"Тотем и табу" украинской интеллигенции

10 Листопада 2003
1313
10 Листопада 2003
12:25

"Тотем и табу" украинской интеллигенции

1313
...
"Тотем и табу" украинской интеллигенции
способна ли наша интеллигенция осмыслить «донецкую катастрофу» и ответить на вызов, который власть бросила обществу? Какие уроки должно, а какие сможет извлечь украинское общество из донецких событий – катализатором которых стала сама власть? Сама власть – и это факт, как бы ни пытались придворные политтехнологи, в том же «Эпицентре» канала «1+1», передернуть с аналогиями уже случавшихся в Украине противостояний между политическими силами разных идеологий! Отличие «донецких» событий от прошлых конфликтов как раз в том и состоит, что противостояние инспирировалось «сверху» как голая политтехнология, призванная решать проблемы самой власти.



Дискуссию «Детектор медіа» открывает известный луганский публицист, правозащитник Николай Козырев.





События в Донецке продемонстрировали миру не только уровень криминализации украинской власти, эпицентр которой задокументировал подзабытый уже майор Мельниченко, но и степень дегуманизации общества, уровень нашей общей антропологической катастрофы. Этот уровень теперь можно измерить социологическим способом. Но есть ли заказ на такую тему?

Вопрос можно поставить иначе: способна ли наша интеллигенция осмыслить «донецкую катастрофу» и ответить на вызов, который власть бросила обществу? Задумываясь сейчас, после 31 октября, о «донецком синдроме», о том, кто нами правит и что нас ожидает под их руководством, мы не можем уклониться от таких неприятных вопросов: а не утрачиваем ли мы как общество вообще способность к постановке целей, к социальной интеграции и удержанию культурных образцов? Без этой способности ведь нет политической нации и, следовательно, не будет цивилизационного развития. Без этого на месте Украины будут джунгли «в центре Европы».

К сожалению, наша интеллигенция до сих пор не замечена в серьезной социально-философской рефлексии на эту тему. Опыт 90-х годов концептуально не освоен - опыт разрушения индустриальной и социальной структуры страны и реванша полицейско-феодальных форм правления и эксплуатации. Нет исторического самоотчета, который обязана делать мыслящая часть общества в эпоху кризиса.

Не удивительно, что нет даже обычной вовлеченности общества в самокритичный ответственный разговор "за жизнь" - на том же телевидении. Что было бы в любой демократической стране, случись у них (если допустить невероятное) «донецкие события». Все каналы телевидения «разорвали бы на части» известных в стране политиков, экспертов-политологов, журналистов, ученых, видя свою задачу в создании информационного пространства для общественного диалога, нагруженного энергетикой гражданского общества. Что происходит у нас? Нам скармливают нравоучительно-манипулятивные монологи-пошлости Пиховшека-Джангирова-Корчинского и неандертальские филиппики какого-нибудь засаленного Волкова.

Наш опыт 90-х годов трудно уложить в какую-либо конструкцию исторического вызова: для этого те потери, которые понес украинский народ за это десятилетие, должны бы иметь исторический смысл. Увы, бессмысленность этих жертв для основной массы трудового населения имеет непреложную достоверность житейского факта. Всякая апелляция к трудностям "переходного периода реформ" могла рассчитывать на сочувственно-терпеливое понимание только этак года до 97-го.

Поразительно, но именно этот основной фактор моральной жизни "простого народа", его душевного самочувствия не принимается в расчет теми, кто принимает решения. Не удивительно, что в таких условиях обнищавший народ превращается в манипулируемый охлос, как только его начинают ангажировать в виду будущих выборов политики для своих партийных целей.

Из истории известно, как легко чувства людей, не справившихся с задачей упорядочивания социальной жизни (из-за внешних или внутренних угроз), становятся питательной средой для вируса шовинизма и нацизма. Всегда в этих случаях из сложной сферы социальных отношений сознание-банкрот трусливо соскальзывает на плоское, обозреваемое пространство этнических отношений - язык, традиции, родо-племенная архаика. При этом страстное желание положить конец социальному беспорядку и смуте, нищете и бесправию превращает охлос в потенциальный социальный динамит.

Что делает сегодня власть, ответственная за нищету и бесправие большинства населения Украины, – чтобы избежать опасности быть уничтоженной этим «динамитом»? Она с помощью манипуляторов-СМИ запускает психический механизм компенсации - выталкивает из темных глубин "коллективного бессознательного" объединяющий древний символ врага, архетип "козла отпущения" – сегодня в повестке дня АП один враг: Виктор Ющенко. На него и вешают всех дохлых собак.

Арсенал манипуляции этим не исчерпывается. На том же телеканале, когда-то украшавшем информационное пространство страны, а ныне просто ссучившемся, несколько дней подряд могут в информационной программе по 10-15 минут голосить-причитать о бедственном положении украинского языка и украинской книги. Тут расчет тоньше. Положение действительно не блестящее, но манипуляторы ведь не исправить его хотят – им нужно расчесать болячки на национальном теле, разбудить инстинкты в темной глубине архаических пластов национальной души, чтобы использовать их дремлющую энергию в политических целях.

И вот уже сначала в Донецке власть-провокатор поставила охлос под российские флаги, чтобы у другой части населения разбудить инстинкты страха и самосохранения, а через неделю в своем «Эпицентре» манипуляции Пиховшек будет «мочить» российский империализм! Таковы наши «сеятели», преступно роняющие семена социальной розни на национальную почву.

Наша интеллигенция ничего не делает для того, чтобы нейтрализовать этот механизм редукции - замещения действительных сложных причин бедственного положения народа на упрощенно-мнимые. Наоборот, ее отдельные сановные представители, штатные плакальщики о бедственном положении украинской культуры, языка лишь укрепляют этот механизм, формируя изоляционистскую мифологию "малого народа", недостойную Украины.

"Донецкий синдром" опасен не только возможностью стихийных погромов одержимой неврозом толпы и политической дестабилизацией в стране. Еще важнее то, что при этом у населения формируется ложное сознание, вообще не способное рационально освоить кризисную реальность: действительные проблемы, как правило, табуируются и вытесняются в сферу бессознательного.

Кто, например, из наших продвинутых национал-патриотов, по должности страдающих за народ, хоть заикнулся о таком чудовищном наследии российского империализма (как царского, так и советского), вот уж действительно душащего все живое на украинской земле, как гидра бюрократии! Кто из них призвал очистить отечественное социальное пространство от такого российского «колониального наследия», как пытки в милиции, взятки чиновников, пьянство молодежи? Нет, они стенают об экспансии российской книги!

Кто из них хоть вполголоса сказал о зловещей роли другого колонизатора в расстройстве государственного управления Украины - американского доллара. О том, что именно доллар в теневой экономике обслуживает коррупцию, ставшую легальной подсистемой в системе власти той же бюрократии!

Переводя стрелки на "проблему языка", бюрократия лишь укрепляет свою власть и делает бизнес - она беспрепятственно и цинично превращает хозяйство страны в "трофейную экономику", а государственный аппарат - в ЗАО, где принимаются важнейшие решения по принципу "один доллар - один голос". Интеллигенция же своим равнодушием и слепотой, псевдопатриотической экзальтированностью либо холопским усердием обеспечивает ей алиби и формирует социальную базу для укрепления власти.

Следует отметить, что это не только наша участь - все постсоветское пространство сейчас напоминает место, где можно блуждать, но нельзя жить. Место из "Сталкера" А.Тарковского: кругом слякоть, мерзость запустения и какая-то "зашифрованная" выброшенность всех нас из времени. Так стадо китов внезапно выбрасывается из стихии моря на берег - то ли по вине своего лоцмана, то ли от потери "инстинкта жизни" и безмерной усталости.

В начале 90-х мы так же внезапно, без подготовки, потеряли доверительную связь с Историей. Не важно, верили ли вы в коммунизм, во второе пришествие Христа или ни во что не верили, вы жили с ощущением исторической причастности к общему движению. И Большой цикл жизни подтверждал это: худшие времена оставались позади.

Эта причастность к Большой Истории создавала структурные основы личности и удовлетворяла "изначальное стремление к безусловному" (М. Хайдеггер). При всей утопичности эсхатологического проекта коммунизма и лицемерной лживости советского политпросвета одно, по крайней мере, достоинство там было - трудящийся человек, пусть в превращенной форме "строителя коммунизма", там все же был базовой ценностью.

Сейчас трудящийся человек – лишь объект эксплуатации и манипуляции, лишенный даже иллюзорного смысла жизни.

Когда-то мудрый Мераб Мамардашвили, обращаясь к совести советской интеллигенции, обронил: «Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно». Вот с этим у нас напряженка.

Когда я вижу сегодня ТВ-картинку о манифестации люмпенов-погромщиков в Донецке и других городах, когда слышу официальную ложь снизу доверху, когда читаю «темники», изготовленные в канцелярии главного банкрота, я прихожу к мысли, что, возможно, «дьявол Мераба» есть родовое, тотемное, существо нашей интеллигенции, и все мы - лишь засидевшиеся на его десятилетнем балу гости.

Что же соберет нас в единую политическую нацию? Несомненно, только одно – общие усилия ради развития страны на основе воодушевляющей ценностной мотивации трудового населения. Но разве возможно такое развитие без доверия населения к власти, разве это возможно при нынешней власти, выродившейся в насквозь коррумпированную клику? Устранить эту кучмовскую клику – вот задача для интеллигенции, которая обязана трансформировать её в задачу для всей страны.

Только в этом случае Украина очнется от летаргического сна, в который её погрузила нищета народа, а "проблему языка" сместит из напряженно-разрушительного этно-политического контекста в сферу высокого и продуктивного культурного синтеза.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
Луганск, для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
1313
Читайте також
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду