Анна Безлюдная: Формированием имиджа Дмитрия Фирташа я не занимаюсь
Анна Безлюдная: Формированием имиджа Дмитрия Фирташа я не занимаюсь
Соглашаясь дать интервью «Детектор медіа» после довольно долгой паузы в общении, Анна Безлюдная категорически отказалась обсуждать причины своего увольнения с «Интера» в сентябре 2009 года. Пресса так и не дождалась от Анны и ее команды комментариев по этому поводу. Однако свои успехи на «Интере» она без ложной скромности оценивает очень высоко: серьезных ошибок допущено не было, канал выведен в лидеры, новости поднялись до небывалых высот. Журналистам остается гадать, какие мотивы могли заставить владельцев «Интера» (еще одна тема, о которой Анна Безлюдная говорить отказалась) сменить столь успешную менеджерскую команду.
Целый год в медиапространстве ходили слухи о том, что якобы вот-вот «железная леди» украинского телеменеджмента объявится на том или ином телеканале, в той или иной политической команде и так далее. Однако Анна выбрала человека, бывшего ее работодателем ранее - Дмитрия Фирташа. О нем она говорит с удовольствием, утверждая, что имидж Дмитрия Васильевича не нуждается в косметическом вмешательстве. О новой работе Анны Безлюдной, о том, чего удалось достичь ее команде на «Интере», о ее взгляде на мир и на украинскую журналистику - в интервью ТК.
- Анна, в октябре прошлого года, после назначения директором по внешним связям и коммуникации Group DF, вы обещали рассказать о своей новой работе. Чем вы занимаетесь в корпорации Дмитрия Фирташа, каковы первые результаты?
- Моя задача - максимально информировать украинскую и мировую общественность о том, что делает и планирует делать Group DF. Поскольку группа большая и занимает активную позицию и в бизнесе, и в общественной жизни, у меня много разноплановой работы.
В Украине люди привыкли интересоваться больше политикой, чем экономическими процессами, и наша работа направлена в том числе и на то, чтоб исправить этот крен. Потому что влияние крупного бизнеса на процессы в стране, экономические и общественные, достаточно высоко. Особенно в современном мире, когда от решений и действий крупных компаний, корпораций зависит, каким будет завтрашний день миллионов людей.
Мы стремимся быть максимально открытыми и показать, что ответственность бизнеса - не пустые слова для нас. Например, в 2010 году мы организовали пресс-тур и рассказали стране об открытии нового горно-обогатительного комбината. Пусть это не самое важное событие в жизни Украины, но о нем точно стоит знать.
У Group DF много социальных инициатив, о которых раньше, к сожалению, мало было известно. Например, 75% сточных вод города Ровно очищается на мощностях «Ровноазота», завода, который входит в GroupDF. В Житомирской и Днепропетровской областях, где работают наши ГОКи, были высажены десятки гектаров лесов.
Благодаря Дмитрию Фирташу была открыта программа украинистики в Кембриджском университете. Кроме этого, он оказывает финансовую поддержку талантливым студентам из Украины, благодаря ей они смогут учиться в Кембридже.
В декабре 2010-го был подписан меморандум о сотрудничестве между Group DF и Киевским политехническим институтом, а также о взаимодействии между Объединенным движением работодателей, которое возглавляет Дмитрий Фирташ, и Ассоциацией технических вузов. Речь идет о целевой подготовке высококвалифицированных кадров для украинских предприятий, о внедрении украинских изобретений, фактически о восстановлении связей между наукой и промышленностью.
- Когда вас назначали, перед вами были поставлены конкретные задачи?
- По моему мнению, профессионал должен сам ставить себе задачи в рамках обозначенного направления. Дмитрий Васильевич мне его обозначил, и оно понятно. Для меня это поле деятельности не ново. И оно шире, чем то, чем я занималась ранее.
В головах у многих украинцев, к сожалению, заложен стереотип, что интересы крупного бизнеса противоречат интересам большинства людей. На самом деле - эти интересы тесно связаны. И от понимания целей и действий друг друга зависит в итоге благосостояние каждого. Выстраивание такой коммуникации - это новая и очень важная работа в современном обществе, не только в Украине, но и во всем мире.
- Входит ли в ваши обязанности создание Дмитрию Фирташу определенного имиджа?
- Нет, не входит. Я считаю, что создание имиджа - личное дело каждого человека. Что же касается Дмитрия Васильевича, то его действия говорят сами за себя. Он сделал много полезного для бизнеса и для страны в целом. В мои же обязанности входит информирование о его деятельности.
- Вы остались руководителем телеагентства «Профи-ТВ» или его передали кому-то другому?
- Да, я по-прежнему возглавляю «Профи-ТВ», но фактически занимаюсь им очень мало. Главный редактор агентства - Антон Никитин.
- Это полностью ваш продакшн? Чем он сейчас занимается?
- Да, полностью мой. Сейчас «Профи-ТВ» снимает для российских каналов (НТВ, «Пятого канала») часовые документальные фильмы, посвященные важным историческим событиям. Это серьезное, интеллектуально-образовательное кино, расширяющее кругозор. У нас работает более двадцати человек. Сценарии пишут наши авторы, привлекаем и российских. Были сняты такие фильмы, как «Молитва за победу» (автор Антон Никитин, режиссер Ярослав Геляс), цикл фильмов «Точка невозврата» (автор Наталия Ковалева, режиссер Оксана Струтинская), цикл фильмов «Прототипы» (автор Наталья Ковалева, режиссеры Анна Юнда и Оксана Струтинская), двухсерийный проект «Война против своих» (автор Антон Никитин, режиссер Даниил Сырых), фильм «Чужие дети» (автор Александр Ковальчук, режиссер Александр Ракоед) и другие. В прошлом году всего было снято более трех десятков фильмов.
Контракты на 2011 год сейчас на стадии подписания, обсуждаем также один совместный проект с французами. Мы бы с удовольствием работали с украинскими каналами, но большинство из них просто не могут платить деньги, необходимые для производства качественного документального кино. Украинский рынок маленький, денег мало, поэтому мы исходим не только из наших пожеланий, но также из экономической целесообразности.
- Имело ли «Профи-ТВ» отношение к производству «Открытого доступа» с Андреем Данилевичем? Если да, то почему программу закрыли?
- Нет, не имело.
- Команда, которую вы сформировали на «Интере», осталась с вами?
- Некоторые люди работают со мной годами. Например, бывший руководитель НИСа Антон Никитин, Екатерина Шкуратова, бывший исполнительный продюсер «Интера», и другие. Специфика моей новой деятельности отличается от телевидения, поэтому в моей команде появились и новые люди. Вообще, понятие «команда» для меня - это не только люди, которые на сегодняшний день работают в одной организации, это понятие гораздо шире. Это те люди, которым я доверяю много лет. Если будет нужно - мы будем работать вместе.
- Как вы расцениваете закрытие новостей на К1? Зачем это было сделано?
- Я их не закрывала, а открывала. Зачем закрыли, я не анализировала: я не склонна выстраивать версии, если не могу повлиять на события. Это вредно для настроения. Но я бы на их месте не закрывала.
К1 был и остается очень успешным проектом. Он был удачно запущен. Не знаю, удастся ли когда-нибудь кому-нибудь такое повторить: создать с нуля телевизионный проект, построить телецентр, собрать команду ярких личностей-профессионалов.
- Ностальгируете за К1?
- Я по природе своей не склонна к ностальгии, но, раз уж вы спросили, скажу, что с теплотой вспоминаю о К1. Это было светлое время. Мы все поддерживаем отношения, периодически встречаемся. Вне зависимости от того, кто где сейчас работает и кто в каком статусе был на К1, важны человеческие отношения. Люди имели общие цели и доверяли друг другу, и это было залогом нашего успеха.
- Видите ли вы себя в будущем руководителем какого-либо другого телеканала? Подобные предложения поступают?
- Что касается предложений, то, как правило, разговоры на подобные темы конфиденциальны. Поэтому я не буду это комментировать. На данном этапе работа топ-менеджера телеканала меня не интересует. Я в состоянии оценить свои возможности, основываясь на достигнутых результатах. Без ложной скромности скажу, что могу хорошо руководить каналом или телехолдингом. Мне понятна эта работа, я знаю ее от и до. Но этот этап я для себя прошла, вернусь ли когда-нибудь - не знаю.
Сейчас мне интересно развиваться: еще чему-нибудь научиться, проявить новые способности, знания, черты характера для создания других, более масштабных проектов, не только в сфере телевидения. Это то, чем я занимаюсь, и это мне интересно. Я так устроена - если не загораюсь каким-то делом, заниматься им не буду. В жизни я всегда занималась тем, чем хотела. А телевидение никуда от меня не денется, я его люблю, и оно может быть моим хобби.
- К слову о результатах: оцените сделанное вами и вашей командой на «Интере». Какие свои достижения вы считаете главными?
- Практически все было сделано хорошо. С приходом моей команды в короткие сроки были реанимированы и начали расти рейтинги. Было установлено абсолютное лидерство информационного вещания. Когда мы пришли, доля «Подробностей» была около 18-20%, канал шел нос в нос с «1+1». С мая 2007-го, когда мы запустились в новом формате, в новой студии и с новой редакцией, доля была от 30% и выше, до 40-42%. Сегодня эти цифры звучат нереально, но, когда мы уходили с канала, доля «Подробностей» была в среднем 35%, и держалась на этом уровне еще некоторое время после нас. Сейчас цифры намного скромнее.
Успешными были и другие проекты: новогоднее шоу «Одноклассники», «Великие украинцы» - при всей дискуссионности, страна заговорила об этой программе. Это стало событием в масштабах страны, не просто эфирным. Мы снимали много качественных эксклюзивных концертов. «Свобода на "Интере"» с политиками в роли ведущих была достаточно любопытным и успешным проектом, позволившим посмотреть на политическую дискуссию с другой стороны. Это была провокация в хорошем смысле слова. Беспрецедентной была программа, в которой приняли участие президент Ющенко, премьер-министр Тимошенко, спикер Яценюк и лидер оппозиции Янукович. Доля была около 40% - большая победа «Интера». Мы также запустили на канале документальную линейку, снимали хорошие фильмы, которые получали неплохие рейтинги.
Мы провели полный ребрендинг, ввели новый логотип. Вы себе не представляете, какие по этому поводу были дискуссии! Но это также повлияло на повышение рейтингов канала. За это время «Интер» четко спозиционировался как главный канал страны.
- А ошибки были?
- Если и были, то я их не помню. Ошибок, которые стали неудачами, не было точно - это было довольно успешное время, и ничего плохого о нем я ни вспомнить, ни сказать не могу.
- Правда ли, что это была ваша идея - пригласить Евгения Киселева на «Интер»? Какой формат вы собирались ему предложить?
- Нет, неправда.
- В каких вы сейчас отношениях с Валерием Хорошковским?
- В период моей работы на «Интере» у нас с Валерием Ивановичем были хорошие рабочие отношения. Сейчас мы не работаем вместе, каждый занимается своим делом.
- Как вы оцениваете последние кадровые изменения в топ-менеджменте «Интера» - уход Сергея Созановского, назначение Ярослава Порохняка, Владимира Зеленского и других?
- Мое мнение - нужно было что-то кардинально менять, поэтому решение об изменении менеджмента я считаю правильным. Что касается назначения Порохняка и Зеленского, по-моему, это довольно логичное решение, но говорить о результатах пока рано, слишком мало прошло времени. Я желаю им успеха.
- Как долго, по вашему мнению, «Интер» будет оставаться лидером украинского телепространства? Есть ли шанс у конкурентов догнать и перегнать его? Каким образом?
- Восприятие «Интера» как лидера эфира в обществе достаточно устойчиво, поэтому изменить эту ситуацию сложно. Люди привыкают, а привычка - серьезный фактор. По ряду аудиторий другие каналы догоняют и перегоняют «Интер», а их руководители - серьезные и профессиональные люди, и прекрасно знают, что нужно делать. Советы им я давать не хочу.
- Бесплатные?
- И платные тоже. «Интер» не чужой для меня канал, там работают люди, которых я искренне уважаю. Мне их судьба и судьба канала небезразлична.
Вряд ли в ближайшее время кому-то удастся обогнать «Интер». Хотя в жизни нет ничего постоянного, и «Интер» тоже может перестать быть лидером.
Телевидение инерционно. Рейтинги тяжело растут и так же тяжело падают. Главное - не пройти критический уровень.
- Считаете ли вы, что допустили какие-то ошибки в редакционной политике?
- Нет, не считала и не считаю.
- Принимают ли представители российского совладельца «Интера», «Первого канала», участие в кадровых решениях? С вашим уходом их влияние на кадровую политику усилилось?
- Понятия не имею.
- Какие у вас отношения с Егором Бенкендорфом?
- Не совсем понимаю, зачем вы об этом спрашиваете, но отношения нормальные.
- Возможно ли, по-вашему, превратить Первый национальный в канал общественного вещания?
- Теоретически возможно, а практически... Рыночных предпосылок я не вижу. Я всю жизнь проработала в бизнесе и знаю: чтобы сделать качественный канал, нужны хорошие деньги. Я представляю себе необходимые бюджеты, поэтому не очень понимаю, откуда они возьмутся у общественного канала. Не представляю перспективных проектов без бизнес-составляющей. Но, наверное, это возможно - всему свое время и свое место.
- Откуда вы обычно узнаете новости? Телевидение смотрите?
- Из нашего мониторинга, собственных источников и, пожалуй, иногда из интернета. Телевидение, честно говоря, просматриваю в режиме переключения каналов. Это моя многолетняя привычка, с которой мне достаточно комфортно. Новости смотрю чаще, чем другие программы. Смотрела отдельные выпуски «Україна має талант» и «Х-фактора» - очень позитивные проекты с заслуженно высокими показателями. Но нет программ, которые я смотрела бы регулярно, потому что у меня нет ни возможности, ни потребности. Я не типичный телезритель. Если появляется время, я лучше посмотрю какой-нибудь фильм.
- Вы контактируете с кем-то из тех, с кем начинали на телевидении?
- С Аней Безулык мы периодически созваниваемся, встречаемся, поздравляем друг друга с днем рождения и Новым годом. Я отношусь к ней с большим уважением как к ведущей. Это очень тяжелая работа. Аня обладает уникальным набором способностей и опытом, и если бы она сейчас вела заметное ток-шоу, я уверена, что оно было бы успешным. Она сейчас в той телевизионной форме, которая может дать максимальный результат. Хотелось бы, чтобы так и было.
Пару лет назад виделись с Оксаной Марченко. Она очень раскрылась как ведущая. Я думаю, что ведущим политического или массового развлекательного шоу должен быть человек, который уже сам состоялся как личность.
Виделись с Николаем Билоусом и Василием Климчуком. Вообще, если я с кем-то не общаюсь, то не потому, что у меня с ними плохие отношения. Просто не на все хватает времени.
- Чего, на ваш взгляд, сегодня не хватает украинской журналистике?
- Образованности, адекватности и четкого понимания цели. Назваться журналистом и быть им - абсолютно разные вещи. Журналистов много, а отдающих себе отчет в том, зачем они этим занимаются, мало. Решая стать журналистом, человек делает не профессиональный, а жизненный выбор. И он должен прежде всего понимать не то, что он приобретает, а то, от чего должен отказаться. Он должен иметь внутреннюю силу занимать позицию. Вне зависимости от ситуации. А для этого помимо характера необходимы серьезные знания, интерес к людям, высокая требовательность к себе самому. К сожалению, таким набором качеств обладают немногие украинские журналисты.
- Кем вы чувствуете себя в большей степени - бизнесменом или журналистом?
- Я давно уже чувствую себя человеком, который должен решать поставленные задачи. У меня бизнес-мышление, оно основано на логике. Сегодня я достаточно комфортно себя чувствую, потому что понимаю и разделяю цели компании, в которой работаю. Я представляю себе возможности, которые у нас есть, и понимаю, как сделать много полезных вещей для страны, как бы пафосно это ни звучало.
Журналистика - это состояние моей души, мой взгляд на мир. Как таковой журналистикой я не занимаюсь уже много лет, но смотрю на все глазами человека, привыкшего создавать информационное пространство. Я не пиарщик и пиаром заниматься не собираюсь, этого слова даже нет в названии моей должности. Когда ты выходишь на определенный уровень видения ситуации, ты становишься в душе и журналистом, и бизнесменом, и философом.
Фото Сергея Старостенко