Оранжевые «плюсы» и их минусы
Если Пинчук окончательно решит продавать свои каналы, то их цену будет определять, в первую очередь, стоимость рекламного пространства. Ну вот и состоялось. Разноцветные дымы избирательной кампании постепенно начинает сдувать если еще не ветер, то легкий ветерок грядущих перемен. Этакий политико-экономический бриз. И, как положено ветру, легкие политические предметы он сдувает быстро, а тяжелые вроде как не трогает.
К легким можно теперь уверенно отнести большинство персонажей из бывшей партии власти, к тяжелым – инструменты политического влияния, которые они создавали и оттачивали. Это прежде всего СМИ, а сред них самые «тяжелые» – телеканалы, возглавляющие рейтинговые таблицы. А среди них самый-самый – «плюсы» Роднянского.
Что до удельного веса – он прежде всего определяется реальной стоимостью (в случае «1+1» это примерно 40 миллионов долларов, цена «украинской части» «плюсов»), затем стоимостью рекламы и прайм-тайма, ну и, конечно, степенью возможности задействовать в манипулятивных целях или свободомыслием.
С последим – бабка надвое сказала. Пока «1+1» был безраздельно в управлении менеджерских цепочек типа Медведчук-Васильев-Оселедчик-Пиховшек (не будем говорить об этике этих связок) и власть была полностью кучмовской, соответственно вещание демонстрировало исключительно свою «кучманілість». Честные диссиденты вроде Кипиани, отчаянно говорившие правду, выглядели действительно как советские диссиденты времен Андропова. Их не сажали в лагерь лишь потому, чтобы время от времени демонстрировать Западу «свободу слова». Но, кроме известного Вахтанга Кипиани, был, например, и менее известный главный юрист «плюсов» Максим Варламов, который в дни революции организовал работу кухни офиса «1+1» для Майдана, лично финансировал отдельные акции, а его отдел вернул «януковичам» два провокационных ролика, которых зрители так и не увидели. Один был якобы от Козака, в котором Буш топчется по Украине. А второй обыгрывал драку возле ЦИК, куда вмонтировали Юлю и Ющенко.
Разумеется, было 23 ноября, когда ВСЕ сотрудники ТСН отказались работать в новостях, и их поддержал технический персонал. Это уже был не протест, не бунт, а восстание. И 25 ноября Роднянский сотоварищи покаялся, и «плюсы» резко развернулись в сторону Ющенко, а их офис передал на Майдан 20 тысяч гривень. (А вот просто любопытно, как их израсходовали?)
Поэтому вчерашние оппозиционеры переживают отчаянную ломку интересов в том смысле, что не знают, действительно ли им признать прессу свободной (и отказаться от такой замечательной игрушки!) или оставить механизмы управления-давления в целом прежними. Разумеется, для блага страны и торжества свободы и демократии, с целью лучшей очистки информпространства от зловонных остатков кучмистского гнета. И не укрупнять их, а чуток раздерибанить, раздробить. Для тех же целей.
Это взгляд извне. Поверхностность имеет свои преимущества, как расфокусированная съемка придает изображению некую обобщенную загадочность. Но есть еще и нутро (и все время было!), которое жило своей «плюсовской» жизнью, тем не менее, имея и гражданскую позицию, не всегда совпадающую с официальной.
Летом 2002 года судебный процесс с Рабиновичем завершил многолетнюю тяжбу после того, как отцы-основатели основательно поссорились (предмет иска – недействительность лицензии «1+1»). «Плюсы» выиграли. Боле того, новый конкурс осенью 2004 года принес им девять часов дополнительного вещания. Насколько повлияли на это решение выборы Президента Украины, теперь уже не важно. Будем считать приятным совпадением. Но послереволюционное похмелье не берет в счет вчерашние праздники и хмуро интересуется, где можно побыстрее поправить свое информационное здоровье. Кто быстрее поднесет пивушка духовного, тот и выиграет.
Вроде бы «плюсы» пока не особо замечены в инициативности, как, впрочем, и большинство телеканалов. Суетятся маргиналы и пираньи телеэфира, чуя Великий Передел Частот и слабость или трусость старых хозяев ТВ.
Конечно, все бы хотели полноценное круглосуточное вещание. Сразу ни у кого не получится. Даже у «плюсов», как наиболее вероятного кандидата на нон-стоп. Потому что тут, вероятнее всего, опять появится Рабинович, который будет нажимать на «плюсы». Должен куда-то будет деться «революционный» Деркач с «Эрой» и тремя с половиной часами вещания на Первом Национальном. Зинченко, без сомнения, будет желать справедливого реванша на «Интере» – а это сильно отразится на рекламном пространстве «плюсов», у которых серьезный договор с «Интер-рекламой». У «Интер-рекламы» также договор с каналами Пинчука на 55 миллионов, а это 80% всего телепространства Украины. Остальные 20% – другим телеканалам, включая «плюсы». Но раньше «Интер» делился с «плюсами» более-менее поровну, из-за политических раскладов. И если Пинчук окончательно решит продавать свои каналы, то их цену будет определять, в первую очередь, стоимость рекламного пространства. А как будет развиваться рынок рекламы, никто не в состоянии предсказать. До сих пор точно неизвестно, что же такое политическая реклама и политическая агитация.
Как говорилось выше, полной нейтральности телеканалов быть не может. Даже в условиях цензуры, как не было и полной ангажированности. Например, печально известная песня Кобзона о гражданской войне в версии «плюсов» прозвучала… но без агитационного призыва в конце – голосуйте за Януковича. И порядочно, и дальновидно, потому что теперь по этому факту судебный иск есть ко всем транслировавшим агитку каналам, кроме «плюсов».
Итак, у нас есть канал, изрядно послуживший (особенно в новостийной части) Администрации Президента, но пока управляемый неглупыми, а в отдельных случаях и принципиальными людьми. Перед ним в силу обстоятельств стоит вопрос о частичной смене собственников украинского пакета «1+1». Новая власть, говорят, больше склоняется в пользу дробления тех же «плюсов». Ну, такое у нее понимание масштабов, ничего не попишешь. Сказал же Ющенко – отделить бизнес от политики (интересно, как это практически будет выглядеть?).
То есть правила не видоизменяются, а сужаются.
А в этом случае кто больше заплатит за пакет «плюсов», тот и выиграет. Какие есть варианты?
Рассмотрим не гламурные, а более жесткие.
Во-первых, это Донецк. Да-да! Им предстоит еще долго отмываться от имиджа пророссийского региона, населенного опухшими от дармовой водки бандитами. А это будет стоить денег. ТРК «Украина» не вариант из-за среднего качества в масштабах страны, а «плюсы» какую-то часть своих возможностей могли бы потратить на белый пиар.
Во-вторых, это Березовский. Да-да! А почему и нет? Такой шанс повернуть бывшее острие пророссийского влияния в противоположную сторону!
В-третьих, это Лазаренко. А как вы думали, Павел Иванович забыл телевизионные рассказы о том, какая у него уникальная черепица на госдаче? И не хочет рассказать про другие «хатынки» своих заклятых друзей?
Понятно, что все эти личности и учреждения никоим образом не «светились» бы сами. Все было бы в рамках законодательства, минюст носа не подточит. Но как начет интересов Украины? Ау, Виктор Андреевич! Слезайте уже наконец с Говерлы! Люди заждались.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ