Наталья Чепик: Мода на масштабные сериалы в России прошла. Но она может вернуться
Наталья Чепик: Мода на масштабные сериалы в России прошла. Но она может вернуться
«Детектор медіа» продолжает знакомиться поближе со сценаристами телесериалов. Не так давно мы опубликовали интервью Григория Руденко и реплику Аллы Боссарт. Сегодня - беседа с известной российской сценаристкой Натальей Чепик.
Наталья Чепик родилась в Киеве. Здесь окончила КНУ имени Карпенко-Карого по классу актерского мастерства, а затем переехала в Ленинград. Сегодня она известна по фильмам «Дом на песке» (1991), «Женская собственность» (1998). «Отец» (экранизация рассказа Андрея Платонова «Возвращение», 2006) и многих сериалов. Среди них - «Цыганочка с выходом» (2008), «История Летчика» (2009).
Как сценарист Наталья Чепик не разделяет кино и сериалы. Сейчас она работает и над сериалом, и над историей для игрового кино. Первый проект, «Улыбка пересмешника», о том, как взрослые отбирают друг у друга детей, манипулируя ими в период расторжения брака, снимается для «Первого канала». А проект исторического фильма посвящен Монголии.
Обо всех подробностях Наталья Чепик расскажет киевлянам во время своего мастер-класса, который состоится сегодня, 20 сентября, в рамках конференции PRO Media & Production. Пользуясь случаем, мы задали известной сценаристке и собственные вопросы об одном из основных продуктов телевидения.
«В сериале герой побеждает всегда»
Кино требует определенной образности и погружения. Здесь мы имеем дело с воплощением видения режиссера. Именно он задумывает первые три сцены, которые, как ключи, открывают зрителю «вход». И сразу понятно, что вы за жанр будете смотреть, на какой примерно стиль настроиться...
В сериале - чем проще сюжет, тем лучше. Он рассчитан на многодневный показ незатейливых историй. У зрителя должна быть возможность отвлечься, пожарить картошку, вернуться и понять, что происходит на экране.
История сериальная - это резинка, которую можно растягивать до бесконечности. Здесь четко задан жанр, а герой побеждает всегда.
Существенной разницы в работе сценариста для кино и сериала нет. В обоих случаях важно уметь изложить сюжет, внятно рассказать историю. В сериале - одноосевой сюжет, как ствол дерева. У него могут быть маленькие «веточки», а в многосерийке, чтобы зритель не устал, обязательно нужно отвлечь его дополнительной линией. Но «ствол» виден в любом случае.
Если в кино главный - режиссер, то в сериале - сценарист, автор, который ответственен за сюжет. Продюсер всегда корректирует его, принимает или не принимает развитие истории.
Есть продюсеры, которые запрещают режиссеру менять даже буквы в сценарии. Хотя я не считаю такой подход идеальным - во время съемок возникает много ситуаций, которые невозможно предвидеть на этапе написания сценария.
«Сериал требует жанра»
С началом сериального бума в епоху перестройки для вузов и курсов, на которых обучают сценарному мастерству, остро встал вопрос жанра. Ведь сериал требует жанра, здесь невозможно снять авторское кино. Либо это драма, либо мелодрама, либо приключения, либо ситком, либо остросюжетный фильм. Приходится учиться по новой, не только ученикам, но и педагогам.
Мелодрама требует душевного впечатления. Чем более такой фильм или сериал вызывает слез и сострадания, сопереживаний, тем интереснее людям. Нет ни одного человека, который бы утирая слезу, сказал: «Ой, какую же я дрянь смотрю!». Все скажут: «Какая красота! Я прослезился, заплакал» или «Я сопереживаю, сочувствую».
Драматических теорий довольно мало, но можно накопать. Я, например, преподаю кинодраматургию по теории «Как из убыточного предприятия сделать процветающее». Мир развивается по одним и тем же законам: главное - чтобы герой победил. Соответственно, эту теорию читают в финансовой академии. Она помогает генерировать. Мой подход: не надо анализировать, нужно придумать, как это сделать.
«Телевизионный Бог существует»
Требовать на ТВ монополии интеллектуального продукта неправильно.
На каждый сериал существует свой зритель - как в ресторанном меню. Есть сериалы статусные, есть мелодрамы, а есть - экранизации. Люди все разные - кто любит попадью, кто - свиной хрящик. Как подсказывает опыт, 80% зрителей после работы не надо высоколобое кино. Им нужно посмотреть веселую либо детективную историю, либо просто хорошую. Либо мелодраматическую - которые, кстати, наиболее популярны.
Телепродюсер всегда четко понимает, что ему нужно. Он ставит задачу продюсеру сериала, а тот знакомит с ней сценариста. При этом никогда не угадать, что принесет рейтинг. Первый сезон сериала «Сваты» никто не воспринял всерьез. Он был дешевый, с незатейливым сюжетом, на него не было ставки. Но, наверное, все-таки существует телевизионный Бог, который решает, кому дать кусочек счастья, а кому нет.
Немало случаев, когда дорогие проекты с просчитанными сюжетами не нравились зрителю. А почему - непонятно.
Однажды мне предложили написать сюжет для сериала «Цыганочка с выходом». Я никакого понятия не имею о ромах, даже близко не соприкасалась с этой культурой. Очень боялась, что в итоге получится разлюли-малина. Но ухватилась не за антураж и «гарнир», а за историю, которая может человека схватить за душу. И «Цыганочка с выходом» получила очень хороший рейтинг.
«Идеально, если сценаристами становятся люди из творческой среды»
Чтобы стать сценаристом, нужен талант и хороший педагог, который может всему научить. Освоить ремесло можно на курсах сценаристов, ВГИК также дает хорошую школу - в течение пяти лет.
Идеально, если сценаристами становятся люди из творческой среды. Но эта профессия увлекает совершенно разных людей - от архитекторов до врачей. Причем, по сравнению с 2010 годом, студенты стали интеллектуальнее, среди них немало выпускников престижных зарубежных вузов.
Как таковой градации среди сценаристов не существует. Просто есть негласный список - группа профи, которые умеют хорошо излагать сюжет. Их приглашают на прайм-таймовые, статусные и дорогие проекты. За 8-серийные сериалы они получают высокие гонорары, и работаюд над ними самостоятельно.
Заработок российского сценариста - гонорар за проект. Роялти от проката или трансляции сериалов и фильмов ему не платят.
Идеальных условий работы для сценариста не бывает. Мы все разные, и даже если соберется террариум единомышленников, у каждого свой интерес и видение, которые могут не совпадать. Я боец, готова спорить и отстаивать. Но для этого нужно уметь находить аргументы. Хорошо, если команда состоит из людей, которые разбираются в своей профессии - так случается не всегда.
Диалогистов многосерийки может быть и шесть, всё зависит от длительности сериала. В телефильме из 26 серий может быть 1-2 сюжетчика и три диалогиста. А над новелльным ситкомом «Клубничка» работало 20 сценаристов.
Для успешного проекта важен профессиональный уровень команды, но без хорошего сценариста - никуда. Профессионал и историю хорошо положит, и диалог интересный напишет, и не заставит сожалеть о вложенных деньгах.
«Нужен намоленный зритель»
И у горизонтального, и у вертикального планирования есть свои плюсы и минусы, и каналы прибегают к паритетному программированию. При этом телепродюсеры ориентируются на успешные проекты, которые и диктуют моду.
У каждого канала - собственные предпочтения. Аудитория ВГТРК любит мелодрамы. Пусть с элементами приключения, но база должна быть обязательно мелодраматическая. Ведь канал ориентирован на людей среднего возраста. Если для прайм-тайма делаются исторические экранизации, упор всё равно на мелодраматический сюжет.
Канал «Культура» из холдинга ВГТРК делает более сложные и затратные сериалы. Иногда эти проекты не получают такого рейтинга, как хотелось бы. Скажем, знаменитый уже сериал «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка был выдвинут на «Эмми», но не отметился высокими показателями. Но такой продукт делается ради культуры, интеллектуального развития аудитории.
НТВ предпочитает детективы, экшн, приключенческое кино. Ниша канала - такие сериалы, как «Глухарь», получивший невероятный рейтинг.
СТС предпочитает ситкомы, мистику, экспериментальные вещи. Очень много и удачно адаптируют международные форматы - «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой».
«Первый канал» всеяден: главное - чтобы было интересно. В середине двухтысячных они ставили дорогие «костюмные сериалы», с серьезными финансовыми и кадровыми вложениями: «Адмирал», фильмы «Ночной» и «Дневной дозор». Потом эта мода ушла, но не исключено, что она может вернуться. Всё идет волнами.
Общественное телевидение России только начинает вещание. И о сериальных традициях говорить рано - тут нужен намоленный зритель. Был такой период, когда ВГТРК хотел немножко изменить жанровую ориентировку. И зрители забастовали. Потому что все привыкли, что если хочешь посмотреть мелодраму и поплакать, попереживать - переключай на «Россию».
«Возможно, вскоре мы увидим новый вид визуального искусства»
Половина российских сериалов снимается в Украине. И слава Богу, что так происходит, так как это помогает украинскому кинематографу. Тем более, очень много совместных проектов, россияне и украинцы похожи. Украинские актеры привносят свой колорит и харизму - самобытность украинская никуда не денется.
На российском телевидении в приоритете только отечественные сериалы. Даже самые лучшие из зарубежных идут в эфире после 23:00. Я не помню такого случая, чтобы иностранный сериал показали в прайм-тайм. Небольшие исключения составляют такие федеральные каналы, как СТС.
Мне кажется, приоритет отечественных сериалов не случаен. С точки зрения рейтинга это невыгодно, но важна идеологическая сторона. Этот жанр несет врачебный эффект: зритель берет пример с героев, наблюдает за поведением персонажей.
И всё же на огромное количество зарубежных сериалов - «Игра престолов», Lost («Остаться в живых») зритель подсаживается и смотрит ночи напролет.
Настоящих событий на поприще сериалов в России мало. «Ликвидация» стала событием. Этот проект смотрели все, он сблизил зрителей.
В выборе тем продюсеры оглядываются на моду, продиктованную успешными проектами. Значение имеют проекты с привязкой к знаменательным датам и событиям. Востребованы также римейки проектов.
В Америке делают такие многосерийные проекты, которые можно отнести к большому кино. И к искусству. Ведь всему свое время: кино появилось в начале ХХ века, а телевидение - до войны. Возможно, вскоре мы увидим новый вид визуального искусства, и эти масштабные сериалы - проявление трансформации на этапе рождения нового.
Фото Максима Полищука