Поход за красотой
Несут ли „фабрики грез” ответственность перед телезрителем, в том числе и украинским, за рекламу операций, которые могут стоить иным пациентам жизни?
«Плохих результатов у нас не бывает»
Наверное, наиболее неистребимое человеческое чувство – это вера в чудо. Перед ним отступают доводы разума и логики, инстинкт самосохранения и элементарная осторожность. На телеэкране – знаменитые холмы с известной всему миру надписью «Голливуд». Фабрика грез, средоточие самых красивых и успешных людей на планете. Хотите быть такими же? Смотрите программу «Фабрика красоты», которая с некоторых пор идет и в эфире отечественного канала ICTV. А дальше нам показывают некрасивых, несчастных, закомплексованных людей. У них отвисшие животы, торчащие вперед зубы, оттопыренные уши, кривые носы. Все они в течение многих лет страдают от своей внешности и мечтают измениться. И чудо происходит. «Волшебники-хирурги могут все», - убеждают нас создатели телепрограммы. Превращения происходят на глазах у телезрителей.
Закомплексованная домохозяйка всю жизнь страдала от своей непривлекательной внешности (что, кстати, не помешало ей иметь любящего мужа-моряка и чудесных детей). Став участницей программы, она готова на любые эксперименты. Зрителям сообщают, что именно собираются с ней сделать: произвести липосакцию живота, имплантацию щек, увеличение груди, подтяжку век, переделку носа, подтяжку век. То есть, практически перекроить заново все, что создала природа. Бодрый голос за кадром радостно комментирует все этапы операций, а зрителям показывают то, что, по мнению создателей передачи, можно показать: „ У нас не бывает плохих результатов; после имплантантов груди в груди могут быть небольшие уплотнения, надо ее массировать; имплантанты совершенно безопасны”. И, наконец, момент истины: с пациенки снимают бинты, ей делают макияж, причесывают, одевают и выпускают на всеобщее оборение. Слезы радости на глазах друзей и близких: бывшую дурнушку не узнать. Перед нами – аккуратный образец истинно голливудской красоты. Нос, грудь, живот, щеки – все новенькое, словно только из супермаркета или дорогого бутика. Никаких шрамов, рубцов и других следов прикосновения скальпеля.”И это навсегда!” – радостно комментирует ведущий.
Время от времени на экране появляется респектабельный мужчина и хорошо поставленным голосом говорит: «У нас это тоже делают». Внизу – крупными цифрами - киевский номер телефона.
И это вселяет новую веру в чудо. Голливуд – он ведь далеко, да и вообще, "фабрика грез"... Не всякий туда попадет. Свое, отечественное, как-то ближе, роднее и понятнее. Но, оказывается, и у нас можно исправить торчащие уши, отвисшую грудь и некрасивое лицо. Ведь на экране все так удачно получалось. И люди – вот они, живые, на наших глазах превратились в красавцев.
Обманутые рекламой
Мне довелось встретиться (не на телеэкране, а в жизни) с женщинами, которые перенесли хирургические вмешательства, подобные тем, что выпали на долю американской домохозяйки. Правда, каждой досталось лишь по одной операции, но и этого оказалось достаточно, чтобы превратить жизнь женщин в ад, из которого нет выхода.
Каждая из них пришла к мысли об операции собственным путем, но все вместе они оказались в одной киевской клинике, которая широко рекламировала свои услуги на всех телеканалах. Здесь посетителям показывали лицензии на право пластической хирургии, рассказывали о длительном опыте работы (позже оказалось, что это ложь), знакомили с фотографиями бывших пациентов. И женщины решились.
Елена пришла в клинику, чтобы уменьшить грудь. У нее был огромный бюст, слишком тяжелый для ее небольшой фигурки. Елену заверили, что все будет хорошо, и вскоре прооперировали. Она не знала тогда (в рекламе ведь об этом не говорится), что перед такой операцией необходимо провести обследование эндокринного статуса, проконсультироваться с онкологом, а после операции обязательно провести гормонотерапию и адекватную терапию для возобновления микроциркуляции крови. Ничего этого сделано не было. Лена смотрела на свою забинтованную грудь и видела себя в мечтах юной сексапильной красоткой. Дома у нее оставались 10-летний сын и человек, с которым она собиралась соединить свою жизнь и иметь общего ребенка. Во время очередной перевязки Лена увидела то, что вышло из рук хирургов. Мечта о красивой упругой груди разлетелась на осколки. Это было что-то ужасное, исполосованное грубыми шрамами. Один сосок оказался чуть ли не под мышкой, на втором начался некроз, и вскоре его удалили совсем. Раны долго не заживали, на их месте образовались свищи, из которых постоянно сочился гной. Тем не менее Елену выписали домой. Тогда она еще не знала, что крестный ход ее страданий только начинался и отныне ее жизнь разделится на два периода – до и после операции.
Оля пришла в клинику пластической хирургии по иной причине – ей казалось, что у нее слишком маленькая грудь. А ей хотелось побольше. «Нет проблем», - заверили в клинике. И вскоре, так же без обследования, произвели операцию (проще говоря, большим шприцом закачали в молочные железы специальный гель). Конечным результатом Оля осталась довольна и выписалась из клиники. Какое-то время грудь была такой, о какой мечталось – большой, упругой, красивой. А потом начались кошмары. Спустя какое-то время гель, находившийся в ее молочных железах в «свободном полете», стал вести себя непредсказуемо: растекаться, а потом сбиваться в комки. К тому времени, когда Оля осознала, что натворила, было поздно: ее грудь напоминала мешочек, набитый грецкими орехами. Врачи-маммологи сказали ей, что существует серьезный риск возникновения злокачественной опухоли груди. Убрать гель было невозможно – об этом ей сказали все врачи, к которым она обращалась. Единственный вариант – только вместе с грудью.
Татьяна своей грудью была довольна. А вот губы ей хотелось сделать поярче. В той же клинике ей преложили татуаж. Получилось неплохо. Тогда пластический хирург предложил слегка подправить носогубные складки. Татьяна согласилась. Ей закачали гель в губы и носогубные складки, но с первого раза не рассчитали. Одна сторона получилась больше другой. Добавили гель в другую. Теперь больше получилось здесь. Так равняли долго. В результате то, что получилось, повергло Татьяну в шок, из которого она не может выйти до сих пор. Вместе изящного лица с тонкими чертами, каким оно было раньше, получилось одутловатое, опухшее лицо – типичная внешность бомжихи-алкоголички. Но самым страшным было не это. Гель повел себя непредсказуемо. Вместо того чтобы «держать» форму лица, он стал свободно мигрировать под кожей. Стоило Тане лечь, гель устремлялся вверх, а когда она вставала – перетекал вниз. Ощущение, что лицо «плывет», было чудовищным, сводило Татьяну с ума.
В клинике, куда бросились изуродованные женщины, им ничем помочь не смогли, а потом и вовсе отказались иметь с ними дело. Долгие хождения по судам ничего не дали. Оказалось, деяния пластически хирургов под статью уголовного кодекса не подпадают. Хирург, который оперировал Елену, утверждает, что основная цель операции – устранение гипертрофии молочных желез – достигнута. А последствия этого устранения в договоре оговорены не были. Сейчас Елена на грани психического расстройста. Все время она занята тем, что ходит по судам и собирает документы. От нее ушел любимый человек.
Состояние Ольги и Татьяны – не лучше. Добиться справедливости в суде им тоже не удалось. Состояние здоровья катастрофически ухудшается. А ведь им - так же, как и зрителям «Фабрики красоты» - рассказывали, что имплантаты безопасны для здоровья, а операция по коррекции груди – совершенно безобидная процедура. Ну, в крайнем случае, можно помассировать образовавшиеся уплотнения. Если бы женщины, прежде чем доверять рекламе, проконсультировались со специалистами, то наверняка десять раз бы подумали, прежде чем решиться на подобные операции.
Среди жертв пластической хирургии – Оксана Пушкина
- Число женщин, искалеченных подобными операциями, растет с каждым годом, - говорит врач-рентгенолог Людмила Крахмалева. - За последние пять лет в институт онкологии пришло не менее 25 женщин, сделавших гелевую пластику в разных «центрах пластической хирургии». Результаты такого вмешательства ужасны. Практически у всех происходит грубое перерождение ткани молочной железы. В результате в груди создается конгломерат разнообразных опухолей. Наслушавшись рекламы, женщины бегут в первые попавшиеся «центры красоты» и отдают свое тело неведомо в чьи руки. Причем чаще всего – молодые женщины, которым еще надо рожать и кормить ребенка грудью. А последствия таких операций бывают катастрофическими. К нам приходили юные красавицы, которым приходилось удалять грудь. Я как врач заклинаю всех, кто еще только задумывается о подобных пластических операциях – хорошо подумайте. Обязательно получите заключение онколога, тщательно обследуйтесь. У нас практически нет ни одной здоровой женщины, многие страдают мастопатией в той или иной степени. В этом случает гелевая пластика – просто атомная бомба. Любое хирургическое вмешательство на молочной железе должно быть стопроцентно обусловленным, поскольку любой рубец на этом органе может привести к раку (доказано, что женщины после хирургического вмешательства заболевают им в 14 раз чаще). Грудь даже массировать нельзя, малейшая травма может стать пусковой кнопкой для перерождения доброкачественного уплотнения в злокачественную опухоль. Остается только подивиться «компетентности» специалистов «Фабрики красоты», призывавших бороться с комочками в молочных железах посредством массажа! А ведь многие зрители, малосведущие в медицине, воспринимают подобные советы как истину в последней инстанции и руководство к действию.
Поверив рекламе, женщины, не задумываясь, идут в поход за красотой. А задуматься следует. Например, о том, что сегодня в украинских вузах нет такой специализации, как «пластический хирург». Не учат будущих врачей этому – зато лицензии на право заниматься пластической хирургией выдаются с такой же легкостью, как на торговую деятельность. В лучшем случае те, кто хочет сделать на этом бизнес, проходят какие-то курсы (3-4-месячные) за границей, И никто из тех, кто выдает лицензии, не задумывается о правомерности медицинской практики на основе подобного документа.
Впрочем, не стоит думать, что все сказанное относится только к Украине. Осложнения и неудачи присущи пластическим хирургам во всем мире. Например, недавно в России жертвой пластической хирургии стала известная телеведущая Оксана Пушкина. Вместо улучшения внешности (что действительно необходимо ей по роду деятельности) ведущая получила тяжелые осложнения кожи, которые практически лишили ее возможности заниматься любимым делом. В благополучной Америке высок процент неудачных вмешательство в природу человека. Не стоит думать, что пластика, например, носа – это совершенно безобидная операция. Известен случай, когда американская женщина долго судилась с клиникой из-за того, что после операции она совершенно не могла дышать носом. Правда, в отличие от Украины, Фемида была к ней более благосклонна.
Обо всех этих «случайностях» почему-то забывают сказать создатели передач, подобных «Фабрике красоты». Человеческое тело – не пластилиновая масса, подвластная любому вмешательству. Каждый человек имеет индивидуальную реакцию на хирургическое вмешательство, свои болезни и противопоказания. Именно поэтому необходимым есть тщательное обследование всего организма, консультации с психологами, психотерапевтами, онокологами. Пациент должен знать, что рисунок на компьютере может кардинально отличаться от того, что на самом деле выйдет из-под рук хирурга. Но об этом почему-то в «Фабрике красоты» не сказано ни слова.
Разумеется, существуют ситуации, когда пластические операции действительно необходимы, и врачи творят чудеса, возвращая человека к нормальной жизни. Каждый из нас – режиссер собственной жизни. Все знают, что курить вредно, но многие курят. Вот только на рекламе сигарет рекламодатели, согласно закону, обязательно пишут: «Курение может привести к раку». К сожалению, пока нет закона, обязывающего писать нечто подобное при рекламе пластических операций. Но существуют еще законы морали. И в соответствии с ними, те, кто создает подобные передачи, обязаны давать бегущей строкой или иными выразительными средствами информацию о возможных осложнениях, побочных эффектах, противопоказаниях хирургического вмешательства. Тот, кто решился на операцию, все равно ее сделает. Но он должен идти на нее с широко раскрытыми глазами, хорошо взвесив все «за» и «против», тщательно подготовившись. В противном случае, «Фабрика красоты» будет фабрикой даже не грез, а элементарного обмана.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ