Украинские тупики информационного общества

15 Березня 2005
834
15 Березня 2005
15:46

Украинские тупики информационного общества

834
Cлишком много вопросов, волновавших журналистскую общественность до грандиозного международного форума – VII Министерская конференция СЕ по вопросам политики в сфере массовой информации, – остались без ответов и после его проведения. Как мы уже сообщали, 10-11 марта прошла VII Министерская конференция Совета Европы по вопросам политики в сфере массовой информации. Конференция вызвала неоднозначную оценку как в среде журналистов, так и в широкой медийно-информационной среде.
Украинские тупики информационного общества
Мнение журналиста Оксаны Приходько анализирует это событие в контексте зарождения нового общества в Украине, в котором «медиа и коммуникации будут иметь основополагающее значение». А это в свою очередь «заставляет переосмыслить и роль основных участников процесса обмена информацией».

Отрадно, что иностранные участники 7 Европейской министерской конференции по вопросам политики в области СМИ, которая проходила в Киеве 10-11 марта, остались довольны результатами своего участия в этом мероприятии. Приветственное выступление Президента Украины Виктора Ющенко, активное участие в работе конференции вице-президента Николая Томенко, высокий уровень организации мероприятия, весьма представительная выставка “Украина информационная” – все это произвело на них очень хорошее впечатление. Плодотворной оказалась и работа над основными документами, принятыми на конференции: Политической декларацией, Резолюцией по проблемам свободы выражения и информации в периоды кризисов, Резолюцией о необходимости сохранения плюрализма медиа в эпоху глобализации и Резолюцией по защите прав человека и регуляции СМИ и новых средств коммуникации проблемам образования в информационном обществе. А красочные буклеты, фотоальбомы и разнообразные информационные материалы о стране, которая вызывает сейчас в мире такой жгучий интерес, заняли немало места в багажах европейских делегатов. Украинским журналистам слышать все эти лестные отзывы было очень приятно, однако их собственные впечатления были не столь позитивными. И дело даже не в том, что за работой конференции по домашнему телевизору (благодаря прямой трансляции, организованной каналом УТР) наблюдать было гораздо удобнее, чем из ложи прессы. И даже не в длине очереди в буфет во время обеденного перерыва. Просто слишком много вопросов, волновавших журналистскую общественность до этого грандиозного международного форума, остались без ответов и после его проведения.

Руководство Госкомитета по вопросам телевидения и радиовещания, выступавшего в качестве непосредственного организатора конференции, накануне мероприятия провело несколько пресс-конференций и круглых столов. Упор на них делался именно на организационной стороне подготовки, хотя больший интерес вызывало программное содержание предстоящей конференции. Тем не менее, организаторы твердо придерживались той версии, что участие Украины ограничивается “только стульями” (по образному выражению Ольги Якуш, заместителя директора Expo2000). Однако Общеевропейский форум НПО, проведенный опять же в Киеве накануне конференции, показал, что участие украинской стороны могло бы быть гораздо более активным. Представители зарубежных общественных организаций бурно обсуждали поправки к резолюциям конференции, над которыми они работали в течение нескольких месяцев, а их украинские коллеги в большинстве своем с любопытством изучали незнакомые им тексты на английском и французском языках.

На самой конференции проблем с информационным обеспечением украинских участников обнаружилось еще больше. В первый (и основной) день работы все информационные материалы предлагались опять же только на английском и французском (за исключением информационного доклада об украинских СМИ). В стопках подготовленных для всех участников документов можно было обнаружить не только тексты предстоящих выступлений и подготовленных тематических докладов, но и специальные вкладыши, содержащие информацию о главных действующих лицах. Фотографии, краткие биографические сведения, основные публикации и выступления – все это существенно облегчало работу журналистов, владеющих иностранным языком. Никаких аналогичных материалов об украинских участниках конференции подготовлено не было. В противном случае, возможно, не было бы и главной украинской интриги на конференции.

Как известно, разработкой новых общеевропейских стандартов в области медиа занимается специальный Руководящий комитет по средствам массовой информации, более известный под аббревиатурой CDMM (от французского Comite Directeur sur les moyens de Communication de Masse). Этот орган был создан при Совете Европы в 1981 году, и его работу обеспечивает Генеральный директорат по правам человека. Попытки выяснить у украинских представителей, в чем заключается участие нашей страны в работе CDMM, оставались безрезультатными.

Зато Кристоф Пуарель, бывший председатель комитета, и Эндрю Каттинг, пресс-секретарь Совета Европы, украинский вклад в разработку готовящихся документов оценили очень высоко. Как оказалось, представитель нашей страны не просто активно участвовал в работе Руководящего комитета, насчитывающего около 60 членов, но и входил в состав бюро этого органа, состоящего всего из семи человек.

Тем не менее, названной ими фамилии не оказалось ни в составе официальной делегации Украины на конференции, ни среди членов Нацсовета, ни на сайте Гостелерадио. И все же на конференции представитель Украины в бюро CDMM присутствовал. Вообще-то Геннадия Надоленко должны хорошо знать те украинские журналисты, которым выпала возможность посетить Америку во время его работы в посольстве Украины в США. Но, как видно, среди участников конференции ЕС таковых не оказалось. Иначе чем можно объяснить тот факт, что члены официальной делегации, неоднократно предпринимавшие попытки выяснить, кто же представляет интересы украинской журналистики в CDMM, понятия не имели, что тот сидит буквально на соседнем стуле. В общем, остается только диву даваться, каким же образом нужно было искривить украинское информационное пространство, чтобы в нем случилась подобная неразбериха.

К слову сказать, в портфеле у Геннадия Алексеевича обнаружились и украинские переводы документов, подготовленных к рассмотрению на министерской конференции. А ведь накануне представители украинских НПО были готовы заказывать их самостоятельно, не видя особого смысла обращаться за помощью к официальным организаторам конференции. Причем среди последних Министерство иностранных дел Украины, руководителем отдела информационной политики которого является г-н Надоленко, вообще не значилось.

Интерес к украинскому представителю в CDMM особенно возрос после принятия на конференции специального постановления по медиа в Украине. Идея этого решения, по словам заместителя генерального секретаря Совета Европы Мод де Бор-Букиккио, возникла после визита Виктора Ющенко в Страсбург, в ответ на его просьбу интенсифицировать содействие нашей стране в укреплении ее демократического статуса, и особенно в развитии независимых СМИ. Одним из пунктов этого постановления предполагается выработка нового плана действий СЕ в отношении Украины, который будет существенно отличаться от нынешнего. Причем рабочая группа по подготовке этого плана соберется в Киеве уже в конце этой недели. В ней примут участие представители СЕ, ЕС и Украины. Хочется надеяться, что теперь уже исчерпывающую информацию о позиции нашей стороны на этих переговорах узнать будет значительно легче.

По словам г-на Пуареля, новая программа будет предусматривать целый ряд мероприятий в области усовершенствования украинского законодательства, проведения специальных тренингов для украинских юристов, которые смогли бы повысить шансы на адекватную имплементацию уже существующих законов, а также на повышение профессионального уровня журналистов. Все это, несомненно, очень нужно нашей стране. Но начинать, наверное, стоит с устранения проблемы miscommunication, которая существенно осложняет консолидацию всех сторон, заинтересованных в реформировании украинского медиа-пространства. Ведь эта конференция наглядно продемонстрировала, что проблема заключается не столько в отсутствии информации, сколько в неспособности, неумении, а возможно – и в нежелании ее получать и распространять. И с этой точки зрения особый интерес представляет одна из тем, которую активно обсуждали участники конференции.

Зарождение нового общества, в котором медиа и коммуникации будут иметь основополагающее значение, заставляет переосмыслить и роль основных участников процесса обмена информацией. Если раньше речь шла в основном о «поставщиках» информации, то теперь все чаще вспоминают и о медиа-пользователях (на форуме НПО, кстати, возникло даже некоторое недоразумение, связанное с не совсем точным переводом французского термина consommateurs de medias, который в английском варианте прозвучал как media-consumers вместо media-users).

Как бы там ни было, проблема медиа-потребления или медиа-пользования для нашей страны оказалась, пожалуй, наиболее актуальной. Даже столь популярная сейчас тема общественного телевидения, по словам зарубежных экспертов, рассматривается у нас не совсем под тем углом зрения. И законодательное урегулирование, и проблемы финансирования являются, без сомнения, очень важными. Но еще важнее, по словам Кейт Эди, ведущего корреспондента BBC, добиться того, чтобы общественное телевидение служило интересам всего общества, а не его отдельных групп. А для этого само общество должно уяснить для себя, в чем состоят эти интересы. И начинать нужно с приобретения умения слышать и слушать представителей всех участников информационного обмена. В том числе и самих журналистов.

На быстрое и легкое решение этой проблемы надеяться вряд ли стоит. На пресс-конференции, проведенной после окончания работы конференции, Анатолий Мураховский, первый заместитель руководителя Государственного комитета телевидения и радиовещания, пообещал открыть на веб-сайте своего комитета специальную страничку, на которой и журналисты, и представители НПО могли бы вывешивать свои предложения, обращения и комментарии. Это заявление было сделано в пятницу, 11 марта. А в понедельник все попытки дозвониться в Гостелерадио по телефону, указанному на весьма лаконичном сайте этой организации, оказались тщетными. Не удалось установить контакт и после выяснения того, что номер АТС изменился и, следовательно, виртуальная информация давно уже устарела. Возможно, это свидетельствует о том, что в комитете устарела не только информация и не только о телефонных номерах. Ведь служба 09 дала, в конце концов, другой телефон, хотя и по нему никакой новой информации получить не удалось. Возможно, пример более эффективного решения проблемы miscommunication как раз и покажет Страсбург, усилив роль украинского бюро информации Совета Европы в информационном обмене?
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
834
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду