Заир Акадыров: Большая часть коллег переориентирована сейчас на крымскую власть, на официальную Москву
Заир Акадыров: Большая часть коллег переориентирована сейчас на крымскую власть, на официальную Москву
«Детектор медіа» продолжает серию блиц-интервью с крымскими журналистами и медиаменеджерами о том, как изменились их условия работы после начала военной оккупации и последующей аннексии Крыма Российской Федерацией. Не ощущают ли крымские медийщики давление новой власти? В каких технических условиях работают, что собираются делать дальше? Как оценивают освещение «крымского вопроса» центральными украинскими СМИ? Эти и другие вопросы мы задаем представителям независимых крымских медиа и журналистам-фрилансерам.
Первой своими ощущениями и видением происходящего с «Детектор медіа» поделилась издатель газеты «Кафа» из Феодосии Ирина Прокопюк. Наш следующий собеседник - журналист-фрилансер Заир Акадыров. До начала марта он был главным редактором интернет-издания «Аргументы недели - Крым», откуда уволился из-за пророссийской цензуры, а сейчас ведет на крымскотатарском телеканале ATR марафоны, связанные с последними событиями в Крыму.
- Заир, в каких условиях вам приходится работать, сотрудничая, в частности, с ATR? Сталкиваетесь ли с проблемами с электроснабжением, телефонной связью, интернетом? Как изменились условия работы?
- Пока не замечал, чтобы в домашних условиях хуже стал работать интернет, мобильный или телефонная связь. С проблемой отсутствия электричества также не сталкивался.
А сайт телеканала ATR около двух недель назад серьёзно атаковали хакеры. Велись атаки и на другие сайты медиахолдинга, в который входит ATR. Например, интернет-издание «15 минут».
Коллег с телеканала ATR попросту игнорируют и не приглашают на значимые мероприятия - заседания Совета министров, заседания крымского парламента. Часто приходится, в буквальном смысле, прорываться с боем внутрь помещения, чтобы осветить мероприятие.
Об опыте других коллег не могу сказать, потому что не веду с ними бесед. Но как мне кажется, сейчас крымская власть в отношении значимых мероприятий отдаёт приоритет российским журналистам. А вот к сотрудникам крымских и иностранных СМИ, к сожалению, они относятся не так, как хотелось бы. С такой проблемой я столкнулся в конце февраля и в начале марта, когда ещё работал в «Аргументах недели - Крым». Например, нас не пригласили на заседание крымского парламента, где рассматривался вопрос о назначении даты «референдума». На все мои упрёки в адрес депутатов и вопросы «С чем это связано?», они отвечали, что «условия такие», что «нам необходимо проводить сессию в закрытом режиме». Но проходила она, как оказалось, в полузакрытом режиме, поскольку часть российских телеканалов там находилась.
- Ранее «Центр журналистских расследований» сообщал, что в так называемый пресс-центр, который находится в захваченном офисе этого информагенства, охрана пропускает журналистов выборочно...
- Не знаю, какова ситуация сейчас. Но 15 марта я смог туда пройти по обычному удостоверению журналиста. Но на следующий день - день «референдума» - меня туда уже не пустили, потому что поступило указание пропускать только по определённым аккредитационным карточкам. Я не аккредитовывался на «референдум», поэтому, соответственно, меня не пустили. Коллеги из ATR также столкнулись с тем, что их не пускали в пресс-центр, хотя они были аккредитованы. Потом это удалось урегулировать путём личных контактов с вышестоящими органами власти.
- Как вы собираетесь работать в условиях оккупации? Планируете ли уезжать?
- Мне сложно ответить на этот вопрос, поскольку ещё не решил для себя, что делать - либо оставаться и здесь продолжать работу, либо перебраться в другой город. В первом случае нужно учесть, что условия трудового российского законодательства отличаются от украинского...
- Каковы настроения журналистов Крыма - кого поддерживают большинство из них? Как они видят свое дальнейшее будущее?
- К сожалению, осталась малая часть коллег, которые остаются на нейтральной позиции или же предоставляют точку зрения всем без исключения важным политическим игрокам. Это касается и журналистов, и СМИ. Большая часть из них переориентирована сейчас на крымскую власть, на официальную Москву, и это отражается на их сюжетах, материалах, статьях, новостях. Во многом, конечно, взгляды журналистов не совпадают с мнениями СМИ, с которыми они работают. Но, тем не менее, эти журналисты продолжают работать и выполняют свои обязанности, как того требует руководство СМИ.
- Многие ли вам известны СМИ, которые поддерживает Украина и организации-доноры?
- Из популярных в Крыму СМИ их несколько. К примеру, доноры поддерживают «Центр журналистских расследований» и проекты этого информационного агентства - информационные пресс-центры. Кстати, в Севастополе один из руководителей такого пресс-центра Татьяна Рихтун вообще покинула город в связи с угрозой её жизни. «Керчь FM» ранее также получало поддержку со стороны доноров.
- На ваш взгляд, насколько адекватно сейчас украинские СМИ освещают события в Крыму? Чего им недостает? В чём они правы и сильны?
- Сложно ответить однозначно на этот вопрос. В нынешних условиях украинские СМИ больше делают акцент на украинской стороне вопроса в освещении конфликта, который возник вокруг Крыма. Позиция же крымского руководства часто представлена не в такой степени, как хотелось бы. И пусть даже в Украине не признают ни премьер-министра Крыма, ни спикера Верховного совета, ни сам крымский парламент, который по решению Верховного Совета Украины распущен. Но, тем не менее, какими бы ни были юридические требования и решения, эти люди находятся у власти в Крыму. И хотелось бы, чтобы в украинских СМИ они были представлены больше, чем сейчас.
- Насколько адекватно представление о причинах и следствиях происшедшего у жителей Украины, у украинской власти? Какие уроки мы все должны извлечь и как украинским медиа освещать события, действия разных сторон дальше?
- Этот вопрос, наверное, лучше задать журналистам, которые находятся на материковой части Украины и получают информацию из первых уст.
Прежде всего, Украина проиграла информационную войну в Крыму. Потому что мало внимания обращала на то, что происходило в 20-х числах февраля, когда только-только начинались события с захватом парламента и Совмина. А возможно, это объясняется тем, что в Киеве на тот момент происходили значимые события - назначение премьер-министра, Кабинета Министров, и больше внимания уделялось тамошним событиям, киевским, а не крымским.
Кроме того, крупные украинские телеканалы оказались, по сути, в информационной блокаде в эти решающие дни перед «референдумом», когда в аналоговом формате были отключены практически все украинские телеканалы. И самые смотрибельные, такие как «Интер», «1+1», 5 канал, СТБ, Новый, ICTV, могли быть доступны только по кабельной сетке. Опять же, были случаи, когда и кабельные операторы отключали в Крыму часть украинских телеканалов, и возможность смотреть их была только через интернет и по спутниковому телевидению. Но люди старшего поколения здесь зачастую не пользуются интернетом и спутниковые антеннами, они смотрят кабельное аналоговое телевидение. В итоге, крымчане были лишены информационной картинки, которая бы подавалась в украинских СМИ. В Крыму их заменили российские ведущие телеканалы - Первый, «Россия 1», «Россия 24», «РТР-Планета», «НТВ-Мир», РЕН ТВ. И возможно, это сказалось на ситуации, которая сложилась.
В Киеве во время событий на Майдане очень большую роль сыграла работа журналистов-стримеров и общественных журналистов, которые находились в горячих точках противостояния. Это ещё больше привлекало внимание зрителей к тому же интернету. Здесь в Крыму тоже стали появляться журналисты-стримеры, но уже после того, как основные события случились. Здесь не у всех была возможность вести трансляции с места событий, а также возникали сложности с интернет-связью.
Если бы они успели раньше к месту противостояний и центров конфликтов, возможно, крымчане не находились бы в неведении. Большую часть информации приходилось черпать из Facebook, подписавшись на аккаунты пресс-секретарей Минобороны либо специализированных журналистов, которые находились в Крыму, либо специальных корреспондентов телеканалов, которые были откомандированы сюда телеканалами.
Заир Акадыров родился 25 мая 1982 года в Душанбе (Таджикистан). В 2004 г. закончил Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, филологический факультет по специализации «Журналистика». Начинал корреспондентом газеты «Полуостров». Работал в крымском еженедельнике «События», был собственным корреспондентом газеты «Коммерсантъ-Украина» и главным редактором интернет-издания «Аргументы недели - Крым». С последней должности уволился в начале марта этого года из-за пророссийской цензуры. В настоящее время Заир Акадыров является журналистом-фрилансером. Ведёт на ATR марафоны, связанные с последними событиями в Крыму.
Фото предоставлено Заиром Акадыровым