Дарья Фиалко: «Далеко не каждый успешный зарубежный формат может быть адаптирован для украинской телеаудитории»

12 Січня 2007
27363

Дарья Фиалко: «Далеко не каждый успешный зарубежный формат может быть адаптирован для украинской телеаудитории»

27363
Программный директор «1+1» - о приобретении и адаптации зарубежных форматов.
Дарья Фиалко: «Далеко не каждый успешный зарубежный формат может быть адаптирован для украинской телеаудитории»

Сегодня адаптация иностранных форматов являться неотъемлемой частью украинской телевизионной реальности. Шоу, созданные на основе таких форматов, становятся все болем популярными в Украине. В 2006 году «Телетриумф» в номинации «лучший сериал» и «лучшая программа для детей» получили проекты каналов ICTV и «1+1» «Леся+Рома» (канадский формат «Love Bugs») и «Самый умный» (британский формат «Brainiest»). Наиболее успешным развлекательным телепроектом этого года стали «Танцы со звездами» на канале «1+1» (формат Strictly Come Dancing від ВВС) производства компании «Стар медиа». Рейтинги шоу доходили до 26,28%,  доля аудитории – до 53,93% (данные GFK 26.11.06.).

 

«ТК» решила расспросить представителей телеканалов о том, как происходит покупка зарубежных форматов. На вопросы по электронной почте отвечает Дарья Фиалко, программный директор канала «Студия «1+1».

 

 

-  Дарья, расскажите о том, как канал «1+1»  занимается поиском популярных зарубежных форматов шоу и телепрограмм.  

- Поиск телевизионных форматов происходит как на телевизионных рынках (MIPTV, MIPCOM и другие), так и просто за счет внимательного анализа эфира зарубежных и российских каналов. В основном, конечно, показательным является успех программы на российском телевидении.

 

-  Всегда ли вы покупаете только успешные и проверенные международным опытом форматы?

- Обычно мы покупаем форматы, которые уже хорошо известны и раскручены, но есть в нашей практике совершенно уникальное исключение – это английский формат компании Celador «Brainiest», известный нашим телезрителям как «Самый умный». Мы запустили этот проект в его стандартном виде, когда в каждой программе за звание «самого умного» соревновались представители разных профессий: «самый умный учитель», «самый умный пожарник» и т.п. Однако уже во втором сезоне продюсер программы Владимир Оселедчик предложил другое решение: создать международный клуб «самых умных» детей в двух возрастных группах. Это предложение было утверждено с компанией Celador, после чего формат стал одним из самых успешных брэндов «1+1», получил премии «Тэффи» и «Телетриумф».

 

-  Какие критерии влияют на выбор каналом того или иного проекта? И насколько серьёзной является конкуренция при покупке зарубежных форматов среди украинских каналов?

-     Основные критерии при покупке формата – это оценка его потенциального успеха, наличие слота для постановки такого формата в эфир и, конечно же, понимание продюсера, как этот формат произвести. Не последним фактором является бюджет: например, формат «Survivor» («Последний герой») неоднократно рассматривался для локального производства, однако мы в свое время отказались от этой идеи по причине огромной стоимости производства такого проекта. 1+1 – коммерческий канал, и должны принимать во внимание все факторы: успешность программы, ее имиджевое составляющее и обязательно бюджет. 

 

- Можете ли вы назвать примеры сумм, которые вкладывались в освоение того или иного формата?

- Генеральный директор «1+1» Юрий Морозов уже озвучил стоимость производства программы «Танцы со звездами» - более 1 миллиона долларов. Могу только добавить, что стоимость лицензии на производство формата «Strictly Come Dancing» стоила беспрецедентно дорого. Можно смело сказать, что наш договор с ВВС стал одним из решающих факторов программной и закупочной конкуренции в этом году, так что не зря битва за приобретение «Strictly Come Dancing» была просто сумасшедшей («1+1», «Интер», ICTV).

 

Впрочем, совсем недавно мы снова серьезно конкурировали с «Интером» за покупку программы «Танцы на льду»: «1+1» приобрел права на производство программы в следующем году, как и право на показ российской версии.

 

-   Каким образом покупается лицензия на зарубежный формат?

- Это сложный и достаточно длительный процесс. Сначала мы находим идею, которая будет перспективной для украинской телеаудитории: далеко не каждый успешный формат может быть адаптирован. Везде своя специфика телесмотрения, Не говоря уже о том, что последняя тенденция – celebrity show (шоу с участием звезд) - подразумевает наличие такого количества звезд, которого в Украине просто нет.

 

Когда найдена идея, мы анализируем рейтинговый потенциал, производственные возможности самого канала и продакшн-партнеров, считаем бюджет, и только после соотнесения всех этих факторов принимается финальное решение о приобретении прав. Дальше следуют переговоры с правообладателем о цене и об условиях.

 

-   Какие условия обычно ставятся перед телеканалами, которые адаптируют эти форматы?

- Обычно, условия, которые ставятся перед телеканалом, связаны с сохранением брэнда программы. Например, условием компании ВВС при покупке формата «Танцы со звездами» были определенные ограничения по спонсорским проявлениям в проекте, что позволяет, по мнению ВВС, сохранить целостное впечатление от проекта, незамутненное беспрерывным присутствием product placement в кадре.

 

Другими условиями могут быть: использование определенного software при адаптации формата; соблюдение правил «библии» формата; согласование любых изменений с правообладателем и др.

 

- А какими правами обладает компания-производитель формата? Получает ли она право контроля за производством, съемкой проекта, подбором декораций, участников?

- Права распределяются между телеканалом и компанией-обладателем прав на формат. За телеканалом обычно остаются права на телепоказ в пределах территории и срока лицензии. Потенциальный доход от интерактива или от продажи готовой версии программы делятся в согласованном процентном соотношении. Все основные правила формата прописаны в «библии», и благодаря покупке формата телеканал получает доступ к этой информации. Продюсер-консультант со стороны компании-правообладателя контролирует производство на определенных этапах, но это не постоянное участие.

 

-  Что дает украинскому телевидению освоение зарубежных форматом?

- В первую очередь, идеи. И технологии.

 

- Большая часть иностранных форматов попадает в украинский эфир после того, как они успешно стартовали в России. Почему наши телеканалы не часто рискуют, а скорей полагаются на российский опыт?

- Это не всегда так. Если говорить о «Танцах со звездами», то мы действительно сделали программу уже после ее появления в России в прошлом году. Честно говоря, тогда мы не могли себе даже представить производство такого уровня в Украине: дорого, безумно технологично, и где брать звезд? … На самом деле, для телеканала «Россия» это тоже было непростым решением: далеко не все в руководстве канала поддерживали проект и верили в его успешность.

 

А вот программа «Самый умный» родилась на «1+1». Она производится параллельно для «1+1» и телеканала СТС в России, но решение первоначально было принято здесь.

 

В прошлом форматы действительно проходили испытание российским рынком: «Форт Буайард», «Кто хочет стать миллионером» и другие, и это логично: объемы российского рынка всегда превышали украинские в  8-10 раз. Сейчас ситуация меняется.

 

-  Каких форматов не хватает украинскому телевидению? Какой формат был бы наиболее желанным для канала «1+1»? Было время, когда самими популярными жанрами проектов были реалити-шоу, ситкомы, интеллектуальные шоу. За какими форматами будущее?

- На украинском телевидении так и не прижились форматы жанра factual entertainment, хотя это направление получило колоссальное развитие в мире.

 

 «Танцы со звездами» сформулировали основное направление развития на ближайшее будущее. Телевидение, по сути, предложило коктейль, полное смешение жанров «reality», «talent show», «entertainment», где герои программы в процессе проживания предложенных обстоятельств занимают активную жизненную позицию, в отличие от предыдущих реалити-форматов, где они были скорее заложниками ситуации. Подобных форматов сейчас немало, в том числе «Танцы на льду», которые мы планируем на следующий год.

 

Возможно, все-таки более активно телеканалы обратят внимание на жанр factual entertainment. Мы его для себя рассматриваем.

 

Игровые шоу, как и реалити, сейчас не очень актуальны. Вообще, скорее преобладает тенденция к variety show и к юмористическим проектам – в локальном исполнении это пока «Кривое зеркало», но мы хотим придумать что-то новое.

 

И еще одно направление – это адаптация зарубежных сериалов, пока это работает как в производстве мыла, так и в других жанрах: драма, ситком.

     

-    Когда украинские каналы начнут производить международные форматы? И какой проект канала «1+1»  мог бы стать международным форматом?

- Для этого должна появиться программа, которая станет не просто рейтинговой, как, например, «Кривое зеркало» или «Шанс», но и предложит что-то новое и актуальное для международного рынка. Пока таких проектов, к сожалению, нет.

 

-         Насколько ценен опыт адаптации международных форматов для производства собственных?

- Опыт адаптации международных форматов является полезным скорее как возможность интеграции в зарубежный телевизионный контекст. А появление собственных форматов – это просто дело времени: телевизионное производство развивается, на рынке появляются профессионалы и интересные проекты. По сути, формат - это успешная программа, идею и технологию которой можно перенести на бумагу и продать.

 

- Как вы считаете, кто в будущем должен заниматься внедрением зарубежных форматов  - продакшны или телеканалы?

-         В будущем производством будут заниматься продакшн-компании, которым телеканал должен формулировать заказ и получать готовый продукт. Это нормальная международная практика, и мы к ней вплотную приблизились.

Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
27363
Теги:
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду