Джентльмены удачи
Скрипя и пробуксовывая, наша «теле-га» все-таки осваивает основные форматные ниши. К итогам уходящего телесезона. Вийшло друком шосте число часопису "Детектор медіа". Протягом найближчого часу ми будемо публікувати на сайті найбільш цікаві матеріали з нього. Розповсюджується часопис безкоштовною адресною розсилкою. Замовити друковану "Детектор медіа" можна, повідомивши нам свою поштову адресу за адресою info@telekritika. kiev. ua, або 04112, Київ, вул. Ризька, 15, ГО "Детектор медіа".
Проект реалізується за підтримки Агентства США з міжнародного розвитку (USAID) за угодою № F11158-TK-01. Погляди авторів не обов'язково збігаються з поглядами Агентства США з міжнародного розвитку.
This publication was made possible through support provided by the United States Agency for International Development, under the terms of Award No. F11158-TK-01. The opinions expressed herein are those of the authors and do not necessarily reflect the views of the United States Agency for International Development.
Також реалізації цього проекту сприяють Тhe National Endowment for Democracy /NED/, Internews Network, Центр Медіареформ.
За последние пару сезонов мы благополучно пережили бум интеллектуальных игр, «реалити шоу», праймовых сериалов и предпраймовых сценарных ток-шоу. При патологической недоразвитости собственного производства украинским телеканалам удается-таки, пусть, как правило, холостыми и очень одиночными выстрелами, но все же салютовать общепризнанной теле-моде.
Когда-то, на заре Перестройки, подобную ситуацию переживал украинский театр. В конце 80-х радостно низвергнув заодно с коммунистическими догмами систему Станиславского, соцреализм и административно-командный менеджмент, академические труппы и прущие на сцену, как грибы после дождя, хозрасчетные театры-студии с энтузиазмом осваивали весь художественный опыт мирового театра ХХ века. Как в советском анекдоте про пятилетку за три дня, отечественные мастера сцены мчались галопом по Европам, торжественно отмечая сам факт прикосновения к авангардным направлениям, от фрейдизма до абсурда.
Утолив жанровый голод, служители Мельпомены поутихли, и теперь все больше обеспокоены не так новыми художественными горизонтами, как необходимостью «делать кассу».
У телевизионщиков, казалось бы, все обстоит несколько иначе. Здесь форматные поиски и изыски с «кассой» связаны неразрывно, можно сказать, непосредственно ею и продиктованы. С той только разницей, что телевизионные рейтинги и, соответственно, прибыли в мировом технологическом опыте предполагают значительные интеллектуальные и финансовые инвестиции.
У нас же, принимая форматное разнообразие как неизбежность, вложения в производство рассматривают, скорее, не как необходимую статью расходов, а как то, на чем можно существенно сэкономить.
Однако за последнее время российское вторсырьё, в значительной степени удовлетворяющее потребности отечественного телерынка в форматном обновлении, значительно подорожало. Связано это, прежде всего, с успешным развитием тамошнего производства, а, значит, и с непрерывным ростом инвестиций в него тамошних же производителей.
Российский телепродукт поднялся в цене и в качестве, и дешево купить у наших получается уже далеко не всегда. Производить самим становится рентабельно. По крайней мере, об этом свидетельствуют и некоторые изменения в программной политике каналов, и непубличные заявления программных менеджеров. Совсем недавно, во время интервью корреспонденту «ТК», продюсер одного из телеканалов, откровенничая мимо диктофона о планах на следующий сезон, сознался, что в сумме с моральными дивидендами и технологическими перспективами собственное производство сегодня реально эффективнее российского секонда.
Примечательность уходящего телесезона как раз и состоит в том, что курс на обзаведение программной собственностью наметился повсеместно. Выкристаллизовались и национальная особенность тактики, и стратегия программного менеджмента. Собственно, отсутствие долгосрочных стратегических деклараций о намерениях у большинства наших телеканалов как раз этой особенностью и является. Есть стойкое впечатление, что к основным стратегическим установкам у нас относятся две: «держать нос по ветру» и «ставить на удачу». Кстати, джек-пот – «Евровидение» – и в прошлом, и в нынешнем сезоне априори у Первого Национального. И в следующем сезоне тоже – за ним. И не только в виде опять же «Евровидения», которое только под конец сезона. Начнут-то сезон (во всяком случае, хочется в это верить) – вмененные законом государственному каналу теледебаты кандидатов в президенты. Жаль только, что государственный канал не использует статусные привилегии для кардинального усовершенствования программной политики в целом. Совершенствуя технологию телевидения как формы политической отчетности, здесь, похоже, о телевизионных форматах как таковых не задумываются. Иначе бы за год существования в эфире «Четверта влада» перестала бы быть пятым колесом в нашей «теле-ге».
Ярко выраженную стратегическую производственную поступь сегодня демонстрирует, пожалуй, один лишь «Интер». Здесь не только один за другим появляются, хоть и явно калькированные, эффектные проекты, но налицо стремление к поступательному развитию успешно слизанных известных жанровых наработок. Самый показательный, как и самый «свой», в этом смысле – «Шанс», выросший из эфирного старожила – тоже предельно своего – «Караоке на майдане». Песенный «Шанс» превратился в самостоятельную разновидность народного шоу-бизнеса, безусловно, напоминающую забугорные звездные фабрики-кухни, но, тем не менее, с внятно выраженными собственным стилем, шармом, сценарными и технологическими особенностями. Едва оформившись как программный бренд, «Шанс» тут же дал толчок пусть менее удачному, но вполне логичному следующему проекту «Интера» «Шанс. Models.ua».
Именно «Интер» нынче единственный из отечественных телеканалов, успешно и масштабно работающий на экспорт (вспомним, что когда-то в этом пионером был «1+1», теперь работающий все больше в реверсном направлении). Можно сколько угодно плеваться по поводу пресловутых новогодних интеровских мюзиклов, но то, что российские телегегемоны строятся в очередь на участие в их копродукции и наперед расхватывают право эфирного показа – факт. Все активней функционирует и выделившаяся в отдельную структуру кинопроизводственная база «Film.ua», чьи сериалы спорного качества пользуются бесспорным спросом и на РТР, и даже на НТВ. Очевидно, что и для российского ТВ удорожание собственного производства не проходит бесследно. Покупать наши дорогие (для нас) проекты для них дешево и выгодно. Особенно, когда они столь откровенно ориентированы именно на российский рынок. (Та же история с высокорентабельными, по уверениям создателей, сериалами Нового канала «Завтра будет завтра» и «Небо в горошек», которые громко промотируются как украинские, но при этом свято блюдут геополитическую неопределенность места действия, а то россияне – побрезгуют). То есть, по существу, мы имеем дело со следующим, более гуманным, этапом постсоветской колонизации.
Стоит напомнить, что в свое время взаимовыгодные взаимоотношения украинских коммерческих телеканалов с российскими начинались с прямой ретрансляции сигнала (на том же «Интере» – как бы вполне легитимно, и, скажем, на «ЮТАРе» – непонятно как). И лишь затем, подтвердив свою внеконкурентность, российский продукт, бывший в употреблении, хлынул на украинские каналы нескончаемым и неконтролируемым потоком. Вплоть до возникновения транснационального менеджмента в лице господина Роднянского. Собственно, с его приходом на СТС российская телеколонизация и начала приобретать структурный характер. А на смену пресловутому «после нас хоть потоп» медленно, но верно приходит «после нас – производственная база», хотя бы в том, что касается телевизионного кинопроизводства. Хотя произошедшее со старейшим киевским частным каналом «ТЕТ» пока что, кроме нового логотипа, никаких видимых производственных достижений не обнаруживает. Наоборот, абсолютная программная узурпация СТС – налицо, в смысле на экран.
И еще немножко об «Интере». При всем разнообразии и явном количественном превосходстве собственных программ интеровских «похитителей велосипедов», признать его каналом-лидером мешают две вещи: отсутствие резонансных имиджевых проектов и харизматичных «лиц» канала. И это тем более странно, что именно «Интеру» принадлежит беспрецедентный «казус Писанки» – единственной нашей доморощенной мегазвезды, получившей конвертируемый статус на НТВ. И почти невероятно, потому что именно на «Интере» практически бесшумно (!) прошел лучший историко-культурный проект прошедшего сезона – кругосветное путешествие по Украине «Дорога домой» Алексея Зотикова. И тут же, на «Интере», бесславно затих в ночи «Всплеск культуры». Прямо тебе «Спрайт» какой-то: имидж – ничто…
Однако – это только для газированной воды подходит. Телеканалу же имидж нужен как тому «спрайту» воздушные пузырьки – по определению. Вот и «ТЕТу» Роднянский оставил в производство программу «Дивись!» об успешных киевлянах не от щедрот, а для имиджа! И именно за счет имиджевых проектов Роднянского до сих пор в теле-лидерах держится «1+1», «доедая» миф о самих себе.
Напротив, каналы «пинчуковского холдинга» в нынешнем сезоне весьма экстравагантно проявили имиджевую озабоченность. Больше всех «пострадал» от которой СТБ, сначала шокировавший общественность инициированным «снизу» «Чемпионатом по стриптизу» на грани порнухи как в прямом, так и в переносном смысле, а потом по разнарядке «сверху» запустивший качественный документальный проект «Новые украинцы». Тут необходимо заметить, что вроде бы начавшаяся легализация и реструктуризация «холдинга» происходит по ленинской формуле «шаг вперед, два шага назад». Периодически просачивающиеся заявления о диверсификации программной политики СТБ, Нового канала и ICTV практически не подкрепляются реальными программными изменениями, а при попытках прояснения ситуации оказываются покрыты «коммерческой тайной».
Между тем вопрос имиджевого позиционирования в сегодняшних условиях принципиален для каналов как никогда. В погоне за максимальным частотным покрытием не стоит упускать из виду существенную деталь: получая возможность принимать качественный сигнал того или иного телеканала, зритель должен иметь возможность идентифицировать его как «свой» или «не свой». Однако жесткая программная сетка, всевозможные линейки и другие «теплые вечера» (одна из последних «фишек» СТБ – формирование вечернего блока, включающего определенный программный набор на каждый день) есть практически у всех. А вот определенная форматная стилистика вещания каналов просматривается с трудом. И если в прайм-тайм еще существует гипотетическая вероятность без логотипа канала определить, «куда попал», то днем, например, или ближе к ночи картинка везде примерно одинаковая: безлико-киношно-попсовая. То есть в борьбе за зрителя каналы по-прежнему пользуются странным стереотипом «семейного канала», на котором должно быть все, для всех и как у всех.
В то время как сегментация рынка могла бы покончить с повальной ежесезонной пошестью на одни и те же форматы. В минувшем, например, все как один кинулись осваивать дневные ток-шоу. И есть, конечно, повод порадоваться отдельно за «обновленных» Иванну Найду, Ольгу Герасимьюк, Илью Ноябрева, Руслану Пысанку на российском НТВ… Но сама по себе безумолчная дневная говорильня на кочующие темы с блуждающими сюжетами уже ничего, кроме раздражения, не вызывает.
Не удивлюсь, если в следующем сезоне дневной зритель окажется в заложниках у эпидемии, например, «ситкомов». И фонограммы студийного хохота будут звучать на всех каналах, сродни знаменитому «я тебе попереключаю».
В связи с этим главное, чему не устаешь поражаться, – креативная и технологическая неповоротливость программного менеджмента. Об этом уже доводилось писать по поводу дневных ток-шоу, тенденция к востребованности которых определилась еще как минимум два года назад, с появлением на тогдашнем ОТР «Большой стирки», а реализовалась в собственных проектах лишь в нынешнем сезоне, причем на всех каналах сразу. Не говоря уже о документальных проектах, грядущую востребованность которых Наталья Лигачева прогнозировала еще в 1999 году…
Затрудняюсь подсчитать, сколько лет насчитывает успешность каких-нибудь «Элен и ребята», сколько прошло со времен «Альфа» в феноменальном украинском переводе дореформенного ICTV. И ни на секунду не усомнюсь в том, что за все эти годы в креативных недрах компаний не приложены хотя бы минимальные усилия для создания хотя бы сценарной «ситкомовской» базы. То есть, судя по всему, российский производитель по-прежнему может держать карман шире.
Впрочем, кроме «плюсовской» промо-помпы «Форта Буаяр», о ставках, сделанных программными менеджерами на следующий сезон, пока мало что известно. В любом случае, удачи вам, джентльмены!..
У зв'язку зі зміною назви громадської організації «Телекритика» на «Детектор медіа» в 2016 році, в архівних матеріалах сайтів, видавцем яких є організація, назва також змінена
«Детектор медіа»
* Знайшовши помилку, виділіть її та натисніть Ctrl+Enter.
Читайте також
Долучайтеся до Спільноти «Детектора медіа»!
Ми прагнемо об’єднати тих, хто вміє критично мислити та прагне змінювати український медіапростір на краще. Разом ми сильніші!
Спільнота ДМ