Александр Брыкайло: «Особенный украинский зритель – это, в математическом плане, миф…»

27 Листопада 2003
2979
27 Листопада 2003
16:01

Александр Брыкайло: «Особенный украинский зритель – это, в математическом плане, миф…»

2979
Директор студии "Пилот" считает, что ситуация для производства новых форматов на украинском телевидении не самая благоприятная „Детектор медіа” продолжает обсуждать проблему обновления форматного ассортимента отечественного ТВ.
Александр Брыкайло: «Особенный украинский зритель – это, в математическом плане, миф…»
Напомним, что в рамках специальной экспертной акции, посвященной специфике внедрения лицензионных форматов, наши читатели уже могли ознакомиться с разными точками зрения на целый комплекс проблем, сопровождающих этот процесс, в наших публикациях «Мы строили-строили и, наконец, построили… - то, что никому не нужно» 11.11.2003, «Творческий ресурс нашего ТВ более исчерпаем, чем финансовый» 18.11.2003, «…А умище-то куда девать?» 19.11.2003.



Сегодняшний собеседник «Детектор медіа» – директор студии «Пилот» Александр Брыкайло – уверен: судить о востребованности того или иного телевизионного формата можно лишь после того, как он вышел в эфир и прошел апробацию на нашем зрителе. Но вопрос состоит не столько в том, чтобы купить формат, сколько в том, чтобы потом продать готовый продукт телеканалу. А поскольку наши телеканалы предпочитают покупать обкатанный на зрителе формат, а не кота в мешке, то ситуация для производства новых форматов на украинском телевидении не самая благоприятная.



– Александр, скажите, а есть форматы, которые достаточно успешны на своей исторической родине и в то же время оказались провальными в других странах?



– «Провальными» – это слишком сильное слово, я бы сказал – не столь успешными. Например, проект «Последний герой» Россия уже закрыла, а в Америке это риелити-шоу идет много лет подряд и, вероятно, будет еще много лет идти. Если говорить о местной специфике, то есть еще и так называемый феномен локального продукта.

Если взять английский или американский вариант телеигры «Who wants to be a millionaire?», и даже российский «О, счастливчик!» и показывать его здесь один к одному, то «перевоплощенный» местный вариант, даже если его воплощение будет уровнем ниже, все равно будет иметь больший успех, чем самый лучший заимствованный продукт. Оказывается, зрителя гораздо больше интересует, как ведут себя «родные» ведущие и реагируют «родные» соотечественники, ему нравятся «родные» шутки и актуальные в этой части земной поверхности проблемы, которые так или иначе – хоть в вопросах викторины, хоть в ремарках – звучат в программе. Это, скорее, к вопросу о том, зачем вообще нужно покупать именно форматы, а не готовые телепродукты.

Например, история с программой «3х4: домашнее видео». Когда мы только запускали этот формат, то давали в эфире параллельно две программы в неделю: субботнюю – на купленном материале, воскресную – на украинском. Поскольку украинская программа имела гораздо больший успех, то вскоре мы отказались от покупки западного материала. Вполне возможно, что сейчас мы вернемся к прежней практике – чтобы освежить формат.



– Какими критериями вы руководствуетесь, покупая форматы?



– Все-таки, несмотря на то, что я сказал по поводу феномена локального продукта, покупка формата – всегда риск. Очень много факторов необходимо сопоставить прежде, чем решиться на покупку. Успешные форматы стоят дорого, а вкладывать деньги в те форматы, которые еще не умели успеха, – рискованно. Я считаю, что скоро все успешные западные форматы буду куплены отечественным телевидением. Многие из них уже здесь, а что касается остальных… Дело в том, что наш рекламный рынок пока не в состоянии поддерживать особо дорогостоящие телевизионные жанры. Все упирается в стоимость рекламной минуты. Например, формат «BigBrother» голландской студии Endemol пока никто в Украине не потянул. Потому что цена только консультаций по внедрению формата для нашей страны составляет 3 миллиона долларов.

На нашем рекламном рынке нет таких денег, которые могли бы не только покрыть затраты на производство программы, но и дать каналу возможность заработать. Так что пока мы довольствуемся тем, что подешевле. Например, сейчас студия «Пилот» работает тоже с Endemol’овским форматом «За деньги» (оригинальное название «The Money») – дешево и сердито: никаких декораций, никакой студии… – «Дешево и сердито» – я так понимаю, ключевые слова при покупке форматов для наших продакшн-студий…



– И да, и нет… С одной стороны, я не очень хорошо знаю, что готовят другие студии и каналы. Вполне возможно, что кто-то из коллег уже запускает что-то большое и серьезное. Ведь телевизионная ситуация довольно динамична, поэтому любой диагноз нашему ТВ – не окончателен.

Но пока ситуация была такова: если канал хотел запускать более-менее дорогостоящий формат, это делалось в копродакшне с Россией. Программу «Последний герой» не в состоянии потянуть ни один украинский канал, потому что таких денег просто физически нет на украинском рекламном рынке. Речь идет, безусловно, о деньгах не на покупку формата, а на покупку формата и производство программы.

– Что рациональней на сегодняшний день – вкладывать деньги в покупку готовых форматов или в развитие собственных идей?



– Мне бы очень хотелось, чтобы мы занимались развитием собственных форматов. Но – есть несколько «НО»: если кто-то из наших продюсеров или режиссеров предложит оригинальную идею, нет гарантии, что канал захочет платить деньги за неапробированный телепродукт. Поймите, самостоятельных продакшн-компаний, которые могли бы себе позволить покупать форматы или делать собственный продукт, уповая, что какой-то из каналов его купит, - у нас нет.

Прецеденты в Украине были, но это слишком большой риск. Наш формат, который мы придумали на нашей студии, назывался «Миколина погода»: 3-4 раза в день выпуски прогноза погоды, ведущий каждый раз появляется в новом образе – от таракана до Дракулы – при этом выдает абсолютно нормальный, точный (насколько прогноз погоды может быть точным) метеопрогноз. Этот формат просуществовал на старом ICTV два или три года, а сейчас он существует в радиоварианте на «МюзикРадио». Но в принципе оригинальные форматы на нашем, да и не только на нашем телевидении появляются довольно редко.

Допустим, в России, где рекламный рынок и, соответственно, телевидение находятся на принципиально ином уровне, и то могу сходу вспомнить единственный уникальный формат, да и тот еще советский – телеигру «Что? Где? Когда?».

Формат – это не только продукт, но и маркетинговые исследования по этому продукту: покупая формат, канал сразу видит его рейтинги в других странах, его целевую аудиторию… Ведь зритель везде универсальный, и то, что есть какой-то особенный украинский зритель, – это, в математическом плане, миф…
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
специально для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
2979
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду