Анна Безлюдная: «Я знаю, как предложить зрителю качественный телепродукт»
29 Травня 2002
Анна Безлюдная: «Я знаю, как предложить зрителю качественный телепродукт»
Опыт известной журналистки, ушедшей с крупного эфирного канала в небольшую структуру продакшн-студии – любопытен не только с точки зрения самореализации телевизионщика. Он позволяет также оценить некие перспективы и тенденции всего отечественного телепроизводства и телерынка. После ухода Анны Безлюдной с командой с телеканала «Интер», где она руководила информационно-аналитическим вещанием, прошло уже больше года.
Возглавляемое ею Агенство «Профи-ТВ» осуществило ряд проектов, которые выходили и выходят на сетевых киевских каналах. Опыт известной журналистки, ушедшей с крупного эфирного канала в небольшую структуру продакшн-студии – любопытен не только с точки зрения самореализации телевизионщика. Он позволяет также оценить некие перспективы и тенденции всего отечественного телепроизводства и телерынка.
- Анна, о чем свидетельствует приобретенный вами лично опыт: насколько существование такой формы, как телевизионное информационное агентство — продакшн- студия -- оправдывает себя в Украине? Достаточен ли спрос, скажем, на вашу продукцию?
- Если продукция хорошего качества, и её делают добротно, то она в любом случае востребована. Именно к таким структурам я могу причислить наше агентство. Известность на телевизионном рынке у создателей «Профи-ТВ» была: у нас не было особых сложностей с продвижением результатов нашей деятельности. Это вопрос, скорее, позиционирования на рынке: насколько правильно ты определишь востребованность конкретного продукта, учитывая концепцию разных каналов.
К тому же, проблема спроса на нашу продукцию является достаточно противоречивой, ведь, как правило, себестоимость нашего продукта намного выше, чем каналы реально могут заплатить. Любая продакшн-студия, в том числе и наша, вынуждена работать по коммерческим схемам: сотрудничать с рекламодателями, спонсорами, которые дают возможность воплотить ту или иную идею. К тому же, если просмотреть сетку вещания украинских каналов, то выяснится, что только немногие из них позволяют себе производить некоммерческий продукт с серьёзными дополнительными вложениями. Телевизионный рынок в Украине только начинает формироваться. Каналы не могут сейчас тратиться на производство публицистических, аналитических, социальных программ. Это для них роскошь. Они предпочитают вложиться в коммерческий проект, чтобы сегодня же вернуть свои деньги.
Тогда появляется продакшн-студия, готова предложить такой продукт каналу по цене, ниже его себестоимости, за счет собственной работы с рекламодателями, спонсорами…
- Какие перспективы развития такого вида телепроизводства в Украине?
- Перспектива есть только при очень чёткой специализации продакшн-студии. Скажем, «Профи-ТВ» работает в определённой нише рынка и нас знают каналы, рекламодатели, спонсоры, коллеги, зрители.
Существование продакшн-студии только с целью собрать все деньги, которые не собрали каналы, -- заведомо бесперспективно. Работать сейчас на рынке сложно: он достаточно скудный, а люди консервативны. Это сродни переходу от государственного к коммерческому телевидению, который далеко не просто давался как самим телевизионщикам, так и зрителям. Усложняет работу также отсутствие достаточно серьёзного рынка рекламодателей или даже понимания с их стороны, что такое реклама вообще, и имиджевая в частности. Хотя, в принципе, сейчас уже ощущаются изменения к лучшему.
- Не могли бы вы их назвать? Какие тенденции на рынке телерекламы сейчас, по-вашему, преобладают?
- Скажем, все большее количество рекламодателей предпочитают если снимать – то качественную и недешевую рекламу, привлекать не просто «раскрученные» лица, но и строго следить за их имиджем. Финансовое участие компаний в телевизионных проектах в качестве спонсоров все чаще обусловлено, в первую очередь, не формальной дешевизной и количеством рекламных проявлений, а совпадением идеи проекта с рекламной идеологией и имиджем компании. Это, безусловно, «плюс» для телевизионного рынка в целом.
- Есть ли преимущества для журналиста в работе в системе продакшн- студии? Можно ли говорить в этом случае о меньшей зависимости от политики того или иного канала?
- Я не знаю, как можно быть менее зависимой от политики канала. Даже косвенная, через одно звено, но всё равно зависимость есть. Допустим, мы делаем политическую программу, и мне, как автору, хотелось бы видеть там именно таких ведущих. Но тот или иной канал считает, что в таком виде проект не может выходить. Результат – этой передачи не будет в эфире.
Другое дело, что журналисты продакшн-студий более свободны в самореализации. Реализоваться в рамках канала сложнее. Сильных людей там больше, и они побеждают новичков. А здесь тебе приходиться доказывать то же самое, но только среди 10-20 человек. Хотя многое зависит также и от руководства. Я, например, только приветствую инициативу. Считаю, что творческий сотрудник должен быть прежде всего самодостаточной личностью. Чем больше будут узнавать наших сотрудников, тем выгодней будет мне: любой человек – это такой же потенциальный бренд. Работая на канал, журналист очень сильно зависим от общей машины, и является всего лишь механизмом, который должен приводиться каждый день в действие. Журналист продакшн-студии рискует в большей степени своим собственным решением, а не коллективным.
- Насколько названия, производимых «Профи- ТВ» телевизионных программ отвечают их качеству?
-- Названия соответствуют качеству. Меня, как менеджера и журналиста, они устраивают . Другое дело, что сейчас программы «Особые приметы» и «Нейтральная полоса» не выходят: у нас закончился контракт в конце апреля с телеканалом ICTV. У нас есть планы возобновить выход программы «Особые приметы» уже с нового телевизионного сезона, то есть с сентября. И не факт, что это будет на названном мною телевизионном канале.
- А с чем было связано такое тесное сотрудничество именно с ICTV?
- Нам поступило предложение, руководство канала проявило заинтересованность в такого рода продукции, как наша. Канал заказывал, они же и финансировали. В нашем случае была такая не очень часто встречающаяся на рынке ситуация, когда канал не только заказывает, но и несёт денежные обязательства строго в соответствии с предварительными договорённостями.
- Согласовывались ли кандидатуры гостей программы «Особые приметы»?
- Кандидатуры участников программ тоже согласовывались.
- Как сейчас развиваются ваши деловые отношения с ICTV?
- Продуктивно. В ближайшем будущем мы планируем запустить на ICTV программу «Земский врач». В новом телевизионном сезоне выйдет еще один очень оригинальный ежедневный проект (познавательно-развлекательный) в редком для украинского эфира жанре на стыке телевидения и мультипликации. Автор – Марк Гресь.
- Что из приобретённого опыта работы на телевидении вы сейчас применяете на практике, а что не хотели бы повторить никогда?
- Я и мои коллеги, работающие сейчас в Агентстве, непосредственно участвовали в создании информационного вещания на канале «Интер» в том виде, в каком оно существует сейчас. В первую очередь я имею в виду себя и Анну Гресь – она была шеф-режиссером информационно-аналитической службы «Интера», сейчас она главный режиссер Агентства, мы партнеры. Всё делалось под нашим руководством и с нуля. Для меня этот опыт очень полезен и серьёзен, но, к сожалению, я не могу сейчас применить свои знания непосредственно в какой-то информационной структуре. Хотя, может быть, через полгода, когда я отойду внутренне, смогу подумать о реализации этого своего потенциала не только в рамках Агентства. К потоку, новостному ритму привыкаешь. В начале это затягивает, спустя время уже напоминает конвейер. Тогда хочется сделать следующий шаг. Мы создали на «Интере» классическую и функциональную информационную структуру, которая технологично была изначально правильно построена. Зритель привык, и какие бы новости не были уже потом на телеканале - зритель в силу определённых привычек всё равно еще долго будет их смотреть. Таков закон.
Естественно, ценен опыт создания серьёзных ток-шоу, я имею ввиду масштабное предвыборное ток-шоу «ТИТАНиК» . Рейтинг «ТИТАНиКа-2» был в три раза выше, чем у подобного шоу на «1+1». Этот опыт мы применяем . В частности, мы делали телевизионную версию финала кадрового конкурса, организованного «Командой озимого поколения» - «Дай молодому шанс» , которая прошла в эфире трех каналов – ICTV, СТБ и Нового в декабре 2001-го.
В Украине есть две группы, способные за короткие сроки сделать продукт такого плана с нуля: команда «Профи-ТВ» , которая это в итоге и сделала, и группа «1+1» , имеющая хороший опыт подобных проектов.
Ещё одним нашим достижением на «Интере» можно считать программу «Погода» , которую мы сделали плюс ко всему и коммерческим проектом. Да большинство наших программ на «Интере» можно назвать успешными. «Право выбора» тоже. С моей точки зрения, его нужно было не закрывать, а переформатировать. Другое дело, что с уходом пары ведущих этой программы на канале тогда не осталось журналистов, которые могли бы вести подобный проект. Хотя в свое время он был большим плюсом для «Интера», учитывая ярко выраженную тенденциозность канала. Плюсом - благодаря, прежде всего, прямому эфиру, где можно было отойти в какой-то мере от заданности.
Но есть и опыт, который я бы никогда не повторила. Я не хочу работать под чьим-то неоправданным давлением. Я очень хороший подчинённый, потому что абсолютно командный человек. Без этого я бы просто не работала на телевидении, которое является коллективным творчеством. И я бы никогда не ушла с «Интера», если бы не возникли очень серьёзные внутренние противоречия принципиального для меня характера. У меня есть политические взгляды, которые достаточно индивидуальны: я не буду никогда членом какой бы то ни было партии и считаю, что журналист не должен им быть. Я почувствовала, что мои принципы нарушаются, а указания мешают мне выполнять возложенные на меня обязанности. Всё это вместе взятое вредит общему делу, имиджу всего канала. Естественно, я не могла в этом участвовать. Не всё можно делать моими руками. Этот опыт я не буду повторять, у меня его и не было. Как только я поняла, что начну его приобретать, то приняла решение об уходе.
- Какие, на ваш взгляд, тенденции преобладают сейчас на украинском телевидении с точки зрения развития жанров?
- Телевидение сейчас переживает внутренний кризис. Это характерно не только для нашего ТВ, но и европейского, а также российского. Это общая тенденция. А о жанрах: везде преобладают развлекательные или игровые ток-шоу. А вот предпосылок для развития на отечественном ТВ публицистического жанра я не вижу.
Я считаю, что телевидение, кроме того, что оно в первую очередь бизнес, еще и огромная сила, которая влияет на формирование нации. Это способ влияния на образовательный уровень, моральные качества, принципы, которые закладываются в голову людей даже в отсутствии чётко выраженной идеологии. Я считаю, что люди, которые сейчас имеют непосредственное влияние на программную политику каналов, должны задуматься над качеством выпускаемой в эфир продукции. Деньги зарабатывать нужно, но надо также задуматься, что стоит за этими деньгами. Проблема в том, что телевизионный бизнес ставится намного выше, чем само телевидение. У меня есть идеи и конкретные предложения, как эту ситуацию можно сбалансировать. Я знаю, как изыскать те же финансовые возможности для того, чтобы, кроме развлекательных ток-шоу, зритель видел продукт, заставляющий его испытывать духовные переживания, думать.
- А в чём причины, по-Вашему, такого состояния ТВ? В его слишком большой вовлеченности в политику, отсутствии опыта эффективных бизнесовых решений.. или непрофессионализме журналистов?
- Это вопрос очень глобальный, отдельная тема для разговора. А что касается профессионализма - легко могу назвать 10-20 очень хороших тележурналистов. Профессионалы есть. Но нет школы. Нет серьёзной школы журналистики. Опыт приобретается только на практике. Все хорошие журналисты – это, по сути, самоучки, которые получили общее университетское образование. Если бы я не начала работать с 3 курса, то не достигла бы того, что имею. Меня бы в стенах факультета журналистики ничему не научили. Возможно, школа появится через лет пять, когда нынешние молодые станут взращивать себе замену. У них есть чему научиться.
- Кого Вы расцениваете как своих ближайших конкурентов?
- Я достаточно неплохо знаю рынок телевидения и считаю, что продакшн-студий, подобных нашей, на сегодняшний день в Украине нет. Могу судить в том числе и по конкретным предвыборным заказам. «Профи-ТВ» делали предвыборные ролики для разных политических сил: единственное агентство, которое открыто работало на этом рынке. Мы сотрудничали с различными политическими силами. Не работали «на кого-то», а изготавливали как профессионалы телевизионную продукцию «для кого-то». Это разные вещи. И это наше достижение. Мы работали с «Командой озимого поколения» (50-минутный документальный фильм «Озимі люди»), делали презентационный фильм для Социалистической партии Украины (не фильм «Мат». – Уточнение «Детектор медіа» ), вышедший в эфир в рамках 15-минутной квоты на госканале, такой же фильм для «Блока Юлии Тимошенко», для «Едности», сотрудничали с «Яблоком», «зелёными», «ЗаЕдУ»… Мы пока одни серьезно занимаем такую нишу. Это подтвердило и собственное исследование Агентства на тему «Рынок телевизионной политической рекламы в Украине, эффективность использования телевизионной политической рекламы на выборах-2002» . Кстати, «Профи ТВ» с весны занимается и специальными исследованиями телевизионного рынка – мы создали внутри структуры консалтинговую группу.
- Над какими новыми проектами «Профи-ТВ» работает сейчас, и когда и где они будут выходить в эфир?
-Проектов до десятка. Я расскажу о нескольких. Ближайшие – «Полезная Погода» на канале СТБ. Запускаем также, как я уже сказала, программу «Земский врач» на канале ICTV. Одним из ведущих будет актёр Виктор Степанов. Его согласие -- это большая честь для нас. «Земский врач» -- программа о здоровье, о человеческом отношении к самому себе, познавательная, но сделанная на популярном уровне.
Продолжаем цикл программ «Глуховка» (выходит сейчас на Новом канале). В июне «Профи ТВ» будет снимать пилот еще одного авторского проекта Леси Гонты для общенационального канала. Идею рассказывать пока не хочу – пусть хоть что-то останется за кадром.
С сентября планируем возобновление «Особых примет» в новой версии. Проект нового телевизионного сезона, который я лично очень хочу сделать и на который возлагаю большие надежды, – «Незаконченная история» (автор и ведущий Марк Гресь), цикл из 13 серий документально-публицистического фильма. Ближайший аналог – проект Леонида Парфёнова «История Российской империя» . Основой каждой серии фильма станут реальные исторические ситуации и события которые и сейчас являются «бомбой замедленного действия» для нашего общества. По масштабности проекта такого плана, такой направленности в Украине еще не было. Предполагается большое количество командировок, в том числе заграничных, все будет построено на собственном материале и эксклюзивных интервью с живыми участниками и свидетелями тех или иных исторических событий, многие архивные кадры украинскому зрителю будут показаны впервые. Кроме съемочной группы, с нами будет работать команда историков. Это будет качественная телеверсия собственного взгляда на историю.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
студентка Института журналистики
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ