Антон Никитин: На «Интере» не было именно массовых увольнений
Антон Никитин: На «Интере» не было именно массовых увольнений
Главным своим складом в информационное дело «Интера» Антон Никитин считает кадровую политику канала. По мнению менеджера, ему удалось сплотить лучших профессионалов информационного ТВ. Чего это стоило и что удалось воплотить в жизнь команде НИС в 2007-2009 годах, - читайте во второй части интервью бывшего главного редактора «главных новостей страны».
Напомним, темой разговора «Детектор медіа» с Антоном Никитиным стал его новый проект - журнал «Фома в Украине». Также мы задали менеджеру несколько вопросов о его работе на ТВ. С первой частью интервью можно ознакомиться здесь.
- Антон, мы долго ждали этой встречи, и вопросов у нас накопилось много. Начнем с того, была ли ваша работа на «Интере» обусловлена родственными связями с Анной Безлюдной? (Антон Никитин и Анна Безлюдная - двоюродные брат и сестра. - ТК).
- Меня бы выгнали сразу, если бы я был просто родственником и не справлялся со своей работой. Надеюсь, меня не только из-за сестры на «Интере» держали. :)
Могу отметить, что работать с родственниками и комфортно, и сложно. Мы с Анной работаем вместе много лет.
- Не предлагали ли вам остаться в НИС после увольнения Анны Безлюдной?
- Нет, мы же вместе приходили и ушли вместе.
- Как вы оцениваете нынешние новости «Интера»? Что в них радикально изменилось с приходом новой команды?
- Такой вопрос опасный... Не хочется неосторожно сказать что-то обидное для коллег, которые делают большой объем работы.
Есть вещи, которые изменились. Мне жаль того, что несколько рассыпалась команда журналистов. Хотя за счёт этих кадровых перестановок выиграли другие украинские каналы и медиапроекты.
То, что сейчас происходит, мне не совсем корректно анализировать. Я ангажированный эксперт. Скажу, что есть много удачных журналистских находок. Канал смотрят. Это влиятельный информационный ресурс, но у него есть перспективы для развития.
НИС в момент формирования был уникальным проектом в украинском медийном пространстве, поскольку на одной площадке производил новости «Интера» и К1. И во многом это заслуга Анны Безлюдной как телеменеджера. Новости, которые делала одна и та же команда, выглядели абсолютно по-разному... В этот период была задана очень серьезная инерция процесса, система работы новостей, и что-то очень сильно изменить или навредитьи даже попытаться резко значительно улучшить не так просто.
Относительно К1 образца запуска - июня 2005 года - считаю, что это было уникальное явление, которое оказало влияние на всё украинское телевидение. Существовал абсолютно другой подход к новостям, контенту, форматизации продукта, поиску задач, идей. Яркие графические решения, множество авторских проектов. И журналисты задавались очень многими вопросами, на которые искали ответы. Если мы не понимали зачем, то не занимались этим материалом, во времена работы на К1 мы могли позволить себе такую роскошь. Очень творческая была лаборатория. Очень красивый канал.
- Кто сейчас определяет редакционную политику «Интера» в информационном вещании?
- Не знаю. Вероятно, редакция.
- Что дал вам лично опыт работы в ньюсруме «Интера»? Что считаете своим достижением за этот период?
- Это был незаменимый опыт, большое везение и удача в жизни. Сложно найти другой эквивалент в журналистике в качестве такого ценного опыта. И я очень признателен Богу, что у меня появилась такая возможность, и людям, которые дали мне возможность этот шанс реализовать. В свое время я радикально поменял профессию, и работа в НИС стала одним из доказательств, что я это сделал не зря.
Одно из наших достижений совместно с генпродюсером и командой - то, что мы вывели «Интер» в абсолютные лидеры информационного пространства. И это не только цифры рейтингов. Этот источник информации стал котироваться как «номер один», и за ним далеко-далеко никого не было. Летом 2007-го отдельные выпуски «Подробностей» выходили с долей 42%, что сопоставимо с боями Кличко и центральными матчами мирового первенства по футболу.
Мы сформировали очень хорошую и серьезную команду. В коллективе были очень хорошие отношения, многие об этом вспоминают до сих пор. За два года, осень 2008 - осень 2009-го, из команды «Подробностей» не ушёл ни один журналист. Это очень хороший показатель. С учетом привычных «перемещений в кадре». Люди держались не только работы, но и коллектива.
У каждого менеджмента свои подходы и задачи. Я, к примеру, считаю, что коллектив работает эффективно, когда есть общая система ценностей, корпоративная и личностная. Если это всё выстроено в одну понятную иерархию и каждый сотрудник понимает, что ему стоит защищать корпоративные ценности, поскольку при этом он защищает и свои собственные, то он готов работать. В этом и заключается компромисс, когда не диктуют и не говорят, что делать. И в таких условиях человек всегда может найти для себя способ отстаивать свою собственную позицию, находить свой собственный путь к зрителю.
Мы много внимания уделяли подаче новостей. К примеру, сериальности тем. Был очень сильный процесс планирования, а это в новостях одно из главных. Мне импонировал глубокий и целенаправленный взгляд на историю и на самоидентификацию. Такой тонкий ответ на вопрос «кто мы?». Вспоминаю рассказы журналистов об очень похожей реакции жителей села Ображиевка - родины летчика-аса Ивана Кожедуба - и жителей французского Мужена, где похоронен Глава Директории УНР Владимир Винниченко. Односельчане летчика удивленно сказали, что после развала СССР к ним с телекамерой никто не приезжал, не менее удивленные французы сказали, что журналистов из Украины до нас вообще не видели. Мы считали, что об этих людях важно рассказывать, важно искать их могилы. На телевидении должно быть больше таких материалов, которые дают человеку понять, что история - это что-то настоящее, дают эмоции и заставляют по-другому взглянуть на действительность.
Что общего между тем, что я делал на «Интере», и тем, что я пытаюсь делать в журнале «Фома в Украине»? Я стараюсь помогать людям смотреть на себя как на часть пространства и времени, бóльших, чем те, которые ограничиваются нашей жизнью. Есть вещи в прошлом, которые имеют значение до сих пор, которые не зря произошли, и есть будущее, в которое тоже можно вносить свой вклад. Мы понимаем, что жизнь и все наши ценности вроде бы должны закончиться определенной чертой, которую мы не можем преодолеть... На самом деле, это совсем не так, я глубоко в этом убежден. Если человек живет целями, которые опережают его существование на определенный промежуток времени, значит, он живет не зря. В этом и заключается созидательная позиция - не в том, чтобы искать, кто на дорогой или дешевой машине ездит, или составлять собственную градацию того, как правильно или неправильно должны жить другие люди.
- А что считаете своими ошибками в этот период работы?
- Всегда хочется сделать больше. И можно было, наверное, больше внимания уделять работе и реализовать еще больше проектов... Явных ошибок, из-за которых стоит рвать на голове волосы, я не смогу назвать. Наоборот, мне кажется, это был хороший период, когда хорошая дружная команда делала хорошую работу.
- Насколько сильна сейчас цензура на «Интере», на ваш взгляд?
- Мне сложно сказать, я нахожусь вне ситуации. Цензура - это довольно условная вещь. Как и демократия: каждый подразумевает под этими понятиями что-то свое. Как по мне, самая важная цензура - это самоцензура - человеческие моральные принципы, «что можно, а что нельзя», чему мама и папа научили в свое время.
На «Интере», на котором я работал, не было ни одного случая, который заставил бы всё журналистское сообщество встать на дыбы. Отдельные спорные случаи не носят системного характера. Всегда есть вещи, за которыми стоит руководство и собственники канала. Но это корпоративная позиция, называть которую цензурой я бы не стал.
К примеру, мы всегда возражали против вмешательства журналистов в чью-то личную жизнь. Это цензура или нет? Я считаю, что нет. Просто нельзя «переходить черту».
Что касается общественного резонанса, «Интер» нашего периода сложно обвинить в замалчивании важных тем. Вспомнить хотя бы Лозинского, о котором делал сюжет Руслан Ярмолюк. Если бы не было серии сюжетов на «Интере», то весьма вероятно, что никакого громкого судебного дела и приговора не было бы. За освещение грузино-осетинского конфликта 2008 года новости «Интера» были номинированы на премию EMMY. Это единственный случай, когда телекомпания постсоветского пространства была отмечена Телеакадемией.
- Насколько тяжело в период руководства НИС вам работалось меж двух огней: собственниками канала и журналистами?
- Я не был между огнями. Я бы вообще не называл это «огнями»: система ценностей коллектива и руководства телеканала во многом совпадала. Мы очень часто вместе делали одно дело, занимали общую позицию. Если эта субъективная позиция есть и она мотивирована, то я не вижу в этом никакой проблемы, только плюс. При этом важно защищать свою позицию: когда люди говорят на языке фактов, а не эмоций, их совесть чиста. Журналистика всегда субъективна.
Мне кажется, что в спорах мы всегда находили общий язык, и я всегда объяснял, почему считаю, что нужно делать так, а не иначе. Вообще, очень важно общаться с людьми, пытаться им объяснять, если тебе задают вопросы. Не «съезжать», делая вид, что так и нужно, мол, ничего особенного. На ТВ вообще очень силен человеческий фактор. Творческие люди часто непросты в отношениях, с амбициями, завышенными ожиданиями от окружающих и себя. Людей нужно уважать. И руководство, и коллектив.
- На период работы в НИС вы имели репутацию руководителя, который «общался с сотрудниками, во-первых, без матов, а во-вторых - на "Вы"». Как тогда, в 2007-м, вы реагировали на увольнение бывшей команды «Интера» без каких-либо комментариев?
- Я обращался на «Вы» к незнакомым людям, а потом со многими это как-то укреплялось в отношениях. А Юра Сидоренко это распиарил. :)
Были комментарии, но не те, которых многие ожидали. Поэтому проще сказать, что комментариев не было. Это была ситуация не человеческого, а производственного конфликта, из которой канал вышел более сильным, завоевав лидерские позиции. Ломка системы.
То, что произошло на «Интере» с обновлением команды, было реакцией на запрос того времени и тех людей, которые пришли руководить и выполнять поставленную задачу.
- Многие эксперты считают, что начало нынешнему бесцеремонному отношению собственников медиа к журналистам положила как раз история с увольнениями на «Интере». До нее собственники не допускали массовых увольнений журналистов, опасаясь протестов. Даже в 2004 году были прецеденты, когда журналисты публично критиковали людей, контролирующих каналы, - и при этом они оставались там работать... Всё поменялось после истории на «Интере», когда все увидели, что журналисты не способны оказывать серьезного сопротивления и нет корпоративной солидарности... У вас нет сомнений или, возможно, угрызений совести за тогдашние события?
- Я не знаю, что вы имеете в виду, когда говорите о бесцеремонном отношении собственников медиа к журналистам. Поэтому никаких параллелей. Ситуация не имела аналогов ни до, ни после. Поэтому я бы не стал выделять какую-то тенденцию. Всегда тот, кто более активно кричит и защищает свой интерес, перетягивает на себя одеяло внимания. Так за бортом осталось мнение людей, которые работали и до и после нашего прихода.
В новостях большинство ушло самостоятельно, проявив солидарность во мнении, что в новых условиях работать будет сложно. Они привыкли к другой ситуации. Версии, что это были именно массовые увольнения, я не придерживаюсь. Я в данной ситуации занимаю корпоративную позицию как один из представителей руководства, принимавшего эти системные решения. И они были приняты для того, чтобы выполнить задачи, поставленные собственником. И то, что эти задачи были выполнены, доказывает: перемены имели смысл.
- Насколько глубоко Анна Безлюдная, когда она была генеральным продюсером, вникала в работу НИС?
- Своего мнения о том, что для канала-лидера прежде всего важна сильная служба новостей, Анна никогда не скрывала, внимания «Подробностям», особенно на этапе перезапуска, уделяла очень много. И вообще, она вникала во все сферы работы телеканала настолько, насколько у неё хватало времени и сил. Я считаю, что она уникальный телевизионный менеджер. На постсоветском пространстве очень мало людей, умеющих выстраивать телевидение с нуля и организовывать систему, при которой каждый человек понимает свою задачу; когда важен не процесс, а результат. Таких людей - единицы.
Анна Безлюдная как генпродюсер создала ряд знаковых проектов, их успех во многом был определен тем, что хорошо был организован процесс взаимодействия разных подразделений канала, они усиливали друг друга. Как пример, информационная служба подключалась к производству крупных проектов «Интера». Мы готовили сюжеты и документальные фильмы к проекту «Великие украинцы», работали над крупными студийным проектами, такими как «Свобода на «Интере», к примеру. Было много задач. Механизм взаимодействия подразделений работал хорошо.
Вообще, хорошо, когда генеральный продюсер, например, не финансист, а творческий человек. И хорошо, когда он из журналистов, а не из шоу-бизнеса. Когда ключевой пост на телеканале занимает человек, вышедший из новостной журналистики, - это правильно. В силу профессии и опыта он имеет широкий взгляд на жизнь. А это важно, если рассматривать телевидение не просто как развлечение, а как инструмент формирования общественного сознания.
Справка ТК
Антон Никитин родился 17 января 1978 года. Окончил Академию внутренних дел. Непродолжительное время работал участковым, следователем в Шевченковском райуправлении милиции Киева. Преподавал теорию государства и права, юридическую психологию, юридическую социологию, римское и конституционное право в Академии МВД и других вузах. Из органов внутренних дел уволился в 2005 году в звании капитана. Кандидат юридических наук.
В журналистику пришел в конце 2001 года, получив предложение о работе в телеагентстве «Профи ТВ» в качестве редактора. Затем снимал фильмы на политическую тематику, освещал избирательные кампании, был сценаристом.
С 2004-го по 2007-й работал на телеканале К1. Сначала руководителем информационно-аналитического отдела, а затем главным редактором.
С 2007-го по 2009-й возглавлял компанию «Национальные информационные системы», объединившую информационные службы телеканалов «Интер» и К1.
Автор и главный редактор ряда документальных проектов телевизионного агентства «Профи ТВ»: «Война и мир» (телеканал «Интер»), «Молитва за победу», «Перекоп», «Великий русский исход» (российский 5-й канал), «Война против своих», «Сталин против Красной армии» (НТВ) и многих других.
Под руководством Антона Никитина «Профи ТВ» было создано несколько документальных фильмов на религиозную тематику: «Патриарх», посвящённый 65-летию Святейшего Патриарха Кирилла, «Молитва за победу» о русской православной церкви в Великую Отечественную войну, «Буковина под защитой любви» о православной истории Буковины.
Фото Павла Довганя