»
- Расходы на ATR увеличились?
- Нет, напротив, сократились, поскольку по доходной части мы упали более чем на 70%. Сейчас постепенно поднимаемся, но потери очень велики. Ранее, до мартовских событий, мы с каждым месяцем наращивали объемы рекламных бюджетов и практически приблизились к окупаемости. В сложившихся условиях нам пришлось серьезно ужаться в расходах, но до определенных пределов, чтобы это не повлияло на качество и количество нашего телевизионного продукта.
- Есть ли перспективы на рынке рекламы в Крыму в новых реалиях?
- Думаю, что есть. Конечно, не в таком масштабе, как раньше, для этого необходимо время. Но если есть жизнь, значит, будет и реклама.
- Некоторые сотрудники телеканала в частных беседах жалуются на задержку зарплаты.
- Да, у нас есть небольшая задержка по заработной плате, мы стараемся ее сократить, но она не критична - не больше месяца. Есть объективные причины, о которых я говорила ранее. За несколько месяцев мы пережили многое, все изменилось, прервались многолетние налаженные связи, поменялось правовое поле, нам приходится преодолевать все эти трудности вместе со многими другими компаниями в Крыму. В современных реалиях надо быть готовым к более серьезным испытаниям.
- Сейчас телезрители оказывают помощь?
- В марте, когда произошло резкое падение, нам пришлось обратиться к нашим телезрителям за поддержкой. Откликнулось очень много наших соотечественников, среди них абсолютно разные люди с разным достатком, разных профессий, разного возраста. Все объединились, бизнесмены, пожилые люди, студенты, работники предприятий, творческие коллективы, жители многих сел. Знаете, именно тогда мы по-настоящему ощутили результаты своего труда, мы действительно получили признание народа, его поддержку и защиту.
- По какому коэффициенту вы пересчитали сотрудникам зарплату в российских рублях?
- Мы пересчитали, в основном, по коэффициенту 3,1.
- Вы говорили о новых проектах. Вместе с тем, канал покинули одни из ведущих журналистов Осман Пашаев и Ирина Велиева.
- В творческой сфере - это нормальный процесс, даже необходимый, когда кто-то приходит, а кто-то уходит. С одной стороны, всегда есть костяк специалистов, на которых строится телеканал, большинство из них становятся наставниками, с другой стороны, постоянно нужен свежий приток новых интересных людей. И мы стараемся такую площадку обновления создать.
У тех же, кто покидает телеканал, разные причины. Например, ведущая Тамила Кангиева и журналист Ресуль Мустафаев вынуждены были перевестись в украинские вузы. Что касается Османа Пашаева, то у него была идея создать собственный телеканал, потом планы изменились. Ирина Велиева ушла по семейным обстоятельствам.
Несмотря на определенный приток и отток кадров, более 80% сотрудников нашего медиахолдинга - это те, кто пришел работать на телеканал три года назад. Среди них известные вам ведущие Лиля Буджурова, Шевкет Меметов, Ридван Халилов, Надир Диттанов, Лиля Халилова, Халиде Чилингирова, Севиля Картакаева и многие другие. Как видите, костяк у нас мощный, всех перечислить невозможно, почти 200 человек, хотя очень хочется отметить каждого. Для нас кадры - это все!
С другой стороны, конечно, мы понимаем, что в Крыму реализовать свои возможности для очень амбициозных специалистов, которыми они в дальнейшем становятся, работая на нашем телеканале, все сложнее и сложнее, особенно, сейчас, но мы стараемся сделать так, чтобы им всегда было интересно у нас работать.
«Идея акционирования ATR находится в разработке»
- Чем сейчас занимается собственник телеканала Ленур Ислямов?
- Он вернулся в бизнес. И работает со свойственной ему активностью, в том числе и по вопросам, связанным с телеканалом. Он - человек харизматичый, и любые перемены для него - лишь толчок для движения вперед.
- Он как-то признался, что вынужден был перевезти свою семью из Москвы в Симферополь.
- Семья находится здесь.
- Как вы думаете, он хочет вернуться в политику?
- Сложно сказать. Поживем - увидим.
- В избирательных списках на «выборах» в «Госсовет» его фамилии нигде нет.
- Нет, он не будет участвовать в выборах.
- Насколько соответствует действительности информация о якобы покупке бывшим первым «вице-премьером» крымского «правительства» Рустамом Темиргалиевым акций ATR?
- Абсолютно не соответствует никакой действительности - ни на один процент! Это просто слухи. Никто не собирается продавать телеканал.
- То есть даже нет намеков с чьей-либо стороны или желания?
- Намеков нет. Есть желание у многих наших телезрителей стать частичкой ATR. Да, есть партнеры, есть сотрудники. Но какие еще статусы дают причастность к телеканалу?! Это статус собственника, статус акционера, который дает право участвовать в жизни телеканала. Сейчас эта идея, связанная с акционированием ATR, желанием сделать телеканал по-настоящему народным, находится в разработке.
- Телеканал закрыл корпункты в Киеве, Москве и Стамбуле. Предполагается ли их открытие в России?
- Мы закрыли корпункты только из-за сложившихся экономических условий. Но это не значит, что мы не отражаем новости оттуда. У нас завязались определенные партнерские отношения с другими СМИ: они делятся информацией с нами, мы - с ними, то есть происходит взаимный обмен информацией. Более того, мы по-прежнему подписаны на новости международного информационного агентства Reuters. Поэтому недостатка в информации у нас нет. В Москве работа корпункта будет возобновлена. В Казани - планируется с сентября. Как появится возможность, мы возобновим работу наших корпунктов и в других городах.
- Сохранятся ли выпуски новостей на украинском языке?
- Конечно. Мы выпускаем новости на трех языках, и мы сохраним такой формат, тем более что в Конституции Крыма три языка имеют статус государственного: русский, украинский и крымскотатарский. Наш канал смотрят люди разных национальностей.
- Какие перспективы у телеканала в борьбе за частоты в российских условиях?
- В настоящее время мы вещаем по умолчанию на тех частотах, которые были выданы в Украине. В скором времени мы подадим документы на получение лицензии на вещание в России, она универсальная, выдается на все виды вещания: спутниковое, эфирное, цифровое. Чтобы получить частоты, нужно участвовать в конкурсе. Перспективы у нас должны быть хорошими, потому что мы, прежде всего, единственный в мире крымскотатарский телеканал, с информационно-развлекательным форматом, с качественным продуктом, имеющим высокий рейтинг.
- Когда будет конкурс?
- Пока неизвестно. С 1 июля только начался процесс регистрации и перерегистрации СМИ.
«Сценарий телесериала уже готов»
- Расскажите о сотрудничестве с российским федеральным телеканалом для мусульман «Аль-РТВ»?
- Телеканал «Аль-РТВ» обратился к нам с предложением сотрудничества по созданию совместных телевизионных продуктов. Мы, крымские татары, тоже мусульмане, и нам близок и понятен формат мусульманского телеканала, более того у нас достаточно опыта по созданию культурологических программ, в том числе религиозных.
- Может, планируете в перспективе вещать в России на частотах «Аль-РТВ»?
- Это невозможно, поскольку на частотах может вещать только тот канал, у которого есть такое право, телеканалы на чужих частотах вещать не могут. Более того, телеканал «Аль-РТВ» вещает только в интернете.
- Несколько слов о фильме «Хайтарма», снятом телеканалом. Какие у него перспективы в плане проката в России?
- Период проката в кинотеатрах уже пройден, мы вступили в стадию проката на телеканалах. В России право на эксклюзивный показ приобрел казанский телеканал «ТНВ», сейчас ведем переговоры с чеченским телеканалом «Грозный». Также мы продали право показа телеканалам Украины, Турции, Польши, Литвы, Канады.
- В прошлом году шла речь о съемках нового телесериала «Звезда Хаджи Герая» в Бахчисарае. Процесс остановился?
- Предварительный сценарий телесериала уже готов, но приступить к производству помешали определенные события. Мы о нем не забываем, а лишь сдвигаем сроки реализации. В данный момент перед телеканалом стоят другие задачи.
- Как показывают наблюдения, когда в стране меняется конъюнктура, начинается передел собственности. Сталкиваются ли с этим явлением те предприятия, которые входят в большой производственный холдинг, принадлежащий владельцу ATR?
- Нет. Никогда по отношению к нашим компаниям ничего подобного не было.