Формат видеосалона – уже далеко в прошлом
Менеджеры и журналисты днепропетровской телекомпании «11 канал» приоткрывают для «Детектор медіа» секреты успешности своего детища. Вчера «Детектор медіа» опубликовала отчет о творческой командировке нашего спецкора Ольги Гасюк на знаменитый днепропетровский «11 канал».
Сегодня мы продолжим рассказ о телекомпании через интервью с ее менеджерами - директором и техническим директором ТО «11 канал» Владимиром Наумовым (на фото) и Сергеем Педашенко, а также с ведущей утренней программы «Новый день» Ксенией Польской.
ИНВЕСТИЦИИ – ЛИШЬ СТАРТ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА?
– Ваша телекомпания существует на рынке уже восемь лет…
В.Н.– С 1992 года, как и многие телевизионные каналы, мы проходили этапы становления. С нынешним коллективом и этим названием мы смогли освоить такие объёмы – 20 часов ежедневного вещания на одном канале. Как говорил наш президент, «одна компания – один канал». Мы эту задачу выполнили целиком и полностью. – Какие ещё задачи, приоритеты у телекомпании «11 канал»?
В.Н. – Мы семейный канал. Нас смотрят и получают информацию все слои населения. Быть в регионе узкоспециализированным каналом мы не можем себе позволить. Это прерогатива, скорее, кабельного телевидения. С нынешним составом сотрудников, которые и делают наш канал именно таким, каким его видят зрители, мы работаем довольно давно. Средний стаж работы большинства из сотрудников – 4 года. Мы считаем, что это высокий показатель на фоне обычной кадровой текучки, особенно среди журналистов. Большинство наших воспитанников теперь стали звёздами центральных телеканалов.
– Принимая во внимание то, что вы - единственная телекомпания в Украине, которая вела трансляции с параолимпийских игр, можно говорить, что вы позиционируете себя больше как гуманитарный канал?
В.Н.– Я бы немножко шире раскрыл эту тему. Нам легко удались такие неприбыльные проекты только потому, что люди, которые делали и делают этот канал, считают такие гуманитарные проекты отражением своей личной позиции. – Вы можете назвать их имена?
В.Н. – Весь коллектив. Делая любые проекты, мы всегда исходим из воспитательных задач, которые ставим перед собой. Телевидение должно быть таким. Воспитывать и информировать, быть интересным, а не навязываться. То есть ТВ не должно быть политическим, как бы дико это не звучало в наше время и в нашей стране. Для убедительности приведу пример в цифрах: квота культурных программ, предусмотренная нашей лицензией, на деле существенно выше. Грубо говоря, в общеобразовательной сфере мы перевыполняем взятые на себя обязательства.
С.П. – Есть же две стороны этого вопроса: регионально-информационное вещание, за счёт которого мы противостоим в области центральным каналам, и семейная направленность, культурологическая составляющая программного продукта «11канала».
В.Н. – Остановлюсь ещё на кинопоказе. Вы сами понимаете, что именно он формирует сознание зрителя. У нас происходит очень жёсткий отбор: даже если Минкульт рекомендует этот фильм для общего просмотра, а там присутствуют сцены насилия, то мы демонстрируем такие ленты в более позднее время. Такая программная политика приносит плоды. В первые годы своего становления всё наше ТВ, начиная от центральных и заканчивая региональными каналами, «болело» форматом видеосалона. Сейчас мы к этому не вернёмся никогда именно потому, что осознаём ту меру ответственности, которую имеет телевидение перед молодым зрителем: он сейчас больше смотрит, нежели читает. Среди наших достижений – в первую очередь благодарность зрителя. Она выражается в повышении рейтинга. Жители нашего города нас уже давно считают своими.
– Такой высокий рейтинг канала формируется только благодаря вышеперечисленным факторам, главный из которых - доверие зрителя к качественному телевизионному продукту?
В.Н.– У нас есть два подхода к проблеме рейтинговости: качественно сделанный продукт и продуманная сетка вещания. В таких вопросах мы стандартно опираемся на биологический ритм жизнедеятельности большей части населения области. Наша программная политика, думаю, не сильно отличается от таких же продуманных стратегий других каналов. Утренняя программа в прямом эфире. Днём – просветительские программы. Под вечер – сериалы. Вечером – информационный блок, состоящий из четырёх выпусков новостей, и – фильмы.
– Вы часто сами смотрите «11 канал»? Можете как зритель оценить эффективность вашей программной политики?
В.Н. – Я смотрю «11 канал» для контроля. Если не может провинциальный канал вырваться в ряды общенациональных, то надо попытаться хотя бы приблизиться к ним. Поэтому в большей степени смотрю, конечно, другие каналы. Я считаю, что на равных конкурировать с центральными каналами у нас не получается только из-за технических характеристик, а не качественных.
Киев, Москва – это информационные центры. Есть показатель необходимого и достаточного. Для того, чтобы быть коммерчески успешным, надо иметь либо большую сеть распространения своего сигнала, либо эффективную самодостаточную систему работы провинциального канала. Себестоимость продукции провинциального канала раза в два выше, чем у центральных каналов и зависит это от ряда факторов: регион, стоимость оборудования, рекламный рынок, конкуренты. При почти одинаковых затратах на оборудование – доход несравнимо меньше. У нас есть опыт выхода на другие регионы, но стоимость минуты рекламы, к примеру, от этого не повышается. Там есть свои телекомпании, претендующие на рекламу местных брендов. От того, что мы прорекламируем мебельный салон Днепропетровска, люди не поедут из Запорожья или Кировограда покупать мебель к нам…
– Вы прибыльная телекомпания? Вы сами зарабатываете деньги на производство такого количества собственных программ?
В.Н.– Я бы не хотел касаться финансовых вопросов.
– Но почему же? Ведь успешность телекомпании, о которой мы с вами говорим, напрямую зависит от количества заработанных денег. Или вы считаете, что залогом вашего успеха стали хорошие инвестиции?
В.Н. – Мы стараемся быть успешными благодаря эффективному менеджменту и высокому творческому потенциалу сотрудников. Инвестиции, как финансовые вливания, важны на этапе становления каждой телекомпании. Сейчас же инвестиций как таковых у нас нет. – Кто был вашим инвестором? Кто является учредителями телекомпании «11 канал»?
В.Н.– Учредителями были и есть физические и юридические лица. Они и вложили деньги в свой бизнес. Если вам это так интересно, то могу сказать: одним из учредителей являюсь и я.
– От того, какими будут новости, зависит лицо канала. Вы можете сказать, что каждый вечер 11-ый подаёте своим телезрителям полноценную картину происходящего в городе и стране?
В.Н.– У нас сейчас такая направленность в новостях: исходим из того, что нет ничего идеального в любом городе, области. Всё можно изменить к лучшему. Мы – та щука в пруду, которая живёт для того, чтобы караси не дремали. Часто приглашаем в прямой эфир программы человека от власти. Он отвечает на вопросы жителей города Днепропетровска. Бывает, такие гости уходят не очень довольными, «раздетыми» и мокрыми.
– А за этой критикой люди слышат голос власти, которая наверняка пытается хоть что-то сказать в свой адрес?
В.Н.– Вы знаете, в последнее время в связи с нашей позицией образовался некий вакуум между представителями местной власти и нами в плане предоставления нам официальной информации. Они часто «забывают» нам сообщить о том, что и где происходит. Мы, словно иностранные журналисты, вынуждены делать это сами. Власть, зная нашу чёткую позицию, часто прибегает даже к таким непопулярным методам: просто отказывается предоставлять нам информацию. Она знает, что мы никогда не будем делать перед эфиром никаких исправлений или, что ещё хуже, согласовывать с ними материал, готовящийся к эфиру.
– Можете ли вы поставить на первый план именно получение прибыли, а не политические цели ваших инвесторов?
В.Н. – Большие деньги всегда превращаются в политику. В настоящее время мы можем говорить о том, что «11 канал» – это бизнес-проект, и не более. Мы чётко осознаём, что, скажем, от новостей – лица каждого канала – наш успех зависит напрямую. Благодаря такой позиции мы вышли из предвыборной кампании с честью. В информационные войны не втянулись, «чернуху» отметали. В эфире нашего канала не прозвучало ни одного откровенно негативного мнения, сказанного в чей-то адрес.
– Какой процент общеукраинской информации присутствует в выпуске новоcтей «11 канала»?
В.Н.– В основном мы ориентируемся на местную информацию. Иногда мы обмениваемся видео с общенациональными каналами. Очень эффективна система «Виртуального агентства новостей». «11 канал» имеет свои корпункты в Днепродзержинске, Павлограде, Кривом Роге. А скоро появится корпункт и в Запорожье.
– Какие перспективы для развития «11 канала» вы видите, кроме расширения территории вещания?
В.Н.– Основная наша задача на нынешнем этапе – развивать, усовершенствовать то, что нажито. Никто не собирается бросаться в крайности. Собираемся улучшить кинопоказ, работать над производством собственных программ. Менеджмент должен стать более эффективным.
– А как вы собираетесь это сделать? Вы же не будете себя менять?
В.Н.–У нас есть скрытые резервы. Мы знаем свои слабые места. Их мы и будем устранять.
С.П.–Мы работаем по двум направлениям. Одно из них - технологическое ТВ: внедрение всяких штучек. Например, в начале к логотипу мы добавили показатель времени, потом на экране появился градусник. Теперь мы можем себе позволить проводить в утренних программах интерактивный рейтинговый опрос. Хотим такие голосования расширить по времени на весь день. Чтобы это была не тема передачи, а тема дня. Мы пытаемся привлекать зрителя к процессу телевизионного вещания. Конечно же, будем расширять возможность интернет- вещания. Это тоже одна из составляющих обратной связи с телезрителем. Что касается творчества, то это улучшение качества в первую очередь информационных программ. Там есть что совершенствовать. Например, применение технических новинок, связанных с возможностью цифрового телевидения.
– А что вы подразумеваете под улучшением работы отдела продаж?
– Вы хотите, чтобы мы вам сейчас все секреты раскрыли… Когда мы наконец-то прочитаем, скажем, на сайте «Детектор медіа» анализ региональных рекламных рынков, тогда проанализируем всю информацию и, возможно, выработаем свои меры. Если серьёзно, будем идти по пути не просто размещения рекламных роликов в спотах, а развивать спонсирование программ. Предлагать выгодные и интересные пакеты для рекламодателей, предоставление эксклюзивных рекламных услуг.
КОГДА ИНИЦИАТИВА – НЕ НЕКАЗУЕМA
Несмотря на кадровую текучку (едва успев встать на ноги, воспитанники днепропетровской телекомпании появляются на столичных каналах), эфир «11-ого» не оскудевает на хороших ведущих. Во многом благодаря особому чутью менеджеров, которые умеют рассмотреть в инициативной поросли личность. Одна из них -- яркая и провоцирующая зрителя Ксения Польская (на фото), главный редактор и ведущая программы «Новый день» на «11 канале». Корреспондент «Детектор медіа» знакомит с Ксенией наших читателей.
- Вы можете сами сказать, что вы лицо «11 канала»?
– Нет, что вы… В качестве ведущей программы я работаю всего одну неделю. ( Хотя кандидатура Ксении всплыла первой в ответ на мою просьбу к руководителям компании порекомендовать, с кем из ярких ведущих стоило бы встретиться – авт.). До этого я отвечала за одну из рубрик утренней программы «Новый день». Долгое время работала в самых различных ипостасях: переводчиком программ «DW», помощником директора ТО «11 канал». Потом я остановилась на должности главного редактора «Нового дня», откуда плавно перешла и в кресло ведущей программы. А вообще можно сказать, что я автор новой концепции утренней программы, с ответственностью за коллектив. В наш разговор мягко вмешивается директор ТО «11 канал» Владимир Наумов.
В.Н.– Ксения – девушка скромная, поэтому умалчивает интересный факт из своей телевизионной биографии. Ведь именно она – пионер нон-стоп новостей в прямом эфире «11 канала». Экстренная ситуация. События 11 сентября. Тогда она незамедлительно предложила себя в качестве ведущей и великолепно справилась с этой ролью: провела интервью со всеми, кого редакторы посчитали нужным и возможным пригласить в студию.
К.П.– Это был многочасовой марафон в прямом эфире, который начался 11 сентября, как только мы узнали из сообщений западных телекомпаний о падающих башнях. Закончили мы его на следующий день. Я сразу же сориентировалась: позвонила своему бывшему преподавателю журналистики, профессору одного из американских университетов, где я стажировалась в течении года, и взяла у него обширный комментарий по телефону. Во многом благодаря этому у нас получился солидный, как для региональной телекомпании, эфир, в первую очередь за счёт интересных комментариев. Честно скажу, я тихо ненавидела этот эфир: выглядела очень замученной. Была, конечно же, боязнь. Я впервые работала в таком темпе. Да и ситуация, сами понимаете, какая ответственная, требующая особого подхода и такта. Все менялось просто на глазах: рухнуло здание, ещё одно протаранил очередной самолёт… Что дальше? Чего ждать в ближайшие минуты? В такой момент всегда очень важно не поддаться на спекуляции, коими умело пользовались большинство зарубежных СМИ.
– То есть этот трудный эфир стал решающим моментом в вашей карьере? После него менеджеры канала поняли, что на вас надо ставить?
– Я по жизни альтруист и бесстрашный инициатор. Хотя часто сталкиваюсь с тем, что инициатива наказуема. Понимая это, всё равно каждый раз наступаю на одни и те же грабли. Я живу по принципу: может, и не могу, но хочу.
– Чем отличается утренняя программа «11 канала» от других подобных ей?
– Самое главное для меня и моего соведущего – разбудить зрителя. А это можно, как по мне, сделать по-разному. Некоторые упрекают меня в том, что я не естественна. Говорят: ты уж слишком весёлая, озорная. Но, дело в том, что я действительно такая. Я всегда улыбаюсь, даже когда бегу, как оголтелая, по коридору. Я просто бывшая учительница и привыкла работать на задние ряды. Заряжаюсь своей энергией. Поэтому для меня очень важно поделиться положительными эмоциями с нашими зрителями. Знаю, что именно утром это им крайне необходимо.
И ещё: во всём должна быть изюминка. Мы всегда подбираем дискуссионные темы. Самая, пожалуй, серьёзная из всех последних – не женское лицо политики. Часто ведущие и гости провоцируют зрителя на раскованные мысли. Всегда в нашей программе проводим интерактивный опрос, таким образом агитируя аудиторию занять активную позицию. Часто её мнение бывает неожиданным для нас. Приведу пример: сегодняшняя передача (эфир 6 февраля на «11 канале» – авт.) была посвящена семейному счастью, и мы спросили зрителей: с чем оно у них ассоциируется. Один из вариантов возможных ответов – «дом полная чаша» – с огромным отрывом вырвался вперёд. Хотя мы считали его самым непроходным, а я лично даже не хотела этот вариант ставить в опросник. Так вот зрители меня, наивную, просвещают. В этом, я считаю, вся прелесть обратной связи. Они узнают новое от меня, я -- от них. Мы не перестаём удивлять друг друга.
– Вы работаете с соведущим. Как вам работается в паре? Всегда ли вам удаётся дополнять друг друга?
– Я считаю, что мы работаем на равных. У моего сведущего Жени Михина очень большой опыт работы на телевидении вообще и в кадре в частности. Он очень расслаблен, даже несколько вальяжен. Это импонирует многим женщинам. Для них он – мягкий, домашний. Получаем сообщения на пейджер: у вас такие очаровательные ямочки, пожалуйста, улыбайтесь почаще. У меня наоборот – яркое поведение. Наверное, такой контраст притягивает зрителя. Хотя есть такие, которые говорят, что я тяну на себя одеяло. Утреннее. Однако главное, что мы всегда с Евгением находим общий язык во всём. Может, помогает наше давнее знакомство: мы вместе учились.
В.Н.– У Жени просто прекрасное чувство юмора. И хотя они с Ксенией очень разные, но у них есть незаменимая общая черта – умение импровизировать, не бояться идти на экспромт. Это было слабым местом предыдущих ведущих: они страдали некой зашоренностью. А нам не нужны люди, прикованные к телетексту. Зритель хочет видеть интересного собеседника на экране. Главное преимущество Жени и Ксении – они личности. А умение держать внимание зрителей на протяжении многочасовой программы – это уже профессионализм. Хотя от идеала наш канал во всём далёк в силу существующей объективной реальности.
– Ваш ход – внезапная смена ведущих – как-то отобразился на рейтингах канала вообще и программы в частности?
В.Н.– Рейтинги для нас – не самоцель. Наша задача – увеличить доходность телекомпании. Если выбрать такой подход, то скажу: рекламы стало больше. Значит, смена ведущих – правильный ход. Интересы зрителя для нас, конечно, на первом месте, но не забываем мы и о рекламодателях. Тем более, что услуги делаем взаимные. Спонсором последнего «Нового дня» была фабрика по производству медовых пряников. Её представительница, наша сегодняшняя гостя, звонила недавно сообщить: такого наплыва покупателей давно не наблюдалось – раскупили все пряники. Вот Вам и символ семейного счастья, благополучия. Все остались довольны – и зрители, и спонсоры, и это лучше всяких рейтингов.
P.S. от «Детектор медіа»: – Кажется, эта фраза директора «11 канала» Владимира Наумова обладает той маленькой толикой символичности, которая может поставить точку в рассказе о секретах и подоплеках успешности региональной телекомпании в Днепропетровске. Надеемся, что наши читатели подскажут нам и другие, не менее интересные адреса для командировок нашего спецкорреспондента. Пишите нам: info@detector.media
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ