Для кого существует телевидение?

3 Серпня 2004
761

Для кого существует телевидение?

761
Продолжение размышлений социолога-любителя. Прошлым летом, под впечатлением пребывания в типичной украинской сельской глубинке и на типичном крымском курорте, я, помнится, изложила некие размышления в двух частях («Село і люди» и «У моря, у синего моря…») под таким вот общим названием.
Для кого существует телевидение?
Нынче потянуло превратить сей диптих (кстати, абсолютно не утративший актуальности) в триптих, добавив еще один аккорд.

Итак,

Часть третья: «Я піду в далекі гори…»

Собственно, крошечный санаторий, затерянный в Закарпатье недалеко от румынской границы, – с тишиной и с таким течением времени, что оно словно бы утекает сквозь тебя, растворяясь бесследно, – мало способствует какому бы то ни было напряжению мысли.

Но вот, уже по возвращении, наткнулась в интервью патриарха мировой фантастики Роберта Шекли (газета «Сегодня», 24.07) на такой пассаж: «Мне скучно следить в новостях за бесконечным потоком трагедий, из-за этого я практически не смотрю телевизор». – «Но это не значит, что трагедии надуманные», – пытается было возразить интервьюер Наталья Мозговая. «Да, – продолжает Шекли, – и я сожалею об этом. Когда я смотрю репортажи об этом, мне кажется, я испытываю подобающие чувства, но я не собираюсь разрушать свою жизнь из-за того, что кто-то умер в Восточной Азии. Что я должен с этим делать? Слово «должен» – …скользкий термин. Кто может сказать, как оно должно быть?..»

Безусловно, ругать телевидение за тот сплошной поток негатива, который выплескивается с экрана на рядового обывателя, – уже давно общее место. Но «общие места» имеют обыкновение мгновенно становиться «частными» и конкретными.

Так вот, в санатории у нас стояла «тарелка» (простые антенны в условиях предгорий-загорий практически бессильны) со следующим набором: «1+1», «Интер+», «РТР-планета», «ОРТ», «Новый», СТБ, «Энтер-фильм», «5 канал», ОТВ-мюзик, Ентер-мюзик плюс иногда прорезывающееся Мукачево. И вновь (см. предыдущие части «триптиха») – ни намека на УТ-1. То есть, наше родное государство – посредством своего ТВ – на значительную часть собственной территории (напомним: ЮБК, Закарпатье, Корсунь – самое сердце Украины!) никоим образом не влияет. В отличие от государства сопредельного.

Поскольку кнопок в представленных в санатории моделях телевизоров всего 6, люди бесконечно надоедали службам просьбами что-то выключить, а что-то, наоборот, вернуть. В результате, в более-менее стабильный набор постоянно входили только ОРТ, «1+1» и ОТВ-мюзик.

И я лично (каюсь!) тупо смотрела последнее. Как впрочем, и большинство санаторского люда. За исключением детей (наш отдых вообще оказался довольно веселым благодаря группе юных «айкидо»-истов во главе с тренерами и мамами): на телевизор – наряду с чипсами и прочими «вредностями» – в этом спортивном мини-лагере существовал жесткий запрет. Что, очевидно, правильно!

По старой, еще перестроечных (а, может, и советских) времен привычке, граждане отдыхающие иногда пробовали смотреть новости. Но… Гибель шахтеров, смерть бесконечно уважаемого мной Константина Степанкова, теракты в Ираке, катастрофа в Турции…

И всё снова, так или иначе, заканчивалось музыкой.

Конечно, все кляли убогость попсы и игры в «Пузатий гаманець». Меня, например, до сих пор передергивает от «С днем рождения, Вика!» или «Лондон-Париж…», которые, как на грех, и в родной столице достают отовсюду (на обратной дороге, в автобусе, спортивные дети, которым все-таки невозможно было напрочь залепить уши, специально для меня под радостный запев тренера: «А где-то…» – мгновенно начинали орать: «…лондонский дождь!!!»).

[Справедливости ради: временами там попадались и вполне качественные песни и клипы.]

Конечно, всем становилось как-то грустновато от навязчивых объявлений бегущей строкой, среди которых попадались, например, такие: «Devchenki (именно «девчЕнки»!) is Krivogo Roga! Kto hochet provesti so mnoi noch v moei kvartire?” или “Paren ishet aktivnogo parnya”. Впрочем, наверное, такова жизнь…

…И все равно смотрели именно это. Или, вернее, не смотрели, а так – пускали фоном и изредка «включались» – то возмущаясь, то, наоборот, вслушиваясь в Стинга или Челентано…

Не смотреть же вовсе «дореволюционные» серии «Ментов», которые совершенно синхронно шли по «ОРТ» и «плюсам», или вовсе уж замшелое «Слабое звено» на том же «ОРТ» (впрочем, по «замшелости» главный его конкурент – НТВ-мир, который крутит «О, счастливчик!» с Дибровым)! Межсезонье – оно, конечно, и в Африке межсезонье, но не до такой же степени. Старое кино крутили бы, что ли…

В общем, телевизор мы, получается, смотрели, не всматриваясь. А когда всматривались – то, чаще всего, лучше бы этого не делали.

И тут я снова возвращаюсь к прошлогоднему сакраментальному вопросу: а для кого, собственно, существует ТЕЛЕВИДЕНИЕ – кроме как для самих многочисленных ТВ-мейкеров и их самоотверженных врагов – телекритиков?

Потому как бесконечные политические намеки-экивоки-умолчания-подковерные игры, мутный поток которых уже захлестывает и экраны, и страницы газет, и Интернет (то ли еще будет ближе к осени!) – это отдельная планета, и собственно телевидение – тоже вполне замкнутый на самом себе мир, который едва-едва приоткрыт для рядового зрителя (питайся, мол, крохами с барского стола в насквозь переделённом-перекоррумпированном телеэфире), и вообще – «страшно далеки они от народа»…

Парадокс: самое общедоступное и «общеохватное» средство массовой коммуникации является едва ли не самым «кастовым» и «непрозрачным»!

…И вновь и вновь, уже вернувшись домой, ловишь себя на том, что включаешь телевизор, методично клацаешь пультом по всем каналам – и так же точно выключаешь. И телепрограмму даже уже не покупаешь, а если покупаешь, то она так и желтеет, раскрытая на понедельнике…

Межсезонье! Хотя – как представишь себе недалекое уже «сезонье»…

…Интересно, есть ли животные, которые, наоборот, спят летом и просыпаются к зиме? Вот бы научиться у них – хотя бы на текущий год!

P.S. Последний парадокс: этот текст я написала от тоски – у меня просто-напросто во время грозы «вырубило» кабель прямо в кульминационный момент бессмертного фильма «Вокзал для двоих».

Выходит, что всё-таки?!.
Команда «Детектора медіа» понад 20 років виконує роль watchdog'a українських медіа. Ми аналізуємо якість контенту і спонукаємо медіагравців дотримуватися професійних та етичних стандартів. Щоб інформація, яку отримуєте ви, була правдивою та повною.

До 22-річчя з дня народження видання ми відновлюємо нашу Спільноту! Це коло активних людей, які хочуть та можуть фінансово підтримати наше видання, долучитися до генерування спільних ідей та отримувати більше ексклюзивної інформації про стан справ в українських медіа.

Мабуть, ще ніколи якісна журналістика не була такою важливою, як сьогодні.
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
для «Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
761
Коментарі
0
оновити
Код:
Ім'я:
Текст:
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ
Використовуючи наш сайт ви даєте нам згоду на використання файлів cookie на вашому пристрої.
Даю згоду