Симоне Бауманн: «Кроме денег, я не увидела других ценностей»
Симоне Бауманн: «Кроме денег, я не увидела других ценностей»
Симоне Бауманн - президент известного продюсерского агенства "Левизион", которое занимается производством документальных фильмов на европейский рынок. Одна из специализаций агентства - Восточная Европа. Но более всего этой структуре любопытна Россия. В Украине госпожа Симоне бывает не часто. Тем не менее, она охотно приняла приглашение проекта "Гайд парк" и участвовала в круглом столе "Журналистика и власть".
После того, как госпожа Симоне вычитала свое интервью, мы поинтересовались, не получилось ли оно жестким. "Нет - в самый раз!", - улыбнулась госпожа Бауманн.
- Госпожа Симоне, поделитесь своими впечатлениями от общения с украинскими журналистами.
- Что меня удивило - так это то, что все как будто согласны с тем, что журналисты или СМИ в Украине зависят каким-то образом от власти и политиков, как будто это дано Богом… Речь идет часто и о том, кто кому что платит, за какие идеи или статьи. И меня это удивило, что вот эта зависимость не ставится под вопрос. Плюс многие считают, что независимая журналистика - это какой-то миф, что ли. Мне показалось, что украинские журналисты сильно в это не верят, как будто бы нет выхода из этого положения зависимости... Мало говорится о том, как реально что-то изменить, поставить всю структуру СМИ на другие основы, на экономические, чтобы они не были так прямо зависимы. Мало обсуждаются вопросы законодательства, экономики...
- И как вы думаете, с чем это связано?
- Это, по-моему, связано с тем, что Украина - это все-таки переходная экономика, переходное общество к рыночной экономике. Украинцы понимают деньги в очень прямом смысле, как будто бы первоначальное накопление только закончилось, со всеми варварскими последствиями... И пока еще живут по принципу: кто платит, тот заказывает… Я не увидела у украинских журналистов, кроме денег, других ценностей.
- Вы приехали ознакомиться с предвыборной ситуацией в Украине. Как, по-вашему, ее освещают украинские СМИ?
- Мне кажется, гражданам очень трудно отличить все эти партии друг от друга. СМИ не показывают никаких программ, весь фокус только на лидеров, и больше ничего. Когда мы ехали на такси, то я спросила у таксиста: "зеленые" - это какая партия? А он: это все одно и то же, это ерунда. Но он был за Януковича, он сказал, что только его можно выбирать. Хотя, в принципе, он тоже думал, что очень сложно понять, за что все в Украине борются и против чего. Если это непонятно людям здесь, то что говорить о Западе? Там вообще не знают, что думать.
- Почему так происходит, по вашему мнению?
- Мне кажется, что пока газеты, журналы - слишком дешевая вещь в Украине. Не только в киоске, но и в производстве, и так далее. Значит, отдельные богатые люди могут себе позволить, несмотря на тираж, свое мнение публиковать, делать попытки менять мнение общественное и т.д. У нас же капитализм работает, а, значит, газеты - дорогие вещи, и они должны быть успешны в продаже. В Германии единственное, что интересует собственников СМИ - это тираж. Поэтому редакторы, главный редактор независимо могут работать. Если читатели не уверены, что газета действительно независима, они ее покупать ни в коем случае не будут. У нас раньше в Западной Германии, 30 лет назад, были какие-то партийные газеты социал-демократов и т.д. Все исчезли, потому что никто их не покупал. Есть еще один момент. У нас работают сильные очень профсоюзы, сильные журналистские союзы, которые не позволят просто уволить людей. Это у нас очень трудно: уволить из редакции.
- Но у вас ведь тоже есть газеты, которые ближе к одной или другой партии во время избирательной кампании?
- Да, такое есть. Есть такие - более левые и более консервативные. У них концепция такая, но они привязаны больше к идее, чем к какой-то личности или партии. У нас в газетах больше новостей, а у вас на первом месте комментарии. У нас очень много просто информации, а у вас - мнения. У нас больше возможностей узнать мнения "за" и "против". Никто тебе не указывает, как надо думать. И еще у нас много длинных статей по важным проблемам... Если газета десятилетиями, а то и столетиями была ориентирована на читателя, то даже если автор имеет свое мнение, он будет уважительно говорить с читателем. А если журналист с читателем уважительно говорить не умеет - тогда для него есть только начальник.
- На телевидении начальников еще больше…
- Это видно. У нас интервью - это короткий вопрос, длинный ответ. А в Украине наоборот. Длинный-длинный вопрос. И это на самом деле не вопрос, а журналист высказывает свое мнение. У нас это невозможно просто. Наш журнал "Шпигель" - главный политический журнал в Германии, и там можно прочесть обо всех - о самых консервативных и самых левых тоже. Там не найдешь какие-то мнения о том, что это правильно, а это - неправильно. Журналисты просто пишут, что политические партии, лидеры говорят, как они ведут политику… Кроме того, они независимы, потому что это акционерное общество журналистов. У них в руках большинство акций, и поэтому они сами решают, как развивать издание…
Тираж медиа в Германии сильно зависит от того, выглядит ли все независимо и все ли факты описаны точно. Они очень корректны. И еще они действительно все вопросы стараются осветить, ничего не исключают. Даже такие вопросы сложные, как собственность, скажем - просто пишут без комментариев: вот тот владеет тем-то, тот - тем-то…
- То есть, олигархи у вас "под колпаком" медиа?
- Нашим олигархам не надо вмешиваться в политику. Для них самое важное - стабильность. У вас, чтобы олигархам защищать себя, надо как-то играть в политику. Сколько уже в России "уволили" олигархов… Такие вещи у нас исключены. Законы железные и никаких "увольнений". Конституция, наш основной закон, защищает такие основные ценности и права. Поэтому неважно, кто у нас канцлер. Наши богатые не занимаются политикой, чтобы защищать себя или стать в будущем олигархом. Они занимаются политикой, чтобы повысить свои прибыли.
- Наши, в принципе, тоже. В чем все-таки разница?
- Ваши еще боятся смен правительств. Ведь они стали олигархами потому, что дружили с какими-то конкретными чиновниками, политическими деятелями и т.д. Наши концерны ничего общего с государством не имеют - значит, они от него независимы. Они просто хотят, чтобы прибыли были больше. Все. А на другой стороне - профсоюзы, которые хотят, чтобы люди получили зарплаты больше, чтобы у них были больше отпуска... Есть разные союзы журналистов, художников - все хотят, чтобы их условия жизни были лучше. Они все стараются иметь какое-то влияние в политике. Поэтому наш олигарх понимает, что да, он участник политики, он влияет на политику, но есть вокруг и еще много других, способных тоже влиять… Ваши же считают, что кроме них - вообще никого нет. Это, кстати, видно и из освещения избирательной кампании вашими медиа...