Плутовство: стратегия антитатарских PR-кампаний в крымской прессе
4 Серпня 2005
Плутовство: стратегия антитатарских PR-кампаний в крымской прессе
Антитатарские PR-кампании в крымской прессе строятся на весьма банальной стратегии, красноречиво представленной в фильме Барри Левинсона «Плутовство». Для тех, кто его не видел, в двух словах о чем этот фильм.
Чтобы отвлечь внимание общественности от сексуального скандала, связанного с Президентом США, к избирательной кампании данного Президента срочно привлекают специалиста по непредвиденным ситуациям Конрада Брика. Конрад решает инсценировать небольшую войну – якобы США против албанских террористов. И приглашает для этого известного голливудского продюсера Стенли Мотса. Есть в фильме один сюжет, который имеет непосредственное отношение к теме нашего разговора. В момент, когда Конрад Брик предлагает начать войну, руководители избирательного штаба пытаются возразить, что Америка как бы не имеет никаких претензий к Албании и что война – это долгий и финансово затратный процесс. На что главный герой уверенно отвечает: любая война - это шоу. По его убеждению, никто не помнит войны, все помнят лозунги. Герой фильма приводит факты, перечисляя известные фотодокументы – обнаженая вьетнамская девушка и взрыв боевого снаряда, водружение американскими пехотинцами флага над горой. Искусный пиарщик Конрад Брик утверждает: «Вы помните фотографии, вы не помните войну».
К сожалению, данную стратегию мы наблюдаем и в Крыму. И эта стратегия не меняется уже на протяжении многих лет, меняются, в связи с необходимостью «идти в ногу со временем», лишь конкретные страшилки – так, сейчас это ваххабизм и терроризм.
А поскольку мне посчастливилось жить в Крыму с 1975 года, я помню конец 80-х - начало девяностых, когда крымские татары начали возвращаться в Крым. В то время в прессе замелькали материалы о походах золотоордынцев и ужасах, которые монголы чинили на территории Руси.
Вторая информационная волна была построена на параллели между чингизидами и крымскими татарами. Газета «Крымская правда» в то время писала в таком стиле: «Орды татар движутся из Краснодарского края в Крым». А в это время местные БИ-БИ-СИ (то есть бабка бабке сказала) распространяли слухи о том, что все татары ходят вооруженными, и когда они придут в Крым, то обязательно начнут всех резать, а если не резать, то обязательно всех мужчин будут обращать в мусульманство через ритуал обрезания.
Уже намного позже, мой преподаватель, русский по национальности, вспоминал то время и рассказывал, насколько он был напуган этой пропагандой, - когда ложился спать, то обязательно клал под кровать топор.
В разных вариациях, данная тактика используется и в наши дни. Помнится, года два назад мое внимание привлекла газета «Таврические ведомости» (которая, кстати, в то время финансировалась Партией Регионов Украины и считалась как бы демократической). Привлекла она меня своей передовицей. На титульном листе была размещена большая фотография Председателя Меджлиса Мустафы Джемилева, а рядом с ним лежало окровавленное тело барана. И все было бы понятно, ибо номер вышел в дни, когда крымские татары отмечали один из трех мусульманских праздников – Къурбан байрам, праздник жертвоприношения, обязательным ритуалом которого есть приношение в жертву животного (кстати, не обязательно барана, и совершается этот обряд в узком кругу, в стороне от основной массы людей).
Но журналисты снабдили этот снимок большим заголовком – Меджлис начинает сезон. И больше ничего на этой странице не было. Нейтральная статья о празднике была где-то на 5-6-й странице. Но надо представить, какие мысли лезли в голову русского человека, который все еще предвзято относится к крымским татарам, когда, подходя к газетному киоску, он видел эту фотографию и надпись крупным шрифтом: «Меджлис начинает сезон»... Даже я, крымский татарин, купил эту газету с убеждением, что там будет очередная «страшилка» о татарских националистах. Но оказалось, прав был герой фильма «Плутовство»: никто не помнит эту статью (даже я), а многие просто ее не читали. Но я убежден, что многие запомнили фотографию.
А еще можно вспомнить конец марта-2002, и те телеканалы, которые контролируются СДПУ (о). Я не помню, сколько было показано фильмов и телесюжетов. Но я четко помню картинки – Виктор Ющенко, в списке его блока есть человек, который нанимал львовчан воевать в Афганистане. А друзьями Ющенко в Крыму являются крымские татары, которые проводят тренировочные занятия боевиков в горах Крыма. А для пущего устрашения даже показали кадр Председателя Меджлиса, вынимающего кинжал.
Как долго потом возмущался Мустафа Джемилев. Он вспоминал, что журналисты с НТВ два дня брали у него интервью, говорили на разные темы. И уже когда уезжали, попросили Мустафа-агъа снять со стены и показать им саблю, которую ему когда-то подарили. Мустафа–агъа, ничего не подозревая, снял и показал. Потом двухдневное интервью исчезло, остался только кадр, как Председатель Меджлиса вынимает саблю из ножен.
Или захват заложников в Москве и связанную с этим фразу спикера крымского парламента Бориса Дейча – «что это тревожные звоночки для Крыма». Ведь эту фразу опубликовали почти все ведущие крымские газеты, и не только крымские. Потом в прессе развернулась большая дискуссия по этой фразе. Но хоть бы одно издание, хоть бы один политик, хотя бы тот же самый Борис Дейч привел бы один конкретный пример «колокольчика», из которого этот звоночек мог бы прозвенеть!. Зато все однозначно утверждали, что если этот «колокольчик» есть, то он обязательно крымскотатарский.
Уже после дискуссий, я обсуждал эту тему с одним из высокопоставленных крымских чиновников, и он рассказал свою версию данной цитаты. Он предположил, что окружение Бориса Дейча из членов СБУ и МВД могли подсказать ему, что мол мы получаем мало финансирования из Украины, так вот вы скажите такую фразу, а Киев забеспокоится и выделит для нас дополнительные средства. Я склонен верить такому сценарию, ибо после высказывания Дейча начались учения в Крыму против террористов, были выделены средства на укрепление границы. Все это было бы хорошо, если бы из-за непродуманных заявлений мы не получили очередной виток напряженности между различными национальностями.
Кстати, лично я тоже являюсь таким себе героем одной из информационных кампаний. В свое время, когда мне было лет 19 (сейчас мне 30), я был инициатором создания молодежной организации "Союз крымских тюрков". Нельзя сказать, что это была многочисленная организация - было нас человека 2-3. Мы тогда говорили, что если Европа объединяется, то почему тюркские народы не могут объединиться. Поскольку у нас тогда не то что компьютеров – пишущей машинки не было, Устав и Декларация были написаны от руки. Но этот молодой романтизм быстро закончился, так и не начавшись. Я так подробно об этом вспомнил, потому что на днях читал годовой отчет Центра Разумкова за 2001 год, где целый абзац отводится "Союзу крымских тюрков" и тому, какую угрозу Союз крымских тюрков несет Украине.
Тогда я подумал о следующем , когда мне было 6-7 лет мы с друзьями играли в войнушки. И конечно, кто-то из нас был советскими, а кто-то немецкими солдатами. Честно говоря, уже не помню, но могу предположить, что и мне приходилось быть фашистом. Так может, основываясь на подобных «фактах», эксперты из Центра Разумкова в годовом отчете за 2002 год напишут о том, что крымские татары распространяют нацистскую идеологию? Все это было бы смешно, если бы не было так горестно.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ