Валерий Хорошковский: я даю людям право на ошибку
Я собираюсь приобретать дополнительные каналы и запускать нишевые проекты.
Как уже сообщал Ъ, летом прошлого года крупнейший украинский телеканал "Интер" сменил владельца. Главным акционером и главой правления канала стал президент российской компании "Евразхолдинг" Валерий Хорошковский. В течение всего года он крайне мало общался с прессой и то только через пресс-службу канала. Для Ъ было сделано исключение – ВАЛЕРИЙ ХОРОШКОВСКИЙ в интервью МАРИИ Ъ-ХАЛИЗЕВОЙ рассказал о покупке "Интера", произошедших за год изменениях, перспективах канала и своих планах по построению медиаимперии.
– Вы не были замечены в проявлении интереса к массмедиа и вдруг купили крупнейший телеканал страны. Чем объясняется ваш приход на украинский медиарынок?
– Я раньше во многом не был замечен. Но есть понимание проекта, его доходности и возможности увеличить капитализацию. Оценив это, я не отказался от предложения, которое мне было сделано. Изначально переговоры велись с опосредованным собственником – продавались компании, которые владели каналом. В итоге структура владения "Интера" не изменилась: 71% акций принадлежит Украинской ассоциации экономического сотрудничества "Деловой мир" и ООО "Пегас телевидение".
– Инициатива о продаже канала исходила от Игоря Плужникова (бывший владелец телеканала "Интер", скончался летом 2005 года – Ъ?
– Сложно сказать, чья была инициатива. Изначально речь шла не столько о продаже за деньги. Сделка подразумевала комплексное решение проблемы канала, чья принадлежность к определенной политической силе была очевидна. Изменение внешних обстоятельств – смена власти в стране – побуждало собственника к активным действиям. Переговоры велись около двух месяцев. К сожалению, они были омрачены смертью Игоря. Сделка предусматривала ряд дополнительных условий, которые были выполнены. Говорить о них не буду: это те сведения, которые я называю коммерческой тайной. К ним относится и сумма сделки. Я вообще не понимаю, почему до сих пор не утихают разговоры о стоимости "Интера".(Окончание на стр. 5)
– Для рынка важно знать, сколько стоит главный канал страны. – Стоит он дорого. В отношении стоимости компаний показательны результаты выхода на NASDAQ российской компании "СТС Меdia". Видны как недооцененность, так и потенциал роста стоимости активов.
– Ну, положим, стартовала "СТС Меdia" не очень хорошо. – Я бы так не сказал. Просто они попали под общее падение рынка. Тем не менее компания сразу получила капитализацию приблизительно $2,1 млрд. Но уже в течение первой недели стоимость акции выросла на 24%. То есть сегодня капитализация "СТС Media" составляет более 2,5 миллиарда долларов при EBITDA 104 миллиона долларов. Глядя на эти показатели, можно примерно оценить стоимость таких каналов, как "Интер" или "1+1".
– Можно сказать, что владельцем 71 процента акций канала "Интер" являетесь вы лично?
– Владельцем 71 процента акций являются вышеназванные компании. Они, в свою очередь, принадлежат нескольким другим компаниям.
– Есть ли среди них российский "Евразхолдинг"?
– "Евразхолдинг" – публичная компания. И если бы она купила "Интер", это было бы отражено в ее отчетности. Можно говорить о том, что канал хотели купить собственники "Евразхолдинга". Могу сказать, что сначала это действительно была наша общая идея, но впоследствии российские партнеры отказались от участия в проекте. В отличие от меня, для них Украина не является до конца понятной страной. Я же знаю всех основных игроков на украинском рынке.
– Вокруг "Интера" существует большое количество компаний-партнеров. Можно подробнее рассказать об их отношениях с каналом?
– Таких компаний более семидесяти – аффилированных и неаффилированных. Мы разбили эти компании на тематические блоки, чтобы четко видеть баланс подразделения и эффективность его работы. Этим занимается финансовая дирекция. В процессе подготовки к выходу на IPO структура компании будет опубликована.
– О выходе на IPO вы говорили сразу после назначения на пост. Что сделано за год в этом направлении?
– За этот год были устранены все аппендиксы. Возможно, мы не стали более прозрачными для общественности, но внутри компании многое прояснилось. Сегодня я с уверенностью могу сказать, что по окончании года буду абсолютно спокоен. Следующий шаг – уже в этом году провести международный аудит. Сейчас подходит к концу тендер на выбор аудитора, о результатах которого мы сообщим.
– По информации источников Ъ, "Интер" собирается сменить сейлз-хаус "Интер-реклама" на "Приоритет". Рассматривается ли такой переход?
– Я заинтересован в самой эффективной модели. "Интер-реклама" – один из крупнейших игроков на рынке, и для того, чтобы его менять, нужны основания. На сегодняшний день у меня их нет. Что касается "Видео Интернешнл" – если мы и будем работать, то именно с ним, а не с "Приоритетом" – то он должен предложить конкурентные условия, гарантированные в периоде. При прочих равных условиях "Интер-реклама" все равно будет для меня номером один.
– В какой мере вы участвуете в оперативном управлении каналом?
– Я не являюсь профессионалом в телевидении – это очевидно. Но мне помогает банковский опыт, который учит смотреть на все глазами клиента. Об этом я прошу своих менеджеров. Это единственный возможный путь к победе в конкурентной борьбе. Кроме того, я не могу участвовать в оперативном управлении каналом, составлении программы передач или закупках продукта хотя бы потому, что сам телевизор практически не смотрю.
– В последний год основные показатели "Интера" снижаются. Как вы объясняете падение рейтингов?
– Сейчас падение показателей наблюдается у всех крупных телеканалов и телевидения вообще. Это обусловлено как сезонными факторами, так и развитием рынка, появлением новых каналов, новых технологий и мультимедийных услуг. Но самое сильное влияние на рейтинги оказывает продукт, а мы до сих пор показывали то, что было заготовлено еще прошлой командой. Первые результаты деятельности нового менеджмента станут видны только осенью. Я даю людям шанс и предоставляю право на ошибку. Даже готов оплатить эту ошибку. Иначе не будет движения вперед.
– Вы долго искали генерального продюсера для "Интера". Как проходило назначение Леонида Мазора?
– Поиск кандидатов был ограничен четырьмя каналами – "Интер", "1+1", "Россия" и "Первый канал". Мне повезло, что удалось договориться с Александром Акоповым, который взял на себя начальный отбор кандидатов. Леонид Мазор был назначен по его рекомендации и, соответственно, я рассматриваю их в паре.
– Какими критериями вы руководствовались, назначая Сергея Старицкого на пост генерального директора канала?
– Для меня было важным, чтобы человек был бизнесменом и имел опыт работы в медиа. Бизнесмен – это состоявшаяся субстанция, его нельзя воспитать. Кандидатура Сергея Старицкого максимально удовлетворяла мои требования.
– Господин Мазор в интервью Ъ говорил о серьезных переменах, которые произойдут на канале осенью. Можно подробнее узнать о ваших ближайших планах?
– Здесь я скрывать ничего не буду. Я собираюсь приобретать дополнительные каналы и запускать нишевые проекты. На сегодняшний день у нас есть кабельные каналы Enter-film и Enter-music – это один путь развития "Интера". Другой путь – эфирные каналы. В этом направлении рынок открыт. Меня интересуют несколько уже существующих небольших эфирных каналов. Конкретизировать пока не буду: переговоры ведутся, но договоренностей еще нет.
– Сколько вы готовы за них заплатить?
– Переплачивать не буду, но готов заплатить справедливую рыночную цену. У маленьких каналов срок для самоопределения очень короток. Они будут в цене еще два-три года, а после начнут резко дешеветь. Инвестиционная активность иссякает, и даже людям, имеющим финансы и возможности, очень тяжело развить новые проекты, отбирать аудиторию у лидеров рынка. В конце концов, на рынке останутся четыре-пять крупных каналов. Кооперация – это единственный путь развития для малых каналов. Они должны занимать свою нишу в мощной структуре. Тогда все будет на уровне – и продукт высоко качества, и низкие затраты на производство.
– Какого рода нишевые проекты вы планируете запустить?
– Для того чтобы подтянуть коммерческую аудиторию, необходимо иметь развлекательный канал. Очень интересны новостные и спортивные каналы. Правда, опыт показывает, что последние не окупаются за счет рекламы, поэтому должны быть платными. Также мы смотрим в будущее – на развитие цифрового телевидения. Хотя не думаю, что в ближайшее время в этом направлении будет серьезный прогресс.
– Но есть дата, когда наше телевидение должно перейти на "цифру",– 2015 год.
– Это ничего не значит. Дата окончания приватизации переносилась много раз. Если государство и дальше будет относиться к переходу на цифровое вещание так, как сейчас, то к назначенному сроку не успеет.
– На рынке снова заговорили о том, что в ближайшее время вы продадите "Интер". Есть ли основания для таких заявлений?
– "Интер" все покупают. Только я его не продаю. Время от времени до меня пытаются донести разговоры вроде "а если силовое давление будут оказывать...". Я воевать не люблю, но в этом случае пули будут лететь в обе стороны. Кроме того, у многих вызывает непонимание мое стремление максимально отодвинуть канал от политики.
– Часто ли предлагают политическую поддержку в обмен на лояльность канала?
– Знаете, у меня есть личная история. Поэтому ко мне с такими предложениями не обращаются.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
"Коммерсант-Украина"
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ