Олег Нипадымка: “Мое увольнение - это однозначно следствие разгулявшейся в стране цензуры».
20 Вересня 2002
Олег Нипадымка: “Мое увольнение - это однозначно следствие разгулявшейся в стране цензуры».
Считает бывший редактор газеты “Сегодня”. Хотя и отказывается называть чьи-то имена. Считает бывший редактор газеты “Сегодня” Олег Нипадымка.
-- Какие причины вашего увольнения? Какие объяснения для себя лично вы находите?
-- Объяснений, чесно говоря, не могу найти. Расскажу, как развивалась ситуация. Приехали учредители газеты «Сегодня» и вынесли такое решение. Сначала они объяснили, что в связи с изменением устава, я не могу, как это было раньше, совмещать должность председателя правления и главного редактора. Мне предложили подумать и выбрать пост, который я бы хотел занять. Я всё хорошо осмыслил и решил, что я хотел бы занять новую совмещённую должность. То есть исполнять обязанности Генерального директора - шеф-редактора.
Утверждение на этом посту должно было последовать после утверждения устава, что стало бы результатом проводимых ныне в газете «Сегодня» структурных реформ, о чём было заявлено в прошлую пятницу, 13-го сентября, после учредительного совета (реформирование структуры газеты заключалось в том, что должность Председатель правления упраздняется и вводится новая -- Генерального директора и шеф-редактора). Но уже в нынешнюю среду, 18-го, у учредители привезли для меня заранее написанное заявление об уходе. Я его всего лишь подписал, выполняя волю учредителей. Сразу же попросил назвать причину такого их решения. Ведь я сам не раз увольнял многих людей и, естественно, всегда объяснял им, чем я руководствовался, принимая то или иное решение.
Мне это необходимо для того, чтобы я, если и сделал какую-то ошибку, находясь на своем посту, не повторил её в дальнейшем. Если я сейчас буду искать работу, мне элементарно надо будет объяснить новым партнёрам, хозяевам, владельцам причину увольнения с предыдущей. И эту причину я сейчас сформулировать не могу. Показатели газеты замечательные: по рейтингу «Сегодня» сейчас находится на первом месте в городе Киеве и на втором после «Фактов» по Украине. Мы сами себя кормим, а не живём на дотации, у нас, я считаю, хорошие условия, которые мы сами себе создали, и продолжаем их улучшать. Одним словом, развиваемся. Полгода назад открыли вторую газету -- «Спорт-Сегодня». Мы выходим шесть раз в неделю, чего себе не позволяет ни одно издание, кроме «Киевских Ведомостей». За два года моего редакторства никогда не возникало проблем, разве что мелкие рабочие моменты. И вдруг – я должен уйти по собственному желанию.
-- Тогда что же всё-таки произошло, наверняка вы о чём-то догадываетесь?
-- Когда я начал докапываться до сути, мне намекнули, что это решение, к сожалению, учредители приняли не совсем по своей воле. (От "Детектор медіа". - Из неофициальных источников нам известно, что нынешние учредители "Сегодня" имеют отношение к донецкой финансово- политической группе). Это была воля господ из Киева, они-то и посоветовали убрать главного редактора. Я могу только догадываться, но им всем наверняка просто надоели вольности, которые позволяла себе газета «Сегодня». Фамилии этих людей никто, естественно, не называл. Мне только дали понять, что увольнение зависит не от акционеров. Они, напротив, всегда меня хвалили, говоря, что я их устраиваю. Тут, видимо, вмешались большие политические силы. Мы ведь всегда старались вести себя достаточно отстранённо. С достоинством вышли из предвыборной кампании, принципиально стараясь не делать того, что нам навязывали. Мы сохранили своё лицо и, более того, до окончания выборов вышли без потерь. Мы не придерживались расхожего журналистского мнения, что выборы – это время, когда надо косить деньги. - А как вы оцениваете нынешнюю обстановку в украинских СМИ?
-- На собственной «шкуре» я почувствовал, как будет развиваться ситуация в украинских СМИ. Я считаю, что такое, как я испытал, испытывают сейчас очень многие. Более того, думаю, что выбранная государством стратегия информационной политики со всеми нововведениями, так называемыми «темниками», означает, что кто-то в этой стране начинает заниматься трухой, которая попросту ни к чему не приведёт. Ведь всё происходит по знакомому из школьной скамьи физическому закону: любое действие рождает противодействие. Наверняка будет создаваться аналогичное количество бесцензурных изданий, интернетовских, подпольных, в конце концов. Мы это много раз уже проходили, но очень жалко, что нам приходится к этому возвращаться. Я не хотел бы выступать в роли героя, но скажу, что в газете «Сегодня» редактора увольняют без причин. Я считаю, что мое увольнение - это однозначно следствие разгулявшейся в стране цензуры.
-- Собираетесь ли вы реализовывать какие-то новые проекты, которые смогли бы преодолеть эту цензуру?
-- Мне очень нравился такой проект, как «Сегодня». У газеты всегда было своё лицо. Газета – это прежде всего бизнес, а не способ сесть в тюрьму. Когда мы, например, боролись с Министерством обороны или судились с разными коммерческими структурами, то вплотную столкнулись с правовым нигилизмом, который стал обычным делом для нашей страны (мы постоянно выигрывали суд, а пресс на нас, тем не менее, ещё больше усиливался).
Тогда я пришёл домой и написал на стене: «В этой стране делать нечего». И эту надпись я не уничтожаю уже года два. Я не имел ввиду, что страна плохая. Я много ездил по миру и понял, что мне нигде так не нравится, как в Украине. Я вот недавно был в Израиле и жутко страдал от того, что у меня билеты на послезавтра, а не на сегодня. Жутко тянуло домой. И даже в такой ситуации могут сложиться обстоятельства, когда тебя доводят до скотского состояния: приходишь домой и пишешь на стене похожую фразу. Ты видишь своё бессилие, ничтожность. На тебя смотрят как на клопа, тебя могут раздавить в любой момент.
- А можна перефразировать: в журналистике в этой стране есть что делать?
-- Я не хотел бы, чтобы момент моего увольнения с поста главного редактора как-то сказывался на моём профессионализме. Журналистам есть что делать в этой стране, они востребованы. Я всегда в душе оставался журналистом. Но, вы же понимаете: должность главного редактора предполагает, что я в дальнейшем займу пост не ниже редактора отдела, обозревателя. У меня есть много идей, я также готов взяться за любой новый проект. Меня не выбить из колеи.
P.S. от "Детектор медіа". - Мы сейчас предпринимаем усилия для того, чтобы выяснить точку зрения на произошедшее учредителей или собственников газеты. Если нам это удастся - обязательно ее опубликуем.
Читайте также:Вчорашній редактор “Сьогодні” вважає себе жертвою політичних розборок
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ