Убийство Игоря Александрова - шесть лет вопросы без ответов
Шестая годовщина смерти Игоря Александрова осталась незамеченной. Даже специализированные журналистские и общественно-политические сайты забыли о человеке, который, вторым после Георгия Гонгадзе, заплатил своей жизнью за то, чтоб свобода слова в этой стране была не просто красивым словосочетанием. Дело, которое было одной из главных иллюстраций коррумпированности политико-правовой системы Украины в период Кучмы, отрапортовано и спрятано под сукно.
7 июля 2001 года после зверского избиения битами в фойе собственной телекомпании, умер славянский тележурналист, директор ИРТК «ТОР» Игорь Александров. Его убивали именно за журналистику, за то, что в своих программах публиковал разоблачающие факты о людях, которых в народе называют мафией…
Александров всегда был борцом. Его имя стало широко известно после судебной эпопеи с народным депутатом Олегом Лещинским, когда за фразу «водочный король» он получил судимость и лишился возможности заниматься журналистской деятельностью. Потом были прямые эфиры передачи «Без ретуши», где два уволенных обоповца рассказывали о связях руководителей городских и областных правоохранительных органов с преступными группировками. Потом - биты и много крови. Кучма тогда сказал, что это убийство ставит Украину на грань гражданской войны. Затем бомж Вередюк, ложно обвиненный в убийстве Александрова. Потом суд и полное оправдание Вередюка. Убийство Вередюка. И снова суд, теперь уже над заказчиками и исполнителями убийств Александрова и Вередюка. А потом… потом политическое забвение. Приехав накануне смерти журналиста в Донецк, наш демократический Президент награждал госнаградами чиновников и попов. Об Александрове никто не вспомнил.
Сейчас о нем неудобно вспоминать. Потому что те, кто своим действием или бездействием спровоцировал его смерть, снова - власть: они в парламенте и генпрокуратуре, в милиции и пресловутых кулуарах. Только теперь все это называется уже не кучмизмом, а демократией. И уже под колеса этой демократии, преграждая путь президентскому кортежу, ложатся матери, чьи дети убиты, но не отомщены законом.
После ареста в феврале 2004 года подполковника милиции Игоря Криволапова обвиненного в организации лже-версии Вередюка и его последующем убийстве, тогдашний Генеральный прокурор Украины Геннадий Васильев сообщил, что расследование дела Александрова завершено. Это означало что кроме славянских бизнесменов - братьев Рыбаков, других высокопоставленных фигурантов резонансных программ Александрова в деле, а затем на скамье подсудимых – не появится. Так оно и случилось.
Тогда же, в 2004, адвокат Юрий Годецкий, представлявший интересы участкового Краматорского ГО Олега Тамбовцева, обвинявшегося в фальсификации дела Вередюка, сказал, что Генеральная прокуратура «назначает крайних. Александров компрометирующих материалов против рядовых сотрудников не давал». Накануне, по словам одного из героев программ Александрова экс-обоповца Олега Солодуна, в телефонной беседе Годецкий сообщил ему, что располагает показаниями Тамбовцева о том, кто является непосредственными авторами и руководителями создания «версии Вередюка», и это совсем даже не Криволапов и Дроздов, которым данное преступление инкриминируется.
Те же братья Рыбаки, объявленные заказчиками и организаторами убийства Игоря Александрова, могли просто не обращать внимания на его программы, поскольку факты, излагавшиеся в них, правоохранителями все равно игнорировались. Чтоб самостоятельно решиться на такое преступление (если его задумали действительно они), тем более после скандала с убийством Георгия Гонгадзе, братья должны были чувствовать себя абсолютно безнаказанными. А такое чувство им могла дать только уверенность в незаинтересованности раскрытия убийства других фигурантов программ «Без ретуши» - руководителей правоохранительных органов Донецкой области. Кстати, последним должна была быть посвящена четвертая программа Александрова – не состоявшаяся из-за его убийства. И до сих пор не известна судьба хранившихся у Александрова материалов, фотографий и дискеты, которые должны были лечь в основу этой передачи.
Где эти материалы, изъять которые при обысках после убийства могли только сотрудники милиции? - вопрос остающийся без ответа. Как без ответа остаются и другие вопросы, лежащие на поверхности. Прежде всего, они объединены одной темой: почему прокуратура, милиция и другие компетентные органы не реагировали (халатно бездействовали) на информацию об убийствах и предупреждения о готовящихся убийствах, озвученные в программах Игоря Александрова и в обращениях к правоохранителям экс-обоповцев Сербина и Солодуна? Ведь если бы такая реакция была, то Игорь был бы жив…
7 декабря 1999 года в ходе беседы в офисе «УКР-лиги» Яворовский и Рыбак рассказали Сербину о планируемых убийствах Кули, Собко, Солодуна, Берко, Германа, Беззапонного и др. 13 декабря Сербин был задержан по подозрению в хранении наркотиков (подброшенных ему милиционерами – авт.) и находился в изоляторе временного содержания Краматорского ГО. В этот же день в Краматорск приехала комиссия МВД Украины, присланная для проверки обращений Сербина и Солодуна к министру. Объяснявшийся за двоих, Солодун требовал от членов комиссии Бусола и Огурцова, чтобы те опросили Сербина по фактам планируемых убийств. Бусолу и Огурцову достаточно было пройти в ИВС и опросить инициатора проверки. Но они этого не сделали…Далее все попытки арестованного Сербина довести эту информацию должностным лицам остались безрезультатными. Все считали, что Сербин избрал такую тактику доказывания собственной невиновности. В марте 2000 года Яворовский и Бадионный застрелили Кулю, а в июле 2000 года «наемники» Рыбака - Лисицкий и Петренко - убили Собко. Остальных не успели по независящим от воли «планировщиков» обстоятельствам…
Когда Сербина освободили «за отсутствием состава преступления», опальные обоповцы составили список тех, кто, по их информации готовился к устранению преступной группировкой. Но правоохранители на него не обращали внимания. После того, как официальных кабинетов в Украине, куда можно было идти с заявлениями о связи милиционеров и убийц, уже не осталось, обоповцы озвучили имеющуюся у них информацию в программах Александрова. Таких передач было три. Еще два раза Александров организовывал им пресс-конференции в Киеве. В пяти публичных выступлениях экс-обоповцы называли конкретные фамилии организаторов заказных убийств и их жертв. Но правоохранители их даже не опрашивали. После убийства Александрова и обысков в фирме братьев Рыбаков «Укрлига» стало понятно, почему. - Почти все они фигурировали в книге посещений офиса заказчика убийств А.Рыбака.
О том, что Александр Рыбак является заказчиком убийства славянского предпринимателя Андрея Собко в июле 2000 года, сотрудники УБОП УМВД Украины в Донецкой области достоверно знали уже через несколько дней после этого преступления. Это и ряд других данных явилось основанием для начала оперативной разработки Александра Рыбака. Как могло получиться, что находившийся в разработке Рыбак не только продолжал совершать экономические преступления, но и стал заказчиком убийства Александрова, который во всеуслышание обвинял Рыбака в совершении резонансных преступлений? Ответ на этот вопрос может лежать в том, что УБОП работал в режиме сбора «досье» на Рыбака. А когда Александров «достал» руководство донецкой прокуратуры и милиции своими программами, Рыбаку представили «досье» и предложили выбор: ты или Александров? В эту схему логично вписываются все очевидные ляпы донецкой милиции, и засвеченный во время следствия одним из убийц, визит двух высокопоставленных чиновников правоохранительных органов к Рыбаку за несколько дней до покушения на Александрова.
Во время обыска офиса «УКР-лиги» сотрудниками милиции были изъяты ряд фотографий, запечатлевших Александра Рыбака с высокими должностными лицами области и государства. Как утверждают очевидцы, на одной из фотографий Рыбак запечатлен с одним из ныне действующих вице-премьеров Украины. Сразу после обыска фотографии исчезли и не обнаружены до сих пор. Так же как и оригинал книги учета посетителей «УКР-лиги» с фамилиями и телефонами должностных лиц, хорошо известных не только в Донецкой области (сохранились ксерокопии - авт). Основанием полагать, что фотографии действительно существовали, может быть одна из них, сохранившаяся. На ней хозяин «УКР-лиги» и одновременно организатор серии заказных убийств Александр Рыбак в более чем непринужденной обстановке с одним из крупных российских предпринимателей и главой Донецкого отделения ФГИ, а затем, заместителем председателя Фонда госимущества Украины Сергеем Жоржевичем Лазаренко (слева). Интересно, что в 2005 году Лазаренко был задержан как подозреваемый в заказе убийства собственной жены, но потом выпущен под залог и сейчас работает под руководством министра углепрома С. Тулуба. Вся карьера Лазаренко тесно связана с прибавлением собственности Рината Ахметова…
В эйфории раскрытия резонансного убийства Александрова на задний план неназойливо оттерта основная идея и конечная цель цикла передач «Без ретуши». Да, Александр Рыбак был одним из главных «героев» передачи и поэтому мстил Александрову за это. Только Александров, на себе испытавший всю «прелесть» правоохранительной системы, отслеживал совсем другое. Давайте вспомним логическую цепь передачи: ОПГ «17 участок» - похищенные миллионы долларов в иностранных банках - обоповцы, «наступившие» на ОПГ, «подкрышное» их шефу – их незаконное увольнение и преследование – последовавшие выступления в СМИ с фамилиями заказчиков и исполнителей заказных убийств – АБСОЛЮТНОЕ НЕРЕАГИРОВАНИЕ ПЕРВЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ на заявления об происшедших и будущих убийствах. В контексте завершающей, четвертой «Без ретуши» на сцену должны были выйти конкретные должностные лица милиции и прокуратуры, связанные намертво одной цепью с Рыбаком временем и кровью…
Автор этой статьи сам неоднократно писал о деле Александрова. И перечитывая, 7 июля, в день шестой годовщины смерти Игоря, свое досье по этому делу, на фоне телевизионных репортажей о 75-летии Донецкой области и награждении лучших ее чиновников, я задался вопросом: Где сегодня герои тех программ и публикаций? Ответ не делает нам чести.
Малышев Владимир Степанович. Генерал-лейтенант милиции. В настоящее время народный депутат Украины. В 1999 году начальник УБОП УМВД Украины в Донецкой области, затем до декабря 2004 года начальник УМВД Украины в Донецкой области. Инициировал увольнение Сербина и Солодуна из органов ВД. В силу должностного положения непосредственно должен нести ответственность за все, что происходило по «делу Александрова». После отставки в 2005 году работал начальником охраны Рината Ахметова. С 2006 года – народный депутат Украины (5 созыва) по спискам ПР.
Из журналистского досье.
Пресс-конференция В. Малышева, ноябрь 2001г.:
« -Как поощрен участковый, который обнаружил подозреваемого в убийстве Александрова (Ю. Вередюк- авт)?
- Суд будет, я сейчас не могу сроки сказать когда – дело в генеральной прокуратуре, но суд будет, вот тогда, может быть в конце декабря, мы его наградим. Вот когда он получит свой срок наказани,я мы тогда его поощрим. Мы не только этому участковому. Мы поощрим и начальника милиции и всех людей, следственно-оперативную группу, которая занималась раскрытием этого преступления. Там не один участковый, там и опер и другие. Мы обязательно их поощрим».
Дело признано фальсифицированным. См. далее.
Нейло Николай Васильевич. Полковник милиции. В 1999-2004гг начальник Краматорского горотдела милиции. Заместителем Нейло продолжительное время работал Игорь Криволапов - организатор похищений братьев Карпенко и Жемова, один из авторов «версии Вередюка». В настоящее время заместитель начальника УМВД Украины в Донецкой области. Малышев держит обещания – все-таки поощрили!
Пшонка Виктор Павлович. Заместитель Генерального прокурора Украины. В период описываемых событий прокурор Донецкой области.
Из журналистского досье.
В. Пшонка на коллегии Донецкой обладминистрации 25 окбяря 2001: «В преддверии выборов хотелось бы отметить следующее. Со стороны определенных структур и политических течений наблюдается стремление втянуть правоохранительные органы в свою политическую игру. Пример – уголовное дело в части журналиста Александрова. Кому то сегодня не нравятся обстоятельства раскрытия этого уголовного дела. Кому-то не нравится версия, по которой раскрыто дело (версия Ю. Вере юка - авт.). Кому-то хочется, чтоб все было по другому. Некоторым хочется внести яд сомнения в общество и среди жителей Донецкой области, принижая авторитет правоохранительных органов как в целом по стране, так и в Донецкой области. Нам сегодня уже понятна сиюминутная и коньюктурная политика этих людей. Но закон есть закон, процессуальный. Мы никому не позволим вмешиваться в тайны следствия и будет соблюден процессуальный закон, так как требует этого Конституция, оберегая тайну следствия и доведение дела до логического завершения в рамках закона. Поэтому, считаю необходимым обратить внимание присутствующих на принципиальную позицию всех правоохранительных органов: мы будем придерживаться только требований закона”.
Декабрь 2002 УНИАН : Прокурору Донецкой области Виктору Пшонке вынесен выговор за необеспечение надлежащего надзора за расследованием уголовного дела по факту убийства журналиста Игоря Александрова. Об этом сообщил генеральный прокурор Украины Святослав Пискун, докладывая с парламентской трибуны о состоянии прокурорского надзора в сфере борьбы с организованной преступностью.
Белозуб Игорь Дмитриевич. Генерал-майор милиции. Заместитель министра внутренних дел Украины. Начальник ГУБОП Украины. В период описываемых событий работал заместителем начальника, а после назначения Малышева начальником УМВД, занял должность начальника УБОП УМВД Украины в Донецкой области.
Купянский Николай Григорьевич. Генерал-майор милиции. Ныне заместитель министра внутренних дел Украины, курирует блок криминальной милиции. В 1999 году заместитель начальника УБОП УМВД Украины в Донецкой области, руководил проведением служебного расследования в отношении Сербина и Солодуна, послужившего основанием для последующего увольнения. Руководитель оперативной группы УБОП по раскрытию убийства Александрова.
Слепанев Михаил Анатольевич. Полковник милиции. В настоящее время первый заместитель начальника УМВД Украины в Донецкой области. В период 1999-2004гг начальник Славянского горотдела милиции. При осмотре места происшествия – вестибюля ИРТК «ТОР» - 3 июля 2001 года произнес крылатую фразу: «У Рыбака крыша поехала», а факт покушения на жизнь журналиста славянскими правоохранителями первоначально был квалифицирован как ХУЛИГАНТСТВО! Впрочем, как и все другие убийства, заказчиком которых был Александр Рыбак. Неоднократно упоминается в книге посещений «УКР-лиги».
Коршиков Владимир Васильевич. В 1999-2001гг прокурор Славянска. В настоящее время заместитель прокурора Донецкой области. Фигурант книги посещений «УКР-Лиги» наравне со Слепаневым.
Виктор Федорович Янукович. Премьер-министр Украины. Во время убийства И. Александрова занимал пост председателя Донецкой областной государственной администрации. Первым озвучил в беседе с родственниками погибшего версию, об ошибке исполнителей. Потом версия о том, что журналиста убили по ошибке, вместо адвоката, всерьез преподносилась обществу как основная.
Иван Иванович Корчистый. Судья Донецкого Апелляционного суда. Председательствовал на процессе по обвинению Вередюка в убийстве Александрова. Вынес первый в Украине оправдательный приговор человеку, обвиненному в убийстве. После оправдательного приговора Вередюку его «ушли» из Апелляционного суда. Верховная Рада сняла с него пожизненное судейство, даже не поинтересовавшись причинами отставки. Работал в аппарате Уполномоченного по правам человека ВР Украины. Умер в сентябре 2006 года.
Из журналистского досье:
Интервью И. Корчистого автору. Май 2002 г.:
- Следствие вела генпрокуратура, и если сейчас Верховный Суд утвердит ваше решение, дело снова будет передано в генпрокуратуру – что меняется?
- Многое. Те доказательства, которые уже получили оценку суда учитывать больше нельзя. То есть, прокуратуре придется действительно разыскивать лиц причастных к убийству Александрова, и расследовать дело заново.
- Какие-то последствия приговора Вы уже ощущаете?
- Об этом лучше поговорим после решения Верховного суда. Но для милиции и прокуратуры я теперь, наверное, персона нон-грата. Ведь представьте себе, министр внутренних дел заявляет публично антиконституционные вещи - сожалеет о том, что суд бесконтрольный и неуправляемый. В другой стране он за такие слова уже ушел бы в отставку.
Солодун Олег Викторович. Подполковник милиции. В 1999 году уволен из ОБОП Краматорска и органов внутренних дел. Один из героев программ И. Александрова «Без ретуши» в которых заявлял о фактах преступной связи своего руководства с группировкой «17-й участок». Сразу после убийства Александрова публично заявил о причастности к нему А. Рыбака. Во время первого прокурорства С. Пискуна был привлечен к работе оперативно-следственной группы ГПУ по делу Александрова. Получил благодарность Генпрокурора. Восстановлен в органах ВД в 2005 году. Руководил Краматорским ГОВД. В 2006 году, после формирования Кабинета министров В.Януковича, переведен на «повышение» в Донецк ,на должность заместителя начальника УБНОН области.
Сербин Михаил Емельянович. Подполковник милиции. В 1999 году уволен из ОБОП Краматорска и органов внутренних дел. Полгода провел за решеткой из-за подброшенных милиционерами наркотиков. Один из героев программ И. Александрова «Без ретуши» в которых заявлял о фактах преступной связи своего руководства с группировкой «17-й участок». Сразу после убийства Александрова публично заявил о причастности к нему А. Рыбака. Во время первого прокурорства С. Пискуна был привлечен к работе оперативно-следственной группы ГПУ по делу Александрова. Получил благодарность Генпрокурора. Восстановлен в органах ВД в 2005 году. Работал начальником налоговой милиции Донецкой области. После формирования Кабинета министров В. Януковича уволен из ГНА. Назначен Ю. Луценко на должность начальника управления МВД по борьбе с конвертационными центрами. После отставки Луценко, при новом министре управление сокращено. Сейчас выведен за штат МВД.
Александров Игорь Александрович. Умер 7 июля 2001 года. Похоронен в Славянске. После гибели остались жена и двое детей. Государственных наград не имеет.
Сергей Гармаш, «Остров»