Андреа Чистернино: С тех пор как я в Киеве, фэшн-съёмками заниматься некогда
Андреа Чистернино: С тех пор как я в Киеве, фэшн-съёмками заниматься некогда
Андреа Чистернино (Andrea Cisternino) знают многие собаки в Киеве, если они страдали от голода и преследователей бездомных животных. Два с половиной года пребывания в Украине фотограф занят преимущественно съёмками на эту тему.
В последнее время забот у Андреа прибавилось. Украина как только не ужасала мировую общественность, особо усердствуя в преследовании лидеров оппозиции и животных. Сообщений о жестоком уничтожении собак и кошек всё больше с приближением Евро-2012.
В итоге Андреа Чистернино не приобрёл известность фэшн-фотографа в Украине, как этого можно было бы ожидать изначально, зато стал делегатом авторитетной международной зоозащитной организации OIPA при ООН. Чтобы добиться обсуждения проблемы украинских бездомных животных на уровне Европарламента, фотографу хватило страницы в Facebook и гражданской позиции.
По его словам, гонораров за фото- и видеосъёмки животных он не получает. Снимки предоставляет зарубежной прессе, интернет-СМИ и телеканалам. Часть из них публикует на своей странице в Facebook, которую Андреа ведёт на итальянском языке. Её название в переводится как «Я не могу говорить... ты - это мой голос (в поддержку животных)».
По линии профессии у фотографа много единомышленников в Украине. Многие журналисты активно включились в дело защиты животных. Именно по иску журналистки Ярославы Кобы было возбуждено дело против маньяка Ведулы. Однако государство и общество в целом упорно остаются «по ту сторону»...
Как фэшн-фотографы становятся репортёрами общественно важных тем, «Детектор медіа» обсудила с Андреа Чистернино и его супругой, киевлянкой Владой. Помимо перевода, она помогает фотографу во всех проектах и ночных поездках на места инцидентов.
Дневники криминалиста
- Андреа, что привело вас в Украину и на какой фотографии вы специализируетесь?
- Привела любовь. Моя супруга Влада, с которой мы несколько лет назад познакомились в Италии, отказалась уезжать из Украины. Я же был не против получить новый опыт в незнакомой для себя стране. К счастью, работа фотографа не имеет границ.
Два с половиной года назад, когда я переехал в Киев, планировал продолжить здесь дело своей жизни - модную и креативную фотографию. Но это занятие пришлось отложить. Как активист организаций по защите прав животных, я обратил внимание на ужасающую ситуацию с бездомными собаками и котами в Украине. И начал заниматься именно этими съёмками.
- Кто вы в этой ипостаси - документалист, который дышит воздухом своих героев; репортёр, готовый уделить съёмке час времени?
- Моя цель - задокументировать факты издевательства или убийства животных. Эти снимки - артефакты, которые могут фигурировать, скажем, в материалах криминального дела.
По жанру это репортажная съёмка. Здесь, конечно, я уже не руковожу процессом, как в варианте студийной работы. В моём распоряжении - мгновение, которое становится свидетельством совершённого преступления. Как правило, на технику съёмки не обращаем внимания. Главное - само фото и видео, которое сопровождается комментариями о произошедшем.
Ещё год назад я не представлял себе, что творится с животными в Украине. А сейчас это занимает большую часть времени. Среди ночи, бывает, звонят и сообщают, что есть тема для материала, и мы с Владой выезжаем. Цель - чтобы голоса волонтёров, которые поддерживают животных на улицах, в парках и скверах, были услышаны.
В этом деле я объединил свою любовь к фотографии со своей любовью к животным. И не вижу проблемы в универсальности: фотограф должен снимать всё. Ведь суть не в специализации, а в том, что он оставит после себя. Мне известны случаи, когда фотографы начинали как репортажники, а потом становились известными в фэшн-индустрии. Даже интереснее, когда культура одной сферы что-то привносит в другую среду: к примеру, репортажная сцена с улицы может быть оригинально воспроизведена в студии во время фэшн-съёмки. Главное - фотограф должен быть наблюдателем. В этом смысле его можно сравнить с художником, который переносит свои мысли и впечатления на полотно.
- Что потом происходит с фотографиями? Все ли они публикуются на вашей странице в Facebook?
- У этой странице уже более 44 тысяч фанов. Я открыл её с целью обсуждения проблем животных - в глобальном масштабе. Сейчас она, в основном, посвящена Украине и здесь я публикую часть фотографий и видео. Любой канал или газета могут воспользоваться этими материалами бесплатно.
Часть материалов предоставляю зарубежным журналистам: моя личная тема сейчас выросла в крупную кампанию, к которой подключилось пресса и ТВ. Тема бездомных животных в Украине широко обсуждается на итальянском телевидении. О ней говорят в эфире национальных телеканалов - Rai Uno, Rai Due, Rai Tre. Также недавно в Киев приезжали тележурналисты 5-го итальянского канала Mediaset - это телеканал Берлускони. И они задокументировали факты убийств и жестокости. Также об этом пишут издания, в частности, Corriere della Sera. Интервью на эту тему давал журналистам из Мельбурна. Недавно обещало приехать немецкое ТВ.
Хотел бы подчеркнуть, что Украина мне очень нравится, и я никогда не говорю ни о стране, ни о самой власти плохо. И когда на моей страничке пытаются атаковать украинцев, я первый, кто их защищаю. Я просто устал видеть отравленных, отстрелянных, убитых животных. Это ненормально - спешить им на помощь среди ночи. У нас бывали случаи, когда мы не успевали доехать до клиники с животным, оно умирало у нас на руках. Были случаи, когда на волонтёров нападали, били, стреляли. Это должно закончиться.
Сила фотографии
- Вы издали книгу о жизни на улице, в которой сравнили бездомных людей и животных. Продолжили эту тему в персональных выставках?
- Нет, этот проект изначально родился с целью помогать украинским волонтёрам, которые спасают животных на улицах. Я издал книгу в украинском издательстве «Феникс» на собственные средства, она продаётся в Италии.
В неё вошли съёмки, которыми я занимался в течение двух лет в Украине. Я попытался сопоставить тему бродяжничества людей и животных. Жизни из серии А и серии В для меня не существует - есть просто жизнь, и точка.
- Как повлияли на эту жизнь мероприятия Украины по подготовке к Евро-2012?
- Проблема бездомных животных очень давняя, ей 100 лет. Раньше этот вопрос практически не решался, и сейчас украинская власть столкнулась с проблемой большого количество бездомных животных. Когда Украине выпала честь принимать Евро, УЕФА сделала заявление касательно того, что в городах, где будет проходить Евро, не должно быть бездомных животных. Возможно, непреднамеренно они подстегнули украинскую власть к решению этой проблемы таким образом. И мяч Евро-2012 запятнан кровью невинных животных, которые не имеют отношения к футболу.
Мне кажется, если кто-то просит государство решить проблему в ситуации, когда у страны существуют объективные трудности в этом отношении, необходимо предоставить помощь, чтобы проблема была решена нормально, цивилизованно. В случае с Украиной, к сожалению, были использованы ужасные методы «работы» с животными: убийства, отравления, сжигание животных в крематориях. И хотя в ноябре прошлого года министр Минприроды Николай Злочевский совместно с УЕФА сделали заявления, что убийства животных в Украине прекращены, это не соответствовало действительности. Начиная с 2010 года и до сих пор практически ежедневно я документировал отравления, убийства, расстрелы животных огнестрельным оружием, захоронения в могильниках. То есть ничего не закончилось, а всё ещё продолжалось, причём со страшной нарастающей силой.
Затем господин Злочевский заявил, что все причастные к убийству и издевательствам над животными будут преследоваться по закону. Но кроме одного Алексея Ведулы, который сейчас проходит процесс, больше никто не был пойман. Я хотел бы, чтобы украинская власть перевернула эту страницу ужасных убийств и действительно показала всему миру, что она способна эту проблему решить. Но решить не такими методами.
Кстати, как показывает опыт Европы, в исправлении ситуации с бездомными животными ничего сверхъестественного не требуется.
- Кто предложил вам стать делегатом организации по защите животных OIPA, признанной в ООН?
- Сами представители OIPA, которые заинтересовались моей деятельностью в Украине. Также я получил поддержку итальянского правительства. И при помощи посла Италии в Украине мы просим встречу у Министра экологии, господина Николая Злочевского, на которую планируем привести волонтёров, чтобы наконец-то министр услышал людей и пообщался с теми, кто знает, как эту проблему можно решить. Потому что на сегодняшний день в Украине, к сожалению, власть с народом не разговаривает. Это очень страшно. К примеру, в Италии даже частные приюты содержатся муниципалитетами городов и получают государственное финансирование.
Недавно мне поступило предложение от депутата Европарламента Андреа Занони принять участие в конференции «Евро-2012: футбольный мяч - убийца». Её тема - проблема бездомных животных в Украине. Наряду с Украиной будет обсуждаться проблема бездомных животных в Румынии. В этих странах, наряду с Азербайджаном, где идёт подготовка к «Евровидению-2012», самая ужасающая ситуация с защитой животных. Конференция пройдёт в пяти крупных городах - Местре, Удине, Тренто, Болонье и Милане. На этой конференции я буду представлять и свою книгу. Ей будет посвящена отдельная секция.
- Насколько влиятельны организации по защите животных в Италии?
- Они имеют большой вес. Очень часто представители зоозащитных организаций представлены в политике. Когда идёт политическая борьба, к их мнению всегда прислушиваются. И очень жаль, что в Украине не существует организации, которая бы объединяла всех волонтёров или защитников животных. Каждый сам по себе, каждый представляет сам себя. И лично для меня этот факт является очень негативным. В итоге решать проблемные вопросы в Украине почему-то приезжают представители крупных зарубежных организаций. Было бы очень здорово, если бы здесь и организации по защите прав животных, и волонтёры объединились в общем союзе и могли заявлять о своих проблемах эффективнее.
- Известно ли вам о случаях жестоких мер по отношению к бездомным животным в Польше, где тоже готовятся к проведению Евро-2012?
- В Польше начали стерилизовать животных. В интернете о вопиющих фактах жестокого обращения не слышно. Наверняка что-то происходит, но не в таких масштабах, как в Украине.
Кстати, хотел бы опровергнуть информацию некоторых украинских СМИ, которые пишут, что в европейских приютах животным, для которых не нашлись хозяева, делают укол эвтаназии. Это абсолютно не соответствует действительности. По крайней мере, в Италии таким не занимаются: там собаки и коты обитают в приютах до самой своей смерти.
- Финансирует ли кто-либо вашу деятельность по защите прав животных?
- Нет. Чаще оплачиваю я - лечение некоторых собак, поддерживаю волонтёров. Я занимаюсь этим ввиду собственных моральных убеждений. Хотя решать эту проблему должен и не я - итальянец, фэшн-фотограф.:) Но так уж получилось.
Часть средств получаю от продаж книги в Италии. Также помогают сбережения и вклад в общее дело Влады. Она частный предприниматель, занимается недвижимостью.
Сейчас запускаю фотостудию, которая, как предполагаю, будет приносить доход.
Кадры жизни: уроки Грациано Виллы
- Расскажите, пожалуйста, подробнее об особенностях проекта.
- Моя техника работы и фэшн-школа очень отличается от того, как работают фотографы в Украине. Абсолютно другой мир.
Студии, которые мне довелось видеть в Киеве, были маленькими, с очень низкими потолками и для моего стиля работы не подходили.
Свое помещение мы обустроили на основе моих личных требований: очень высокие потолки, пространство для маневренности - многие фотографы снимают моделей в прыжках или в беге.
В студии Андреа Чистернино предусмотрены гримёрные. Чёрный и белый залы оборудованы телефонами
Влада помогает фотографу во всех его начинаниях
Я не приверженец того, чтобы фотографировать модель в прыжке, а потом строить у неё над головой пространство. Фотография должна быть идеальной изначально, а фотошоп нужен для того, чтобы убрать мелкие детали на лице или теле модели. И я так считаю не только как фотограф, который начинал работать на плёнке и до сих пор её любит: во всём мире профи не злоупотребляют фотошопом, они полагаются на талант.
- Что вам известно об украинской фотографии, какие имена?
- Пожалуй, очень мало. Поскольку работал, в основном, для Италии, не слишком знаком с вашими профессионалами. Из них могу назвать разве Игоря Гайдая, с которым удалось познакомиться лично.
- Как становятся фотографами в Италии? Как вы стали фотографом?
- Моя работа в области фотографии началась с увлечения съёмками и мечтой о карьере креативного фотографа - мода, реклама, всё что угодно, только не свадьбы.
Вскоре мне представился шанс стать ассистентом известного фотографа Грациано Виллы. Мой кузен, который работал охранником его дома в Милане, рассказал, что у Виллы как раз уволился ассистент: влюбился в одну из моделей и уехал вместе с ней.
Во время нашей первой встречи Грациано Вилла произвёл на меня впечатление, прежде всего, монументальным телосложением. Аксессуары одежды в морском стиле лишь придавали его образу суровости. Помню, я крепко задумался: «Ну, если все фотографы такие, то у меня, пожалуй, шансов в этой профессии немного». :) Но проблема была в другом: когда Вилла начал задавать вопросы по технике фотографии, он обнаружил мою полную неосведомлённость в этих вопросах. Так что встреча закончилась тем, что он посоветовал прочесть пару книжек о технике и теории фотографии. Я их нашёл и начал вникать в тонкости работы со светом и другие вещи.
Вскоре кузен напомнил Вилле обо мне и рассказал, что я отнёсся к его рекомендациям серьёзно. И вот, воодушевлённый, я пришёл на вторую встречу с Грациано, которую он назначил в своей гигантской студии. «Видишь, сколько здесь места для уборки? Плюс ещё туалеты», - начал он с совершенно неожиданного для меня предложения. Я, конечно, ответил, что не уборщиком пришёл наниматься. На что Вилла сказал: «Смотри сам. Я тебе предложил работу».
В итоге я убирал студию и присматривался к работе профи. Как-то во время разговора он отметил, что сам я начну снимать года через два. Но я не ждал особенного приглашения: просто брал Polaroid и пытался повторить за ним, что мог запомнить. А затем всё это, конечно, летело в мусорную корзину.
Со времени нашего сотрудничества прошло где-то семь месяцев. Однажды Грациано говорит: «Сделай мне фотографию для Сapital». Я отказывался, но он настаивал, даже если я буду работать 5 часов. С этого момента я и начал снимать понемногу. Доходило до того, что я замещал его в работе, а он просто подписывал снимки моим именем - это была часть игры.
То был потрясающе познавательный период моей жизни. Грациано Вилла занимался предметной фотографией и сдавал свои студии в аренду фэшн-фотографам. Среди них были Марио Нодари (Италия), Эдуард Родзо (США), Франсуа Лами (Франция), Ройтер (Голландия), Эрреман Барт (Бельгия). Поскольку в работе я отличался чёткостью и пунктуальностью, они охотно приглашали меня в качестве ассистента в командировки в другие страны. Какой-то период я совмещал работу в студии Виллы с сотрудничеством с журналом: вечером после рабочего дня перекусывал, ночью снимал, а утром отдавал плёнки на проявку и отвозил снимки в редакцию.
Затем я в течение восьми лет работал с Марио Нодари (Mario Nodari), мы полмира объездили, занимаясь модной фотографией.
В итоге начал самостоятельную работу. Не могу сказать, что уже достиг вершин в карьере, но получил колоссальный опыт. Работал с такими моделями, как Хелена Кристенсен и Стефани Сеймур, с итальянскими телеактрисами. Вёл съёмки чемпионата «Формула-1». Долго занимался рекламной фотографией, в частности, для торговой марки Swatch. Мои фотографии публиковались в итальянских журналах Rakam, Gente e viaggi, Capital, Capital International, GFT, а также в издательстве Edizioni Idea Donna, выпускающем 8 журналов.
Думал, что в Украине буду работать фэшн-фотографом, но пока занимаюсь, в основном, спасением животных. :)
Правда, все-таки нахожу немного свободного времени для работы над своей новой фотокнигой, которая будет посвящена моде.
Из портфолио Андреа Чистернино:
Фото Павла Довганя, а также предоставлены Андреа Чистернино